Личный вклад есть цель труда православного христианина. Совершенствование духовных качеств в человеке происходит от разовых усилий подвига. Так устроен в особенности русский характер. В отличие от протестантского методизма, апофеозом которого становится рассудок и дисциплина, в нашем характере заложена основа для свободного творческого развития, реализуемая через разовые усилия, не имеющие ничего общего с последовательным методическим трудом.
Христианство, как учение, предполагает аскетизм, выраженный, главным образом, в пренебрежении земными благами. Господь призвал нас собирать богатства на небесах и именно к ним прилепляться сердцем, так как эти богатства навсегда останутся с нами, и их никто не расхитит. Земной аскетизм, при этом, должен быть воспитан, так как это качество далеко не является присущим каждому христианину от рождения. Это предмет саморазвития, иначе у человека нет и следования учению и заповедям Христа. Для воспитания в себе этой добродетели в протестантской этике существует базовый метод, основанный на идее о том, что только постоянный труд дает человеку возможность получить спасение. У человека при этом есть предначертанная судьба, его рок, и что-то изменить в ней возможно только трудом, который, как дисциплинарная повинность, параллельно с воспитанием аскезы, кует особый характер людей, добровольно выбирающих этот путь. Не будем никого судить. Творческие качества этих людей выражаются своеобразно - следование закону является подвигом и сам закон приобретает для них религиозное значение. Как сказано в Ветхом завете: «народ, не познавший закон - да будет он проклят», поэтому боязнь закона, даже чисто формальной его стороны, не самое плохое качество с точки зрения государственного строительства... Но это не предмет моих мыслей сейчас.
В православии, в русской его форме, хорошо выражены чаяния и особенности нашего характера - наравне с необходимостью доверять, что, как следствие, в политической жизни выражено потребностью найти себе лидера и служить ему, мы лучше всего следуем в труде духу творчества, т.е. добровольного выбора и подвига. Наш путь воспитания христианской аскезы состоит не из методического труда, но из актов подвижничества - добровольных усилий, в которых мы выражаем лучшие стороны своего характера и его возможностей. Эти стороны представляют собой те характеристики, которые неоспоримо воспринимаются в нашей культуре, как наиболее близкие нам, хоть далеко и не всегда каждому из нас присущие. К ним можно отнести:
- силу воли
- естественность
- открытость
- пренебрежение выгодой перед правдой
- жертвенность личными интересами перед интересами общины
Что есть подвиг вообще? Это добровольный физический акт, ведущий к изменению. Это изменение к лучшему. Что есть лучшее для нас? Наверное, то, что позволяет нам приподняться над своей природой животного и обнаружить в себе качества личности Сына Человеческого. Обнаружить себя частью мира, в котором у каждого из нас есть роль, выраженная возможностью что-то привнести в него. Когда мы совершаем поступок, в котором смогли максимально выразить указанные выше характеристики, мы можем быть уверены, что совершаем подвиг. Подвиг нашей этики. Такие подвиги уточняют и цементируют в нас генетически заданный этос, определенным образом характеризующий нас, как нацию. Очевидно, что православная вера способствовала укреплению в нашем сознании этих характеристик - они нашли в ней воплощение - и придало им этическое значение. Теперь это значение необходимо развивать и в области профессиональных отношений - отношений по поводу продажи и приобретения товаров, и услуг.
Возможно ли создание на основе уже имеющихся этических качеств нашего характера той самой современной трудовой этики, которой нам не хватает сегодня для полноценного общественного развития, и какой она должна быть эта этика? Во-первых, отвечу сразу - конечно, возможно...
Сообщаясь друг с другом по делу, вступая в отношения по поводу продажи и покупки, совершая сделки, основой которых является добровольный обмен товаром, мы должны стремиться полноценно выполнять ту роль, которую берем на себя в этот момент. Это требование обоснованно христианскими ценностями искренности и силы духа, которые в особенности мы - христиане - призваны укреплять в себе. Стремясь полноценно исполнять свою роль, мы проживаем эти ценности, но не говорим о них. Стремясь при этом в работе к правде и чистоте, мы познаём их трудом. И в этом рождается этика труда. Труд, при этом, не методический, а подвижнический - поступок духа за идею. Идеей служат не деньги, а то, что каждый из нас может создать, приняв их. Чем больше мы можем создать за полученную плату, за оказанное доверие, за подаренные ожидания, тем большего мы достигаем, совершенствуясь и укрепляя в себе этику труда. Этим мы также учимся любить то, что мы делаем и того, для кого это делаем. Каждое такое действо помогает нам проживать наши собственные этические ценности и быть причастником христианской вере, оставаясь при этом на профессиональном поприще. И наоборот, допуская спекуляцию - т.е. стремясь сделать меньше, но взять больше, стремясь произвести ложное впечатление - мы не можем считаться подлинно верующими православными людьми. Следует помнить, что каждый спекулятивный поступок является, как правило, осознанным. Это значит, что поступая так каждый раз, мы понижаем свое сознание. Достаточно посмотреть, что происходит в мире сейчас, чтобы понять, что технический прогресс и прогресс личности развиваются по совершенно разным принципам. Развитие науки и технологий соседствуют сегодня с регрессом личности человека и ужасающей мутацией ценностей.
Для труда есть понятие профессии. Это иностранное слово, которое я бы заменил словом призвание. Каждый из нас призывается для чего-то. Каждый человек в определенном направлении может сделать что-то лучше, чем было сделано до него. Однако, сперва ему надо пройти путь тех, кто прошел этот путь до него, изучить то, что было сделано ранее. Тогда он может что-то добавить. Эту возможность предоставляет профессия и ее важность трудно переоценить. Труд должен иметь направление призвания, чтобы быть подлинно подвижническим.
Те, кто считает, что продавая товар, главное уметь убедить, сделать меньше, но заработать, и что церковь существует для того, чтобы отмыться потом от этого - те заблуждаются. И в молитве и в деле мы призваны быть одинаково открыты и честны. Мы призваны практиковать в себе честность. Другой же подход порождает спекуляцию - страшнейший вирус ума и веры. Для русского этоса спекуляция страшна тем, что она нарушает уже созданные православием ценностные ориентиры в обществе. Те качества русского характера, которые мы сами стремимся видеть в себе, и тем самым как стрелки компаса, ориентируемся в пространстве общественной жизни, отодвигаются, затмеваются спекуляцией. То национальное и созидательное, что мы уже приобрели в процессе общественного воспитания за многие десятилетия, то может быть быстро разрушено, если спекулятивное мышление современного капитализма будет постоянно воздействовать на нас в процессе того, когда мы вступаем в деловые отношения друг с другом. Спекуляция - это сделка выгодная только одной стороне. Для другой стороны это всегда убыток и физический и моральный. Обманывая друг друга, мы быстро теряем доверие, нарушаем связи и оказываемся малоспособны к развитию, как общество. Поэтому так часто наука и технологии развиваются у нас не в условиях свободного обмена товаром (рынка), а в условиях стресса и давления - т.е. тогда, когда в этом развитии есть спасение нации от порабощения или уничтожения.
Характер формируется временем и поступками. Трудовая этика тоже. Пока рано говорить о ее существовании в России. Россия еще не прошла достаточно длительный путь для формирования той самой специфической собственной трудовой этики, которая могла бы считаться и успешной, и свойственной именно русской культуре. Этика медленно формируется в недрах народной жизни в результате актов взаимодействия людей между собою по поводу обмена товаром. Этих актов еще слишком мало, и многие из них слишком долго совершаются у нас по законам обмана и быстрой прибыли, практически не развиваясь. Так было и раньше, так есть и сейчас. Искать причины этого нет смысла, но можно сказать, что православие еще не успело сыграть существенной роли в формировании трудовой этики. Однако, это не означает, что время упущено и шансов на изменения нет. Напротив, для русской нации и культуры все только начинается. Нас ничто не держит от того, чтобы практиковать свою веру в деле - выбрать профессию и стремиться трудиться в ней так, как считается этичным и приемлемым именно в русской культуре, как этого требует наша вера.
Личное следование нравственности является, по сути, подвижническим путем самовоспитания и познания, который и характеризует верующего христианина. Находясь на этом пути, человек призван постигать аскезу, как одну из добродетелей, и учиться ставить духовное над материальным. Так предприниматель-продавец может постигать Бога, идя при этом по своему профессиональному пути, но стремясь в нем к творчеству. Деньги, как цель, постепенно перестанут иметь для него решающее значение. Он может почувствовать пользу от себя для тех, с кем он работает. Его личность эволюционирует, если он увидит, что он действительно востребован, потому что приносит развитие не себе одному. Не бесконечный рост прибыли, а ощущение глубокой внутренней правоты своих действий - соответствие их зашитому нравственно-этическому коду, а значит, ощущение свободы и покоя, принесут ему душевный баланс. О нравственности нельзя просто говорить - ее надо проживать, тогда в нас начнутся изменения. Вспомним слова Христа: «Я не судить пришел, Я пришел исполнить». Это означает, что Человек может и должен не просто назидать нравственные законы другим, но являться их живым воплощением. Этому нас учил Христос, и это мы каждый должны постигать по мере своих духовных сил и упорства.
5. Ответ на 2., Андрей Карпов:
4. Ответ на 1., Лебядкин:
3. Ответ на 1., Лебядкин:
2. Re: Православие и трудовая этика
1. Re: Православие и трудовая этика