В ответ на участившиеся в последнее время справедливые призывы здравомыслящих людей убрать памятники наиболее одиозным личностям, воздвигнутые в советский период, освободить наши города и веси от засилья идеологической большевистской терминологии и вернуться к традиционной российской топонимике, нынешние апологеты коммунизма, нисколько не смущаясь, публично заявляют: "Памятники - это дело святое", "Нельзя из истории государства вырывать целый пласт нашего героического прошлого". Какая лживая и лукавая риторика! И ведь многие верят и даже голосуют за сохранение страннейших наименований и несуразностей, типа Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и Свердловская область и т.д.
Вот взять, к примеру, Воронеж, в котором я живу. Каких тут только названий улиц не встретишь: Первой пятилетки, Третьего интернационала, 20 лет Октября (то есть в честь 1937 года, года казни и пыток многих тысяч ни в чем неповинных наших соотечественников), 25 лет Октября, 30 лет Октября, 40 лет Октября... Причем, присутствует в городской топонимике и целая серия, с позиции сегодняшнего дня и международного права, имен самых настоящих серийных убийц, террористов, анархистов, путчистов и даже палачей. Перечислю лишь некоторых из них: Марат (один из одиознейших фигур французской революции, вождь якобинцев, масон), Бакунин (теоретик анархизма), Каляев (убийца легитимного Московского градоначальника), Халтурин (участвовал в убийстве одесского военного прокурора), Перовская (участвовала в покушение на главу Российского Государства), Желябов (организатор покушений на главу Российского Государства, отменившего в России крепостное право), Землячка (женщина-палач, прославилась многочисленными казнями в Крыму), Свердлов (по его приказу была уничтожена Царская Семья, почитаемая ныне нами в лике святых), Засулич (покушалась на жизнь Петербургского легитимного градоначальника), Пестель (один из руководителей вооруженного восстания, масон). Я уже не говорю о типичных для всех нынешних городов России улицах: Ленина, Володарского, Дзержинского, Урицкого, Фрунзе, Луначарского, Куйбышева, а также улицах, названных в честь коммунистов из зарубежных стран: Клары Цеткин, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Георгия Димитрова, Эрнста Тельмана, о всевозможных Красных партизанах, Красных работницах, Красных Октябрях, переулках Безбожников, улицах, названных в честь Пугачева, Разина, Муравьева, Рылеева, 9 Января, всяких Комсомольских, Пионерских, Крупских, Красноармейских, Старых большевиков, Пролетарской диктатуры, Освобождения труда и т.д. Большинство из перечисленных выше улиц существовали в Воронеже и до 1917 года, но под другими названиями, чаще всего не имеющими никакой зловредной политической окраски. Человек, конечно, привыкает ко всему, он может жить и ходить и по улице Мазепы, и по проспекту Шамиля Басаева и по переулку Гитлера, но не надо тогда и требовать от людей чистоты нравов, настоящей любви к Отечеству, понимания истории своей страны и подлинной культуры.
Ведь один из способов всеобщего оглупления - это насаждение несуразиц, глупостей и пошлостей, которые уже никого не удивляет по причине того, что их слишком много, чтобы удивляться.
Теперь о незыблемости и святости наших памятников, за что так ратуют нынешние коммунисты. Полагаю, что кому-кому, но уж не им вообще говорить на эту тему... Ведь после прихода к власти их прямых предшественников и соратников по партии в стране были уничтожены десятки, сотни тысяч уникальных памятников русской старины. Один лишь взорванный Храм Христа Спасителя в Москве чего стоит. О коммунистическом же отношение к памятникам старины расскажу на примере небольшого сельца Липовка, ныне Задонского района Липецкой области.
В Липовке исстари находилось имение дворян Бехтеевых, давших России немало служивых и доблестных сынов, включая русского поэта-патриота Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954), 130-летие со дня рождения которого отмечалось общественностью совсем недавно, 20 апреля с.г. Так вот, в Липовке 8 июля 1911 года скончался Член Государственного Совета тайный советник бывший многолетний предводитель Елецкого уездного дворянства Сергей Сергеевич Бехтеев-старший (отец вышеназванного поэта). Это был очень деятельный и заслуженный человек, оставивший после себя видный след в истории родного края. Он построил первый в России элеватор в Ельце и там же первое отделение банка, занимался развитием судоходства по Дону, написал ряд книг по вопросам сельского хозяйства. Последний русский Царь Николай Второй очень ценил опытного хозяйственника Бехтеева и нередко вызывал его к себе во Дворец для консультаций в области аграрных реформ, причем, на столе у Государя долгое время лежали книги Бехтеева, в которые он нередко заглядывал. Когда Бехтеев тяжело заболел, Государь присылал на его имя сочувственные телеграммы, что очень утешало болящего.
Похоронен был Сергей Сергеевич рядом с алтарем старинной липовской церкви во имя преп. Сергия Радонежского (в строительстве которой, кстати, принимал личное участие ещё святитель Тихон Задонский, друживший с прадедом Бехтеева и подолгу проживавший в любимой им Липовке).
На могиле усопшего был поставлен черный гранитный памятник, на котором были выбиты наряду с фамилией какие-то краткие возвышенные слова духовного содержания.
Интересна и показательна для всех нас судьба этого могильного памятника. После революции 1917 года, в годы лихолетий, надгробные камни с родового Бехтеевского кладбища воинствующими безбожниками были свезены к мельнице, ряд могил, в том числе и могилу Сергея Сергеевича Бехтеева старшего, осквернили (искали золото или какие-либо драгоценные вещи). Сам же памятник забрали с кладбища и поставили неподалеку от сельсовета, сбив (правда, не полностью) надгробные надписи, сняв крест и водрузив вместо него каменную голову Ленина. И вот в таком виде, это новое чудо советского зодчества и простояло почти до войны, пока местный парень Левка Беспалов, вероятно, из чисто хулиганских побуждений, не сбил голову вождя мирового пролетариата, восстановив на краткий период некую историческую справедливость. Каким-то чудом этому смельчаку удалось избежать грозившего ему наказания (думаю, это минимум была бы тюрьма или лет 10 лагерей строго сталинского режима) Но на этом история с памятником не закончилась. В 1941 году один солдат неподалеку от Липовки ночью разбился на велосипеде, врезавшись на большой скорости в повозку, запряженную лошадьми. Похоронили его в Липовке. А позже кому-то пришла в голову высокая по степени своего кощунства идея поставить ему бывший памятник Бехтеева-Ленина. Так и красуется поныне на краю села Липовка этот безымянный памятник, символизирующий теперь "памятник неизвестному солдату".
Если повнимательнее присмотреться к могильному многострадальному монументу, то можно все-таки разобрать на нем не до конца отбитые зубилом слова: "Бехтеев Сергей Сергеевич". А совсем неподалеку от того гранитного камня - безмолвного героя нашего повествования, наверное, в 80-х годах ХХ столетия, по инициативе уроженца с.Липовки Героя Советского Союза бывшего политрука генерала С.И. Мельникова воздвигнута была величественная стела в честь погибших в годы Второй мировой войны земляков. Но самое удивительное заключается даже не в этом. В настоящее время в Липовке проводятся интенсивные восстановительные работы по возрождению из руин древнего храма во имя преп. Сергия Радонежского. И наш Бехтеевский Фонд и приход храма неоднократно обращались в администрацию сельского поселкового Совета, информировали и Задонское районное руководство, просили вернуть памятник Бехтееву на его законное место, на могилу отца поэта, над которой, кстати, летом прошлого года воздвигнут был деревянный православный крест. Однако, по сей день наши просьбы игнорируются, и дух большевистского кощунства и беспринципности по-прежнему не только витает в тех краях, но правит и торжествует, заглушая всякие аргументы здравого смысла и призывы к совестливости и уважению памяти усопшего.
И еще несколько слов о памяти и памятниках, святом и святотатстве. В Воронеже после революции 1917 года уничтожены были все православные кладбища. На месте одного из них стоит ныне цирк, а прилегающий к нему парк в народе так и зовется парком "живых и мертвых". Там, где было старинное православное Чугуновское кладбище, возвели телестудию и дворец спорта "Юбилейный". Фактически стерто с лица земли Терновое кладбище, где были захоронены среди прочих усопших герои-воины, погибшие в годы войны с Наполеоном и Первой мировой войны. Могильными плитами умастили в свое время умники спуски к реке Воронеж, а также использовали некропольные камни для могил революционеров и обустройства ряда революционных памятников.
В г. Задонске Липецкой области в советские времена на площади, что напротив районной администрации, возвышается огромных размеров памятник Ленина, где вождь, не столь давно заботливо выкрашенный в золотого цвета краску перстом своим указует прямо в сторону мужского Рождества Богородицы монастыря. Так вот, в постаменте этого памятника, как рассказала мне в частной беседе пару лет назад директор Задонского краеведческого музея Т.И.Анашкина, использовались опять-таки церковные мраморные и гранитные плиты, взятые с могил, что расположены на территории восстанавливаемого ныне Успенского храма. Интересно, что Задонский мужской монастырь располагается ныне на улице Коммуна (бывшей Монастырной улице), которую пересекают улица Крупской (бывшая Соборная) и ул. Карла Маркса (бывшая Дворянская). В крошечном городке Задонске с десятитысячным населением вы не найдете ныне улиц с благозвучными дореволюционными названиями, типа Лебяжье, но зато встретите целый пантеон из коммунистической палитры: 25 лет Октября, 70 лет Октября, 40 лет Октября, ул. Буденного, ул. Володарского, ул. Ворошилова, ул. К. Маркса, ул. Ленина, ул. Комсомольская, ул. Крупской, ул. Свободы, ул. Советская, ул. Урицкого, ул. Фрунзе и т.д.
Еще до недавнего времени мне несколько раз приходилось встречать, проезжая на автомашине по нашей местности, обозначения колхозов и совхозов, связанных с Лениным: колхоз "память Ильича", или совхоз "память Ленина". Меня чрезвычайно поражала всегда вопиющая безграмотность подобного обозначения. Что значит "память Ильича"?.. Ведь память - это свойство ума, души, правильно следует обозначить "памяти Ильича", "памяти Ленина". Впрочем, это уже невольный переход в плоскость сферы, приоритет в которой давно удерживает сатирик Михаил Задорнов, у которого я вовсе не собираюсь отбирать хлеб....
Глубоко убежден, что возвращение исторических исконных названий нашим городам, весям, улицам, площадям, скверам и паркам, набережным и переулкам, островам и горным вершинам - это не только путь к обретению здравого смысла и восстановлению исторической справедливости, к духовному возрождению и оздоровлению, но и акт покаяния России!
Понятно, что делать надо всё это разумно, без излишнего большевистского радикализма и спешки.
Впрочем, мне вспоминается период, когда за одну ночь фактически были демонтированы все, казалось бы, бесчисленные, памятники Сталину и исчезло всё или почти всё, что было связано с именем этого человека. И ничего. Никаких бунтов или публичных актов неповиновения. Так что кое в чем у коммунистов не грех и поучиться.
Горячо и всесторонне поддерживаю от лица нашего Бехтеевского фонда деятельность общественного движения "Возвращение" и желаю его неутомимому лидеру Юрию Бондаренко успехов в его подвижнических трудах по восстановлению исторической справедливости.
Да поможет Вам Господь!
Владимир Константинович Невярович,
Директор благотворительного фонда "Бехтеевский фонд любителей русской старины"