Духовный пастырь эпохи российской бездуховности

Новости Москвы  Патриарх Алексий II 
0
387
Время на чтение 6 минут
90-е годы стали переломными не только в политической, но и в духовной жизни граждан России. Конец эпохи СССР означал собой не только окончание безраздельного господства марксистско-ленинской идеологии, но и крушение всех нравственных идеалов, навеянных той эпохой. Переход от партийно-административной номенклатурной системы к демократии западного образца стал для России настолько болезненным, что большая часть населения страны сразу после того, как прошло опьянение первыми успехами ельцинской "демократизации", впало в нравственную кому. Но эта кома очень быстро сменилась агрессивной депрессией, и простые граждане России начали бросаться из одной крайности в другую, пытаясь найти свое место в этом изменившемся мире.

Очень быстро все основные сдерживающие нравственные барьеры были сломаны, и, так же как в 1917 году, прозвучала команда: "Грабь награбленное". Только теперь этот грабеж происходил на двух уровнях. Основную часть государственной собственности между собой начали активно делить приближенные к власти проходимцы. А то, что оставалось внизу, начали активно делить различного рода преступные элементы. Фактически оказались полностью попранными все общечеловеческие нравственные законы.

Свою зловещую роль в этом процессе сыграли и прибывшие в Россию в огромном количестве иностранные (в первую очередь - американские) советники и консультанты, которые вместе со своим эгоцентрическим прагматизмом завезли в Россию совершенно чуждые для нашего народа идеалы и убеждения. Многие из этих "советников" даже не скрывали своих истинных целей - окончательно уничтожить духовный и нравственный потенциал России, сломить её дух и заставить полностью следовать в фарватере западной политики. Все это полностью соответствовало духу и букве Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года и принятому Конгрессом США в 1987 году "Русскому проекту". Главной задачей и того, и другого документа являлось полное и окончательное уничтожение России как самостоятельной мировой державы. И российское правительство, возглавляемое тогда группой так называемых "младореформаторов", оказалось полностью под влиянием своих заокеанских наставников. Следом за политическими и экономическими "советниками" в настежь распахнутые российские двери хлынули и различного рода политические мошенники и "духовные" пророки. Причем не только с Запада, но и с Востока. Именно в это время на всех уровнях и во всех средствах массовой информации начинается пропаганда новых религиозных течений и формаций, не только не имеющих никакого отношения к традиционной российской культуре и нравственности, но и вообще находящихся в полном противоречии с нашими национальными традициями.

Так, после своей поездки в страны Юго-Восточной Азии тогдашний вице-премьер Олег Лобов завез в Россию слепого японского "проповедника" Сёку Асахару, который с легкой руки новоявленных представителей российской власти с утра до ночи зомбировал население нашей страны. Ему были предоставлены неограниченные возможности на ведущих телеканалах. Под его секту были сданы самые престижные помещения в центре Москвы, и даже несколько зданий детских садов. Позднее выяснится, что этот "проповедник" - натуральный уголовный преступник. Но тогдашние российские власти это не волновало, так как многие из них сами были не в ладу с Законом.

Кроме зарубежных "проповедников" в России, как грибы после четвергового дождичка, начали произрастать свои собственные "оракулы" и "целители", активно затуманивающие мозги простому российскому обывателю.
Резкому падению уровня нравственности способствовала и перестройка всей воспитательной системы в российской школе.

Покончив с наследием коммунистического прошлого и запретив в школах деятельность любых политизированных детских организаций, руководство страны ничего взамен не предложило. Школа превратилась в унылое, скучное заведение, лишенное каких-либо возможностей оказывать воздействие на формирование нравственности подрастающего поколения. И этот духовный вакуум очень быстро дал о себе знать. Уже в середине 90-х годов Россия получила всплеск давно забытого явления - детской беспризорности. Десятки и сотни тысяч неприкаянных, брошенных на произвол судьбы детей заполнили собой дворы, вокзалы и улицы городов и поселков. Казалось, еще немного - и волна эта полностью накроет и похоронит под собой Россию.

Именно в такие периоды развития общества особую роль приобретают духовные наставники и лидеры, способные дать народу осознание своей роли в истории. Но, самое главное, именно в такую пору рождаются будущие великие исторические личности.

Алексей Михайлович Ридигер оказался на Московском Патриаршем престоле отнюдь не случайно, как это пытаются сегодня утверждать некоторые ангажированные западные "историки". Он прошел большой и многотрудный жизненный путь от мальчика, прислуживающего священнику в алтаре, до руководителя одной из самых непростых епархий.

Только сегодня, с высоты понимания весьма сложной политической ситуации, складывавшейся все годы существования Прибалтики в составе СССР, можно понять, насколько непростой была духовная миссия архиепископа Эстонского и Таллинского Алексия (Ридигера). Фактически это была сложнейшая миссионерская работа по сохранению традиций православия в условиях враждебного окружения. И эта сложнейшая духовная деятельность закалила будущего духовного наставника всей России.

7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) был избран Патриархом Московским и Всея Руси, а 10 июня 1990 года вступил на патриарший престол.

В самый трудный для России переломный период этот человек принял на себя земное бремя духовного окормления людей, потерявших жизненные ориентиры, разуверившихся во всем и во вся, отчаявшихся найти на этой Земле свое место и свой путь.

Сегодня многие критики деятельности Алексия Второго укоряют его в попытках найти общий язык с властью. Но он никогда с этой властью не заигрывал. Благодаря ему Русская Православная Церковь обрела наконец-то свое подобающее место в общественной жизни государства Российского. Сегодня мало кто может себе представить, каково было в условиях засилья американской прагматической идеологии, пронизавшей насквозь все властные институты, повернуть эту самую власть к собственной культуре и к собственной истории. Но Патриарх Алексий это сделал.

Уже в 90-е годы начался активный процесс возврата Церкви утраченных в годы советской власти духовных ценностей: монастырей и храмов. А вместе с ними начался и процесс возврата простого русского народа к своим исконно традиционно русским ценностям. И в первую очередь это коснулось подрастающего поколения россиян.

С благословения Святейшего именно в начале 90-х годов, в период разгула экономического, политического и криминального беспредела, в России были возрождены православные школы, гимназии, лицеи. Только в Москве их появилось более десяти.
Учредителем многих из них стал Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, во главе с его долгим бессменным руководителем (ныне - архимандритом) о.Иоанном (Экономцевым). Появилась прекрасная традиция проведения ежегодных Рождественских образовательных чтений, на которых порой доставалось не только своим иереям, но и руководителям министерства образования. Уже в конце 90-х годов Русская Православная Церковь, по благословению Алексия Второго, начала борьбу за введение в школах курса "Основы православной культуры".

Этот предмет, созданный как целостный культурологический курс, должен был хотя бы минимально компенсировать духовный и нравственный вакуум, возникший в школе в пореформенный период. Но эта абсолютна здравая и взвешенная позиция неожиданно натолкнулась на дикое сопротивление со стороны чиновников от образования разного уровня. И мудрость Патриарха состояла в том, что он спокойно, без каких-либо резких революционных заявлений продолжил работу с руководством страны по внедрению столь важного предмета в стенах школы.

Не осталась без его внимания и проблема воскресного образования подрастающего поколения. Практически при всех храмах и монастырях были открыты воскресные школы, в которых на добровольно основе преподавались основы православной веры. По всей России зазвучали церковные колокола, на зов которых теперь собирались не только старики, но и молодежь. По благословению Святейшего уже на рубеже 20 и 21-го веков появилось значительное количество молодежных православных клубов и объединений. Причем, они поставили перед собой задачу не только знакомство молодежи с православием, но и приобщение её к изучению славной российской истории.

История нашей страны долгое время различными политическими и общественными деятелями толковалась по-разному. И особенности её толкования были связаны с тем, что практически все 20-е столетие наш народ жил разделенным на два враждебных друг другу лагеря. Все это явилось следствием трагических событий начала 20-го века. Эта незаживающая рана передавалась из поколения в поколение и не позволяла преодолеть последствия тех страшных трагических событий.

Русская Православная Церковь первой протянула руку дружбы своим соотечественникам за рубежом. И именно Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй явился инициатором объединения двух русских православных церквей: РПЦ и РПЦЗ. В 2007 году произошло историческое событие: подписание договора между этими ветвями Русской Православной Церкви о каноническом общении. Почти вековой вражде между русскими людьми, разделенными в свое время по политически соображениям, был положен конец.

История все рано или поздно обязательно расставляет на места. Так произойдет и с определением роли в ней, несомненно, великой личности - Святейшего Патриарха Алексия II, который взял на себя непомерную ношу духовного попечительства над людьми, почти потерявшими веру в свои собственные силы в эпоху великого перелома.
И это ему воздастся сторицей и там - на Небесах, и здесь - на Земле.

Сергей Константинович Комков, президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы

07 декабря 2008 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Комков
Пора сажать!
Сергей Комков о попытке чиновников ликвидировать Русский концертный оркестр «Боян»
18.11.2017
Сергей Комков: «В этом законе заложена серьезная концептуальная ошибка»
Президент Всероссийского фонда образования о реформе бюджетных организаций и российском образовании
25.05.2010
Все статьи Сергей Комков
Новости Москвы
Все статьи темы
Патриарх Алексий II
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
О наших отношениях с Ватиканом
Дай Бог, чтобы мы подражали святителю Марку Эфесскому и благоверному князю Александру Невскому!
20.01.2024
«Это было второе крещение Руси»
Всё, что было сделано за годы патриаршества Патриарха Алексия II, было уникальным явлением
06.12.2023
Он был подлинным духовным щитом Церкви
Скорбная и одновременно светлая дата - 15 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2023
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
15.04.2024 19:26
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:19
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 17:33