"Александр Невский - Имя России"" /> "Александр Невский - Имя России"" /> "Александр Невский - Имя России"" />

Иконография Александра Невского

Доклад на межрегиональной конференции <a href="http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=183341">"Александр Невский - Имя России"</a>

Роль художественного образа в духовно-нравственном воспитании молодежи


Художественный образ оказывает определяющее воздействие на формирование внутреннего представления о том или ином явлении или портрете исторического лица. Не даром говорят: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании неоспоримо велика при условии грамотного и качественного подбора материала, могущего дать достойные образцы.

Как известно, идеалы народа формирует история. Жизнь и подвиги видных исторических деятелей всегда служили примером для подрастающего поколения, а сами они нередко призывали потомков помнить об их славных делах. Так, полководец А.В. Суворов завещал: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать благословением Божьим; до издыхания быть верными Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славу чрез истину и добродетель" [1]

Идеалом человечества являются святые. Их иконы изображают преображенный, просветленный и очищенный от греха, облик человека, а жития рассказывают о самоотверженном служении Богу, Отечеству и народу. сонме Русских святых особую любовь народа стяжал святой благоверный князь Александр Невский, доблестный военачальник, одержавший победу над шведами в 1240 г. и крестоносцами Ливонского ордена в 1242 г.

Его почитание началось после обретения мощей в 1380 г., но официальная канонизация состоялась при царе Иоанне Грозном на Московском Соборе в 1547 г. Тогда же начала складываться иконография Александра Невского, появились его первые иконы.

Есть версии, что ранний образ князя в доспехах, на коне и уже с нимбом вокруг головы, представлен на иконе "Чудо от иконы Божией Матери Знамение" или "Битва новгородцев с суздальцами" (середина XV в., ГТГ). Александр Невский предположительно изображен вместе с великомучеником Георгием Победоносцем и святыми Борисом и Глебом, сражающимися на стороне новгородцев, в нижнем регистре композиции. Так как на иконе изображено событие 1169 г., а даты жизни Александра Невского приходятся на 1219/1220-1263 гг., то можно думать, что рассматриваемый извод указывает на вневременное бытие святого князя.

Начиная с XVI в. иконография Александра Невского развивалась в 2-х вариантах. Оба отражали суть подвига князя. По словам митрополита Иоанна (Снычева): "Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока" [2]. В раннем варианте святой князь представлен в монашеском облачении (мантии, куколе, лежащем на плечах или надетым на голову), напоминающем о принятии Александром Невским иночества накануне кончины, в последующем - в княжеском одеянии, иногда при оружии.

В допетровской России благоверного князя предпочитали изображать обращенным в молитве к Спасителю или Богородице в небесном сегменте в верхнем углу иконы, или фронтально, а иногда с другими преподобными святыми. Например, на иконе-таблетке "Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский" из Новгородского Софийского собора (середина XVI в.) святой Александр показан со свитком с надписью: "Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите".

Выдающимся памятником древнерусской иконописи стал житийный образ "Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями" (конец XVI-начало XVII вв.) из Покровского собора "что на рву" (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы представлен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетом на голову. В 2-х рядах клейм - события жития и чудеса святого, среди которых незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. Например, "Чудо о Донской победе" (Александр Невский оказывает помощь Дмитрию Донскому) или "Чудо в битве на Молодех" (Александр Невский участвует в битве с крымским ханом Девлет-Гиреем).

Такие изводы указывали, прежде всего, на богопослушность и молитвенность князя. Они вполне отвечали воспитательному идеалу Древней Руси, заключавшемуся в приобретении истинной, а не книжной мудрости. Об этом говорилось в азбуках: "Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; аще обрящеши кротость, то и одолееши мудрость: не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит" [3].

Преобразования Петра I внесли яркие изменения в культуру и образование, они не обошли стороной такой частный вопрос, как изображение Александра Невского. Государь считал себя продолжателем славных дел Александра Ярославовича в борьбе с католической экспансией. В 1710 г. в память о Невской победе он основал Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь на левом берегу реку Невы в Петербурге (с 1797 г. лавра), а в 1724 г. перенес в него святые мощи князя, находившиеся ранее во Владимире. В этом же году Святейший Синод постановил писать святого Александра Невского в воинских доспехах и царской мантии, подбитой горностаем, а к его титулу добавить слово "великий". Это Синодальное распоряжение акцентировало внимание на военных подвигах князя и его заслугах перед Отечеством. Так, на иконе "Святой благоверный князь Александр Невский", кисти Ивана Гусятникова (1740 г.), князь представлен подобным святому императору Константину Великому. Он стоит у своего шатра в доспехах римского военачальника и царственной горностаевой мантии, с поднятой десницей к благословляющей Его с небес Пресвятой Троице, и пернатым шлемом в левой руке. Справа от него на столе лежат скипетр и корона - символы царской власти, а слева открывается вид на Александро-Невский монастырь. На этом и распространенных в XVIII в. изводах изображен уже не кроткий схимник и молитвенник за землю, а доблестный воин, славный сын Отечества, небесный покровитель воинства и монаршей власти. Такой образ вполне отвечал идеалам новой образовательно-воспитательной системы в России, где, как и в изобразительном искусстве, активно закреплялось светское начало, заменившее благочестие и мудрость на верность долгу и разумность.

Множество икон Александра Невского было написано в XIX в., когда на Российском престоле царствовали три самодержца, почитавшие благоверного князя своим Ангелом хранителем. В этих образах очевидно дальнейшее развитие иконографической линии, берущей начало в петровскую эпоху.

При императорах Александре III и Николае II в русской живописи сформировалось новое религиозно-национальное направление, в рамках которого появились новые иконографические варианты Александра Невского. Среди них наиболее выдающимися стали монументальные иконы В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве (1885-1896 гг.) и М.В. Нестерова для храма Воскресения ("Спаса на крови") в Санкт-Петербурге (1895-1905 гг.). Каждый из художников выделил характерную черту русского князя и сделал её доминирующей в иконографии: Васнецов изобразил святого Александра былинным богатырем, а Нестеров - смиренным молитвенником. Работы Васнецова и Нестерова объединены стремлением запечатлеть в образе благоверного князя Невского "печальника о Русской земле" и "радетеля о её благе", что было актуально накануне войн и революционных потрясений ХХ столетия.

После октябрьского переворота и укоренения советской власти интерес художников к образу Александра Невского не иссяк, и особенно ярко проявился в период Великой Отечественной войны. Так, в 1942-1943 гг., в дни самых суровых испытаний для русского народа, по заказу Комитета по делам искусств художник П. Корин написал триптих "Александр Невский". В его центре изображен князь в доспехах и алом плаще, опирающийся на меч, под развевающимся стягом с ликом Господа Иисуса Христа. В этом образе нет места святости, перед зрителем возвышается грозный военачальник и освободитель Руси от захватчиков, зорко следящий за рубежами своей Родины. Это полотно стало легендарным. В феврале 1944 г., после освобождения Великого Новгорода, горожане установили его огромную копию при въезде в город, чтобы поддержать боевой дух фронтовиков.

На рубеже ХХ-XXI вв. распространение получили разные иконографические варианты образа святого Александра Невского. Особенно часто они встречаются в храмах Санкт-Петербургской епархии, а многие представлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В частности, на иконе, кисти иконописца Д. Мироненко, святой Александр написан в роскошном княжеском одеянии, опирающимся на вложенный в ножны меч. Он склоняет голову перед Пресвятой Троицей, изображенной в левом верхнем углу в небесном сегменте, и устремляет взор на Александро-Невскую лавру с главным Свято-Троицким собором, слева от его фигуры. В данной иконографии Александр Невский показан молитвенником перед Богом и небесным заступником за обитель. За ракой с мощами благоверного князя установлено пять монументальных икон. В центре представлен Александр Невский с копьем в правой руке и шлемом, лежащим у его ног. На этом изводе святой запечатлен христолюбивым воином, радетелем за веру и землю.

Как один из небесных покровителей Санкт-Петербурга князь Александр Невский запечатлен вместе с праведным Иоанном Кронштадтским на иконе художника А. Стальнова из Успенского Блокадного храма (2001 г.). В схиме он показан вместе с сыном святым Даниилом Московским на изводе в Свято-Иоанновском подворье Леушинского монастыря. Редкий вариант иконографии представлен на иконе, написанной иконописцем И. Пивником, в церкви Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге (1996 г.). Святой Александр Невский изображен в схиме, держащим за клинок обнаженный меч за клинок.

Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек нуждается в заступничестве и славного воина и смиренного молитвенника, а в образе Александра Невского они слились воедино. В сфере духовно-нравственного воспитания пример князя сегодня особенно целесообразен, потому что показывает разные стороны подвига и раскрывает характерные особенности русского народа - его исключительную веру в Бога и безграничную любовь к Отечеству.
Виктория Гусакова, начальник цикла "Культура и искусство" в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, кандидат искусствоведения

Примечания:

1 - Автобиография А.В. Суворова.
2 - Митрополит Иоанн (Снычев). В память святого благоверного великого князя Александра Невского // Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб.: Царское дело, 2006. С.338.
3 - Цит. по: Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. М., 2006. С.90.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктория Гусакова:
«Он верил только в Единого Бога!»
Суворовцы о канонизации Александра Васильевича Суворова
07.06.2019
Что вырастит в своей душе ребенок после таких встреч?
Виктория Гусакова выражает недоумение в связи с организацией для школьников творческой встречи с весьма неоднозначным писателем О’Санчесом
30.05.2016
С картин звучит «Молитва за Россию»
Виктория Гусакова об открывшейся в Петербурге выставке потомственного художника и священника Ивана Рейпольского
12.03.2016
Нам открылись следы страшного разрушения…
Виктория Гусакова об археологических исследованиях фундамента Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, взорванного в безбожные годы
27.10.2015
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«На реце на Омовыже Немци обломишася»
К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
23.06.2020
Его имя всегда будет славимо благодарными потомками
К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского и 780-летию Невской битвы
12.06.2020
«Благодатное кольцо»
На территории Сойкинской Святыни в честь 75-летия Великой Победы заложен кусочек Международного сада мира и памяти защитников Отечества
22.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 15:39
«Covid меняет мир»
Новый комментарий от NNNN
2020-07-01 15:36
15-летию трагической гибели спецназовцев отряда «Русь»
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-07-01 15:29
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-01 14:12
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 10:33