Около десяти дней назад Епископ Рашко-Призренский Артемий заявил в интервью одному из сербских изданий, что "только армия может защитить Косово и Метохию". А именно, епископ уточнил, что "когда тебя грабят, ты защищаешься всеми имеющимися в твоем распоряжении средствами, защищаешься при помощи армии, а не дипломатии!" Затем, епископ Рашко-Призренский добавил: "Посмотрите, до чего нас довела дипломатическая защита страны. Сербия должна была восстать, защитить и сохранить свою целостность, мы этого не сделали. Поэтому сегодня мы там, где есть".
Я не знаю, упрекнул ли кто-то из тех, в чьей это компетенции, епископа Артемия в воинственности, или милитаризме, только никто из политиков ему не ответил и ни в чем не упрекнул. Не отозвался ни Генштаб, ни Министерство обороны. Правда, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич посчитал нужным придти на заседание Синода СПЦ, чтобы сообщить о мерах Правительства Сербии по сохранению Косова и Метохии в составе Сербии, а также о следующих шагах юристов Правительства и МИД по защите сербского народа и его святынь в южном крае.
Воспользовавшись случаем, Еремич подчеркнул, что "международное право это сильнейший аргумент нашего государства перед Международным судом правды в деле защиты целостности нашего государства". Также он подчеркнул, что "необходимо теснейшее сотрудничество Церкви и государства, особенно после формирования Косовских сил безопасности (КСБ)".
Я не знаю, что по этому поводу владыки и епископы ответили Еремичу, я не знаю, как Церковь может помочь государству теперь после формирования КСБ? А именно, насколько я знаю, Церковь до сего момента со своей стороны всегда указывала всем международным факторам на состояние дел в Косове. В прошедшие годы представители Церкви отправлялись в Брюссель и Вашингтон. Они объясняли там, где принимают важнейшие решения, положение в южной сербской провинции. Если чем-то существенным не смогли помочь неалбанскому населению Косова, то помогли защите культурного и церковного имущества. Поэтому предполагаю, что теперь на большую помощь Церкви государству в том смысле, что она начнет создавать боевые единицы, речи не идет.
Как-то в тени заявлений епископа Рашко-Призренского Артемия прошел недавний визит президента Албании в Приштину. Во время визита Албания и Косово подписали договор о "мини-шенгену". Больше нет границ между Албанией и Косово, нет виз, нет пограничных пошлин... Красота! Первый настоящий "шенген" на Балканах. А Балканы в глазах Европы годами были синонимом какой-то отсталости.
Я думал, что кто-нибудь из компетентных лиц в Белграде направит письмо Албании, в котором спросит, а о чем, собственно, идет речь. Как это государство, с которым Сербия имеет полноценные дипотношения, заключает договор с частью государственной территории Сербии. А Косово, согласно действующей Конституции, часть территории Сербии. Значит, Албания заключает с Косово какой-то "мини-шенген", отменяет границу, таможенные пошлины и др.
Но из Албании в 1999 году во время агрессии против Югославии албанская регулярная армия совершила попытку вторжения в Косово. Ну и после всего этого, во имя добрососедских отношений мы поторопились восстановить с Тираной полноценные дипотношения. И тогда Албания, после Афганистана второе государство в мире, признала независимость Косова. Но и далее наш посол оставался в Тиране, а албанский в Белграде.
Может, я заблуждаюсь, может это хорошо, что между Косово и Албанией подписан этот "мини-шенген". Потому что, если мы считаем, что Косово это часть нашей территории, тогда мы с помощью этого "мини-шенгена", как остаток Сербии должный войти в "большой шенген". Когда Албания вступит в НАТО, тогда и мы с Косово естественно входим в НАТО.
Любые стандарты и процедуры мы легко и красиво обходим с помощью этого договора между Тираной и Приштиной. И поэтому этот договор надо приветствовать, т.к. он сокращает наш путь в ЕС. И тот, кто скажет, что нужно несколько пересмотреть наши отношения с Албанией, тот не понимает ничего в европейской интеграции и добрососедских отношениях. И у того вообще реакционный взгляд на наше будущее.
А в этом будущем много вариантов. С началом конца когда-то большой Югославии всех иностранных наблюдателей, аналитиков и дипломатов интересовали и беспокоили балканские масштабы албанских национальных устремлений. До сербского национального вопроса никому как будто не было дела.
Будущее после основания КСБ и нового соглашения Приштина-Тирана уже перевернулось. Два отдельных соседних албанских государства не будут вечно существовать как раздельные. И два немецких государства существовали, пока шла "холодная война". А когда "холодная война" окончилась, два немецких государства стали одним.
Албанцы из Косова и албанцы из Албании это не две нации. Может, кто-то скажет, что Косово и Албания не объединятся, т.к. это не предусматривает план Ахтисаари, но и Резолюция ООН 1244 ничего не говорила о независимости Косова, но независимость была провозглашена в одностороннем порядке.
Официальная Тирана заявила, что не будут объединяться с Косово. Разумеется, а что еще другое она могла заявить официально? Однако говорить и действовать - это разные вещи. Официальные заявления Тираны принадлежат этому времени, а не будущему.
Правда, может и Сербия говорит, что будет решать проблему исключительно мирным и дипломатическим путем, а на некие будущие времена готовит страну в военном плане. Если готовит? Это ли балканский блюз, возвращаемся в прошлое, а следующую войну на Балканах отложим на время.
Правда, Тирана и Приштина ничего на время не откладывают.
Мирослав Лазанский
"Политика", 24 января 2009 года
http://www.politika.rs/pogledi/Miroslav-Lazanski/EPISKOP-ARTEMIJE-BRANI-KOSOVO.sr.html
Перевод с сербского Михаила Ямбаева