Дело в том, что, хотя пропаганда истории русского купечества необходима нам для более полного понимания собственной истории, все же попытки использовать эту историю для наработки нового созидательного вида предпринимательства, скорее всего, окажутся безуспешными. То же самое касается и призывов к неким православным (теперь говорят «российским») национальным ценностям в предпринимательстве, по крайней мере, так, как это делается сейчас, это может также не сработать. Но на ценностях считаю все же, нужно остановиться подробнее...
Из того, что я сам много раз слышал, не возможно точно определить, что за ценности имеются в виду, и на каком уровне - личностном или корпоративном - они должны действовать. Эти ценности, как оказалось, не так легко сформулировать. Многие говорят о меценатстве и благотворительности, но при этом вместо православных ценностей (которые должны были бы иметь четкую религиозную привязку), приводятся примеры общечеловеческой нравственности и меценатства русских купцов и промышленников. Таким образом, образ купеческой жизни популяризуется и даже, на мой взгляд, излишне романтизируется. Не умоляя необходимости этого труда, проводимого и Союзом Православных Предпринимателей и отделением Опоры России - Опоры и Созидания - я все же осмелюсь сказать (и говорил уже не раз моим коллегам из этих организаций) о том, что этих усилий не достаточно для воспитания нового русского предпринимателя. Любой закон остается декларацией, а нравственный закон - пустым назиданием, если не имеет методики контроля и наказания за не следование ему. В первом случае для этого используются, так сказать, внешние, видимые и понятные средства (УК, КоАП), во втором случае - внутренние, на уровне совести и богобоязни. Если в первом случае государство очевидно уже имеет инструменты, то для второго случая наибольшее значение принимает аспект веры и религиозного воспитания. Для воспитания нового русского предпринимателя церкви необходимо начать делать 3 базовые вещи, не как альтернатива выше сказанному, а как дополнение к нему, а именно:
Постоянно популяризировать понятие профессии, как необходимого жизненного призвания каждого верующего человека (православного).
Говорить о том, что профессия предпринимателя является профессией самозанятого продавца. Это тот тип продавцов, которые сами ищут и товар и покупателя. Следует разделить меценатство и профессиональный подвиг, причем именно для профессии предпринимателя. Профессия предпринимателя должна иметь свое определение профессиональной этики и свое определение пользы, которую она создает. Обратите внимание, что русские офицеры прославились не меценатством, а иными вещами (как и русские композиторы, музыканты, врачи, артисты, ученые и пр.). Представители подлинной элиты русского общества всегда прославляла нашу страну, в первую очередь, собственными талантами, а именно героизмом, музыкой, постановками, литературой, научными открытиями и изобретениями и пр., но не одним лишь меценатством. Тоже имеет отношение к предпринимателю, если видеть в предпринимателях не просто абстрактных «купцов», но смотреть в сам предмет их профессии - они ищут товар и покупателей и соединяют их там, где это позволяет им рыночная конъектура, стремление к прибыли и совесть. Таким образом, вопрос православных традиций, о которых столько говорят, в предпринимательстве состоит не в «православном» (читай - справедливом) распределении полученной прибыли (на благотворительность и т.п.), а в «православном» ее получении (через создание добавленной стоимости, а не путем спекуляции).
Следует говорить о том, что продавец такого рода (самозанятый), это не просто купец или «барыга», а это представитель серьезнейшей профессии, суть которой состоит в поиске и предложении полезного продукта. Роль предпринимателя, это роль масла в двигателе. Он есть опора движения глобальных промышленных механизмов. А продажа не является по сути актом сокрытой лжи или служения «мамоне», или проще говоря, актом обмана. Не должна быть таковой. Напротив, если продавец находит то, что нужно покупателю, то он выполняет свой сакральный подвиг - создает добавленную стоимость (приносит пользу). В этическом плане, такой продавец получает религиозно-духовное обоснование своей профессии - он создает пользу, реализуя на практике базовые христианские ценности:
- искренность
- служение
- чистота помыслов
Профессиональный труд, в этом случае, становится своего рода формой исповеди. Для религиозного по духу русского характера (православные религиозные традиции - одно из главных завоеваний русской нации) это открывает возможности трудового воспитания, того самого, через которое прошли народы западной Европы в период позднего средневековья. Именно религиозное воспитание труда формировало характеры современных немцев, англичан и пр. национальностей, традиционно «преуспевавших» в становлении правосознания, промышленности и общественного развития. Но в нашем случае в основе трудовой этики будет лежать не монотонность труда, и его подавляющий характер (как в протестантской этике, вырабатывавшей главным образом, дисциплину), а труд творческий (представленный персонажами, типа, «Левша» Н. Лескова). Любопытно, что и в случае протестантской и в нашем случае - православной - этики, в обоих случаях в основе трудовых усилий никогда не лежала лишь коммерческая выгода. Для первых протестантов, возможно, была, а для новых православных профессия (призвание) должна быть - формой служения Богу.
Я уже пытался обосновать связь, которую, безусловно, чувствую и вижу на практике, между религией и профессиональным подвигом продавца именно в условиях российской ментальности. Чистое и аутентичное поведение в бизнесе позволяет устраивать в России невероятно продуктивные, партнерские и профессиональные деловые отношения, лишенные всякой коррупции. Следует сразу уточнить, что любые профессиональные отношения, как правило, всегда содержат элемент коммерции (продажи), и тем важнее для нас эта тема. Мы говорим не только о предпринимателях, а вообще о любых профессиях. Потребуется наработка «катехизиса» православного предпринимателя (продавца) - перечня простых правил, которые и являлись бы отражением тех самых «православных ценностей», о которых так много говорят в последнее время. Основа православной деловой этики - беря деньги помни, что тебе доверяют. Не уверен, что оправдаешь доверие - не бери деньги.
Для чего это нужно? Отношения в деловой среде у нас носят очень спекулятивный характер. Вызванное этим недоверие, как писал об этом А.С.Кончаловский в одной своей статье, «является самой высокой непроизводственной затратной статьей» в нашем обществе. Переломить это можно только постепенно, внедряя практики продуктивных отношений в среду предпринимателей (профессиональных самозанятых продавцов), что постепенно научит людей немного больше доверять друг другу.
Эту задачу так же необходимо начинать решать, постепенно, но решать надо. Я думаю, эти идеи необходимо обсуждать в том числе в среде нашего духовенства, так как речь идет о связи религии и профессии. Такая связь необходима, как собственное религиозно-философское обоснование капитализма, как элемент государственной идеологии, необходимой для сбалансированного развития нашего общества. Мы не должны упускать воспитательную возможность церкви в этом смысле, как и нашу русскую религиозность. Эта тема, возможно, могла бы подойти для развития всего Евро-Азиатского экономического пространства.