itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иконография Александра Невского

Доклад на межрегиональной конференции <a href="http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=183341">"Александр Невский - Имя России"</a>

Новости Москвы  ДелоРус 
0
3799
Время на чтение 6 минут

Роль художественного образа в духовно-нравственном воспитании молодежи


Художественный образ оказывает определяющее воздействие на формирование внутреннего представления о том или ином явлении или портрете исторического лица. Не даром говорят: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании неоспоримо велика при условии грамотного и качественного подбора материала, могущего дать достойные образцы.

Как известно, идеалы народа формирует история. Жизнь и подвиги видных исторических деятелей всегда служили примером для подрастающего поколения, а сами они нередко призывали потомков помнить об их славных делах. Так, полководец А.В. Суворов завещал: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать благословением Божьим; до издыхания быть верными Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славу чрез истину и добродетель" [1]

Идеалом человечества являются святые. Их иконы изображают преображенный, просветленный и очищенный от греха, облик человека, а жития рассказывают о самоотверженном служении Богу, Отечеству и народу. сонме Русских святых особую любовь народа стяжал святой благоверный князь Александр Невский, доблестный военачальник, одержавший победу над шведами в 1240 г. и крестоносцами Ливонского ордена в 1242 г.

Его почитание началось после обретения мощей в 1380 г., но официальная канонизация состоялась при царе Иоанне Грозном на Московском Соборе в 1547 г. Тогда же начала складываться иконография Александра Невского, появились его первые иконы.

Есть версии, что ранний образ князя в доспехах, на коне и уже с нимбом вокруг головы, представлен на иконе "Чудо от иконы Божией Матери Знамение" или "Битва новгородцев с суздальцами" (середина XV в., ГТГ). Александр Невский предположительно изображен вместе с великомучеником Георгием Победоносцем и святыми Борисом и Глебом, сражающимися на стороне новгородцев, в нижнем регистре композиции. Так как на иконе изображено событие 1169 г., а даты жизни Александра Невского приходятся на 1219/1220-1263 гг., то можно думать, что рассматриваемый извод указывает на вневременное бытие святого князя.

Начиная с XVI в. иконография Александра Невского развивалась в 2-х вариантах. Оба отражали суть подвига князя. По словам митрополита Иоанна (Снычева): "Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока" [2]. В раннем варианте святой князь представлен в монашеском облачении (мантии, куколе, лежащем на плечах или надетым на голову), напоминающем о принятии Александром Невским иночества накануне кончины, в последующем - в княжеском одеянии, иногда при оружии.

В допетровской России благоверного князя предпочитали изображать обращенным в молитве к Спасителю или Богородице в небесном сегменте в верхнем углу иконы, или фронтально, а иногда с другими преподобными святыми. Например, на иконе-таблетке "Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский" из Новгородского Софийского собора (середина XVI в.) святой Александр показан со свитком с надписью: "Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите".

Выдающимся памятником древнерусской иконописи стал житийный образ "Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями" (конец XVI-начало XVII вв.) из Покровского собора "что на рву" (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы представлен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетом на голову. В 2-х рядах клейм - события жития и чудеса святого, среди которых незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. Например, "Чудо о Донской победе" (Александр Невский оказывает помощь Дмитрию Донскому) или "Чудо в битве на Молодех" (Александр Невский участвует в битве с крымским ханом Девлет-Гиреем).

Такие изводы указывали, прежде всего, на богопослушность и молитвенность князя. Они вполне отвечали воспитательному идеалу Древней Руси, заключавшемуся в приобретении истинной, а не книжной мудрости. Об этом говорилось в азбуках: "Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; аще обрящеши кротость, то и одолееши мудрость: не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит" [3].

Преобразования Петра I внесли яркие изменения в культуру и образование, они не обошли стороной такой частный вопрос, как изображение Александра Невского. Государь считал себя продолжателем славных дел Александра Ярославовича в борьбе с католической экспансией. В 1710 г. в память о Невской победе он основал Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь на левом берегу реку Невы в Петербурге (с 1797 г. лавра), а в 1724 г. перенес в него святые мощи князя, находившиеся ранее во Владимире. В этом же году Святейший Синод постановил писать святого Александра Невского в воинских доспехах и царской мантии, подбитой горностаем, а к его титулу добавить слово "великий". Это Синодальное распоряжение акцентировало внимание на военных подвигах князя и его заслугах перед Отечеством. Так, на иконе "Святой благоверный князь Александр Невский", кисти Ивана Гусятникова (1740 г.), князь представлен подобным святому императору Константину Великому. Он стоит у своего шатра в доспехах римского военачальника и царственной горностаевой мантии, с поднятой десницей к благословляющей Его с небес Пресвятой Троице, и пернатым шлемом в левой руке. Справа от него на столе лежат скипетр и корона - символы царской власти, а слева открывается вид на Александро-Невский монастырь. На этом и распространенных в XVIII в. изводах изображен уже не кроткий схимник и молитвенник за землю, а доблестный воин, славный сын Отечества, небесный покровитель воинства и монаршей власти. Такой образ вполне отвечал идеалам новой образовательно-воспитательной системы в России, где, как и в изобразительном искусстве, активно закреплялось светское начало, заменившее благочестие и мудрость на верность долгу и разумность.

Множество икон Александра Невского было написано в XIX в., когда на Российском престоле царствовали три самодержца, почитавшие благоверного князя своим Ангелом хранителем. В этих образах очевидно дальнейшее развитие иконографической линии, берущей начало в петровскую эпоху.

При императорах Александре III и Николае II в русской живописи сформировалось новое религиозно-национальное направление, в рамках которого появились новые иконографические варианты Александра Невского. Среди них наиболее выдающимися стали монументальные иконы В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве (1885-1896 гг.) и М.В. Нестерова для храма Воскресения ("Спаса на крови") в Санкт-Петербурге (1895-1905 гг.). Каждый из художников выделил характерную черту русского князя и сделал её доминирующей в иконографии: Васнецов изобразил святого Александра былинным богатырем, а Нестеров - смиренным молитвенником. Работы Васнецова и Нестерова объединены стремлением запечатлеть в образе благоверного князя Невского "печальника о Русской земле" и "радетеля о её благе", что было актуально накануне войн и революционных потрясений ХХ столетия.

После октябрьского переворота и укоренения советской власти интерес художников к образу Александра Невского не иссяк, и особенно ярко проявился в период Великой Отечественной войны. Так, в 1942-1943 гг., в дни самых суровых испытаний для русского народа, по заказу Комитета по делам искусств художник П. Корин написал триптих "Александр Невский". В его центре изображен князь в доспехах и алом плаще, опирающийся на меч, под развевающимся стягом с ликом Господа Иисуса Христа. В этом образе нет места святости, перед зрителем возвышается грозный военачальник и освободитель Руси от захватчиков, зорко следящий за рубежами своей Родины. Это полотно стало легендарным. В феврале 1944 г., после освобождения Великого Новгорода, горожане установили его огромную копию при въезде в город, чтобы поддержать боевой дух фронтовиков.

На рубеже ХХ-XXI вв. распространение получили разные иконографические варианты образа святого Александра Невского. Особенно часто они встречаются в храмах Санкт-Петербургской епархии, а многие представлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В частности, на иконе, кисти иконописца Д. Мироненко, святой Александр написан в роскошном княжеском одеянии, опирающимся на вложенный в ножны меч. Он склоняет голову перед Пресвятой Троицей, изображенной в левом верхнем углу в небесном сегменте, и устремляет взор на Александро-Невскую лавру с главным Свято-Троицким собором, слева от его фигуры. В данной иконографии Александр Невский показан молитвенником перед Богом и небесным заступником за обитель. За ракой с мощами благоверного князя установлено пять монументальных икон. В центре представлен Александр Невский с копьем в правой руке и шлемом, лежащим у его ног. На этом изводе святой запечатлен христолюбивым воином, радетелем за веру и землю.

Как один из небесных покровителей Санкт-Петербурга князь Александр Невский запечатлен вместе с праведным Иоанном Кронштадтским на иконе художника А. Стальнова из Успенского Блокадного храма (2001 г.). В схиме он показан вместе с сыном святым Даниилом Московским на изводе в Свято-Иоанновском подворье Леушинского монастыря. Редкий вариант иконографии представлен на иконе, написанной иконописцем И. Пивником, в церкви Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге (1996 г.). Святой Александр Невский изображен в схиме, держащим за клинок обнаженный меч за клинок.

Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек нуждается в заступничестве и славного воина и смиренного молитвенника, а в образе Александра Невского они слились воедино. В сфере духовно-нравственного воспитания пример князя сегодня особенно целесообразен, потому что показывает разные стороны подвига и раскрывает характерные особенности русского народа - его исключительную веру в Бога и безграничную любовь к Отечеству.
Виктория Гусакова, начальник цикла "Культура и искусство" в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, кандидат искусствоведения

Примечания:

1 - Автобиография А.В. Суворова.
2 - Митрополит Иоанн (Снычев). В память святого благоверного великого князя Александра Невского // Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб.: Царское дело, 2006. С.338.
3 - Цит. по: Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. М., 2006. С.90.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Виктория Гусакова
«Он верил только в Единого Бога!»
Суворовцы о канонизации Александра Васильевича Суворова
07.06.2019
Что вырастит в своей душе ребенок после таких встреч?
Виктория Гусакова выражает недоумение в связи с организацией для школьников творческой встречи с весьма неоднозначным писателем О’Санчесом
30.05.2016
С картин звучит «Молитва за Россию»
Виктория Гусакова об открывшейся в Петербурге выставке потомственного художника и священника Ивана Рейпольского
12.03.2016
Нам открылись следы страшного разрушения…
Виктория Гусакова об археологических исследованиях фундамента Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, взорванного в безбожные годы
27.10.2015
Все статьи Виктория Гусакова
Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
«Святой Александр - пример беззаветной преданности России и Богу»
В Санкт-Петербурге состоялся многотысячный крестный ход по Невскому проспекту, посвященный празднику перенесения мощей святого Александра Невского
12.09.2022
«Это свидетельство нашей духовной и общественной силы»
12 сентября в Санкт-Петербурге состоится крестный ход по Невскому проспекту от Казанского собора к Александро-Невской Лавре
08.09.2022
«Каменотесных дел мастер»
В Санкт-Петербурге состоялись памятные мероприятия, посвященные Самсону Суханову
25.07.2022
Положено начало созданию Лаврского исторического клуба
По словам епископа Кронштадтского Назария, новая структура призвана заниматься изучением истории Невского края
12.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Что будет после референдумов?
Новый комментарий от С. Югов
01.10.2022 10:27
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от С. Югов
01.10.2022 10:22
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Новый комментарий от Игорь Бондарев
01.10.2022 08:03
Комплексные величины и будущее землян
Новый комментарий от Сант
01.10.2022 07:13
Сколько можно измываться над Русской армией?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
01.10.2022 03:12