Занимаясь бизнесом, я заметил, что в России в подавляющем большинстве случаев люди пытаются зарабатывать там, где в их труде нет никакого смысла. Т.е. в настоящее время в российской деловой культуре заметно превалирует посредничество. В этом выражается наше отношение к бизнесу вообще. Кажется, эти люди просто не видят сути того, что делают, но имеют хорошее чутье на деньги. Это наверное похоже на менталитет кочевых народов. Человек такой видит, где и как можно что-либо ухватить или стать посредником и энергию свою направляет на то, чтобы им стать. Он не пытается сделать что-то отличное от других и сделать так, чтобы быть нужным и полезным в обществе, в котором живет. Зачем ему это?!
Напротив, он стремится втиснуться туда, где и без него все произошло бы быстрее и проще. Энергия его неуемная при этом может быть настолько сильна, что другие, со стороны глядя, скажут: "Ну надо же, какой энергичный и предприимчивый! Молодец. Настоящий бизнесмен. Влезет куда ему надо...". А вот, что полезного он сделал своим вмешательством - не понятно... Но зато он успел заработать, а богатых в новой России, как победителей, любят. Да, именно эта любовь к человеческой энергии и силе порой делает яркими и известными в народе нашем тех людей, кто на самом деле вообще ничего не создал полезного своим трудом для национальной экономики.
Кроме этого, за период 90-х годов в России сформировался некий стиль ведения дел, который можно условно назвать "синдромом хозяина". Это когда новоиспеченный предприниматель, фирме которого посчастливилось "разрастись" до таких размеров, что он готов приглашать на работу новых сотрудников, считает своим долгом начать жизнь "успешного предпринимателя", бизнес которого совершенно налажен и крутится сам собой, принося ощутимый доход. Такой "хозяин" начинает переключаться на другие более интересные с его точки зрения проекты или просто на праздный отдых, и фирма его начинает жить своей собственной жизнью. Однако, эта самая жизнь сейчас сама наказывает тех, кто следует этому подходу. Это конечно частично проблема незрелости предпринимателей и, конечно, проблема молодости рынка, когда этот рынок потребляет столько, что позволяет всем много зарабатывать, "пропуская" могущие стать фатальными в более жестких условиях конкуренции ошибки управления. Но, в любом случае, долго эта ситуация продлиться не может, так как все рынки рано или поздно насыщаются предложениями, спрос и цены начинают падать и приходится думать о новых товарах или даже новых направлениях и, соответственно, новых рынках.
Поэтому многие из таких вот "хозяев" компаний уже расстались со своими фирмами в первые же месяцы начавшегося финансового кризиса по причине их закрытия. Фирма не может существовать по принципу вечного двигателя: должен быть источник свежей энергии, который заставит ее шевелиться. Для этого нужен кто-то, кто обладает очень высокой мотивацией работать в ней и делать ее еще более успешной. И этот кто-то - как правило, владелец. "Уходя от дел" владелец фактически отбирает у своей фирмы источник этой самой энергии.
Следует понимать, что в труде посредника может не быть ни творчества, ни смысла. Потому большое количество таких энергичных и предприимчивых россиян вовсе не делают Российскую экономику сильной и не зависящей от природных ресурсов. Эти предприимчивые люди зачастую не производят почти ничего полезного. На них нельзя ориентироваться, потому что они создают очень небольшую добавленную стоимость своим трудом. Они как символ импотенции или паразитизма. Однако, капитализм хорошо олицетворяет законы жизни, а жизнь неумолимо все расставляет по своим местам со временем, и жить дальше остается только то, что востребовано окружающим миром и является при этом еще и жизнеспособным.
Любой бизнес, который не несет в себе ничего специфического, отличного от других и полезного, и который держится на посредничестве, т.е. на одном лишь скрытом внутреннем желании владельца поменьше вкладывать сил и как можно скорее почувствовать себя богатым и состоявшимся, т.е. бизнес, не создающий добавленной стоимости - будет обречен, так как впоследствии будет отвержен обществом как что-то лишнее. Удивительно, но многие современные российские бизнесмены интуитивно понимают это и, поэтому, едва разбогатев, стремятся вывезти большую часть своего капитала из России куда подальше, так как их интуиция им подсказывает, что "порядка в нашей стране все равно никогда не будет" или, проще говоря, многие из них чувствуют, что "шальной" заработок лучше все же "схоронить", пока есть возможность, где-нибудь подальше, где он не обесценится или где на него еще буду начисляться какие-нибудь дивиденды. А откуда ему взяться, этому порядку в стране?! Ведь те "джентльмены удачи", которые умудряются у нас добиться успеха за очень короткое время, на самом деле происходят зачастую из простого народа и сами сеют беспорядок. Так что и ругать их вроде не за что: чуть ли не каждый второй россиянин поступил бы аналогичным образом, имей он такую возможность и такие средства... Итак, несколько примеров из жизни...
У нас в России сейчас все отрасли промышленности испытывают финансовый кризис. Особенно досталось полиграфической отрасли, где это кризис начался задолго до общемирового. В конце 90-х годов прошлого века полиграфия считалась одной из самых доходных областей, и туда потекли инвестиции, исчисляемые сотнями миллионов евро. За короткое время в стране было создано несколько тысяч новых полиграфических предприятий, оснащенных самым современным оборудованием. Однако, постепенно выяснилась одна неприметная, но важная деталь. Оказалось, что владельцы многих типографий, достигнув определенного уровня в доходах и размерах своего дела, постепенно посчитали, что они добились успеха, теперь имеют право все оставить, как есть, нанять управленцев и... ничего не делать. Победителей не судят. Кто бы мог подумать, что через несколько лет наемные менеджеры попросту разорят сами находящиеся в их распоряжении предприятия или позволят сделать это своим сотрудникам. Почему так?
Потому что отсутствие контроля над финансами и неумение распоряжаться ими, как и в случае с людьми, порождает их дефицит. Потом начинается кризис наличности, когда фирма едва успевает платить по счетам, а потом и этих денег не остается, так как, если тенденция на ухудшение не изменяется, то ухудшение происходит дальше. А потом начинается конфликт руководства с акционерами и поставщиками. И в итоге фирма закрывается или распродается после процедуры банкротства. И все это происходило тогда, когда в стране были все условия для нормального развития. Так исчезли известные российские типографии, возраст которых превышал 100 лет. Эти предприятия пережили коммунизм и войну, а вот капиталистический строй в постсоветской России их прикончил.
Каждый человек должен понимать, что его труд должен быть полезным и результативным. Это вопрос и профессионального роста и, что еще более важно, вопрос самоуважения. Нужно для начала любить свою работу. Это касается и руководителя, и рядового служащего и владельца бизнеса. Как емко выразил эту мысль один американский специалист в области продаж: "Work is love made visbile". В таких именно условиях происходит рождение добавленной стоимости. Мы должны осознать, что, не создавая ничего, мы ничего не получаем как общество. Инстинкт по сути самосохранения неоднократно толкал нас на единение, работу со смыслом и подвиг во имя спасения себя, в ситуациях, когда само существование нас, как самобытного народа, ставилось под угрозу, но такие ситуации происходили не часто и всегда были разрушительны и трагичны для отдельных людей и семей.
Важно понимать, что труд без пользы и смысла является, по сути, таким же грехом, каким является любое другое противозаконное деструктивное в общественном плане действие. Важно осознать, что энергию свою русскому предпринимателю направлять надо не на посредничество, но на поиск, обнаружение и выполнение своей роли так, чтобы в этой роли была социальная значимость, какая-либо специфичность, а также необходимость и польза клиентам. Такой подход требует профессионального подхода к делу и повышает "рыночную цену" самого предпринимателя. По такому принципу высококлассные специалисты в той же Америке продают себя и свои услуги. Иными словами - в результате труда всегда должна рождаться добавленная стоимость. Тогда такого делового человека остальные сами пригласят, как только почувствуют, что он нужен и от него польза есть всему делу.
Именно так специалистов ищут и приглашают. Чтобы полезным быть, надо себя непрестанно развивать и совершенствовать. Нужно постоянно работать над собой и повышать уровень своих знаний и профессионализма. Это и есть одно из проявлений уважения к себе. Это есть закон развития.
В природе каждая тварь имеет свое предназначение. Все существует со смыслом. По мере своего развития человек постоянно что-то изобретал, создавал и строил в первую очередь не ради денег, но вследствие своей мыслительной деятельности. Это всегда проявление творчества. И этот процесс всегда созидателен, потому что лишен бессмысленных желаний показать себя и свою значимость собратьям. Это процесс творения, когда мы видим цель, слышим только свою природу и не слышим ничего лишнего вокруг, и нам не важно, много ли мы получим денег за свой труд. Это истинная любовь находит свое выражение в предметах и созданных произведениях. Нам, как творцам, результат нужен в такой момент. Если, говоря о бизнесе, наша культура ведения дел такова, что мы не стремимся постоянно улучшать результаты своего труда, но думаем о том, сколько нам заплатят, и если мы не любим то, что делаем, то мы не сможем построить прибыльный в долгосрочном плане бизнес и эффективную экономику. Нам этой идеи сегодня в культуре не хватает.
Каждый из нас может сам задуматься над тем, что им на самом деле движет, когда он что-то делает. Нравится ему то, что он делает, или нет. Видит пользу в этом и хочет лучший результат получить или просто хочет впечатление о себе создать?..
В заключение хочу сказать, что имидж предпринимателя в России пока не создан. Понимание бизнеса у нас еще очень поверхностное и даже примитивное. Заблуждение об истинном смысле торговли настолько велико, что начинает представлять опасность для здорового развития нашего общества в рамках капиталистического устройства нашей экономики. Отсутствие правильного созидательного имиджа предпринимателя в значительной степени мешает нам развиваться, как государству и препятствует росту нашей реальной экономики. В нашей стране почти нет общедоступных учебных заведений, где нравственные основы бизнеса преподавались бы на уровне общепринятых экономических дисциплин. Суть процесса продажи не объясняется практически нигде, но говориться только о технике ее проведения. "Подхваченный" от современной Америки культ сверх потребления оказался для России гораздо пагубнее, чем для самой Америки. В США всегда была сильная развитая экономика, где производится огромное количество все возможных товаров и генерируется громадное количество идей, которые патентуются и используются не только в оборонной промышленности, но и в быту. Америка стала такой, какая она есть за короткое время и это страна иммигрантов, где уже сформировалась своя культура, отличная от русской. Для того, чтобы мы смогли использовать весь потенциал, который содержит в себе наш народ, нам необходимо научиться понимать, что есть бизнес на самом деле, как можно зарабатывать деньги, но никогда не становиться их рабом, в чем смысл продажи, и что есть создание добавленной стоимости.
Мы должны инкорпорировать эти идеи в свою культуру, вобрав в себя лучшее из них. Учитывая всю духовную глубину Православной веры, которая является неотъемлемой и основополагающей частью нашей культуры, мы сможем дать этим идеям новое продолжение и развитие, которого нет даже в Америке. Тогда Россия сможет стать сильнейшим государством с самой эффективной экономикой, и при этом оставаться миролюбивой и зрелой нацией, нацеленной на развитие, созидание и фундаментальные научные исследования.
Базунов Петр Валерьевич, генеральный директор компании "Дилор"