Разрушение мифа об исламских корнях абхазов

Впечатления от поездки в Абхазию

Андрей Михеев 
0
11.01.2007 80
Обзор церковной ситуации в Абхазии на начало 2007 года не может не удивлять сторонних наблюдателей. Рост количества верующих, пришедших на постсоветском пространстве в храмы с конца 80-х - начала 90-х гг., имел свои вполне очевидные причины. Но активная фаза сменилась стабильным состоянием, при отсутствии явного роста, и даже вполне наблюдаемого очевидного оттока разочарованной интеллигенции и молодежи из Церкви.

Тем интереснее для исследователей выглядит вполне очевидный христианский (а не просто религиозный) "ренессанс" в послевоенной Абхазии. После 10 лет послевоенной стагнации Православная Церковь в Абхазии начала структурно развиваться. На базе созданных при Новоафонском монастыре духовного училища и регентской школы получили базовое богословское образование более 40 человек, продолживших катехизаторскую деятельность в разных уголках страны. Четверо выпускников училища было рукоположено в сан священника, четверо приняло постриг. Семеро выпускников продолжили обучение в учебных заведениях Русской Православной Церкви: в Московской и Саратовской семинариях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве и в ростовском филиале ПСТГУ. 10 выпускниц регентской школы помогают совершать богослужения в различных храмах Абхазии. Хор храма св. ап. Симона Кананита стал лауреатом международного фестиваля "Святки-2005" в г. Санкт-Петербург и принял участие в фестивале "Народов берега Чёрного моря" в Вестфалии (Германия). Дважды, довольно крупным тиражом выходил в свет аудиодиск с оригинальными абхазскими песнопениями хора. За последние три года было возобновлено богослужение в 6 храмах в разных районах Абхазии; начали функционировать: часовня Пицундских святых (X в.) в п. Пицунда, храм равноапостольных Константина и Елены (XIX в.) в с. Акапа Сухумского района, храм Ильи Пророка (XIX в.) в п. Агудзера Гулрыпщского района, храм св. Георгия Победоносца (XIX в.) на территории гостиницы "Айтар" (расположение штаб-квартиры Миссии ООН), храм Успения Пресвятой Богородицы (VI в.) в с. Дранда (постройка эпохи императора Юстиниана), храм Успения Пресвятой Богородицы (XI в.) в с. Моква Очамчирского района. В г. Очамчира был заложен храм в честь св. вмч. Евстафия Апсильского. Началась работа над новым переводом богослужебных, литургических текстов на абхазский язык. На заключительной стадии находится богословская редакция перевода Нового Завета на абхазский язык. С 2005 г. продолжает издаваться официальное издание Абхазской Православной Епархии, двуязычная ежемесячная газета "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"). Функционирует интернет-сайт www.anyha.info на абхазском и русском языках, готовится английская и турецкая версии сайта. Более года на коммерческом сухумском телевидении осуществляется проект "Беседы о православной вере". Проводятся фундаментальные исследования в области церковной истории Абхазии, о чем постоянно информируется общественность Абхазии. Национальное самосознание абхазов на сегодняшний день оказалось прочно связанным с христианством. Согласно докладу иеромонаха Дорофея (Дбар), сделанному на Рождественских чтениях в 2006 году, с 2001 г. только в храме св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон приняло крещение более 6000 абхазов, т.е. более 3% от общей численности абхазов, проживающих на всём постсоветском пространстве. Стабильно продолжают развиваться два монастыря. Системно выстроилась централизованная вертикаль власти на епархиальном уровне. Был создан единый прозрачный бюджет Абхазской епархии. Вот уже второй год в газете "Христианская Абхазия" публикуется полный годовой финансовый отчёт Епархиального Управления. Воплощено в жизнь решение Совета Епархии о бесплатном совершении всех церковных таинств и треб. Епархиальное управление с лета 2007 г. выплачивает зарплаты всем священникам епархии стабильный оклад в размере 6000 р. в месяц (в послевоенной Абхазии средняя заработная плата колеблется в размере 2000 рублей). С 2006 г. проводятся ремонтно-восстановительные работы в монастыре св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон, в Пицундском патриаршем соборе св. Андрея Первозванного (X в.), в храме Успения Пресвятой Богородицы в с. Моква (X в.), на месте погребения святого построен храм св. вмч. Василиска в с. Команы Сухумского района, началась постройка баптистерия при Сухумском кафедральном соборе. Завершаются работы по созданию иконостаса для центрального алтаря собора св. вмч. Пантелеимона в монастыре св. ап. Симона Кананита.

Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2005 году, православными христианами себя в Абхазии назвали 70% местного абхазского населения, при том, что славянское и армянское исконно исповедует христианство.

Вся гротескность успехов, выраженных в цифрах, по российским меркам смахивает на хорошо организованное благочиние. Но если учесть значимость христианства на 8,5 тысячах квадратных километров (площадь Абхазии), то этот процесс нельзя назвать иначе чем "ренессанс". Для чуть более 240-тысячного населения страны, из которого менее 50% составляют абхазы, начался процесс, который в церковной истории смело можно назвать духовным ростом. При этом возникший конфликт внутри Епархии между ретроградами старшего поколения (исконно претендующего на значимость согласно возрастному цензу) и молодым движением, возглавляемым выпускниками Московских Духовных школ, скорее возбудил интерес в потухшем и изрядно скептически настроенном обществе. Бурные, в кавказском духе обсуждения проблем внутри церкви не оставили равнодушными ни атеистов, ни мусульман, ни агностиков. На церковь обратили самое пристальное внимание, ее проблемы стали восприниматься сквозь призму общих социально-политических проблем стоящих перед страной (почти все старшее поколение духовенства рукоположено и воспитано в Грузинской церкви в далекий "застойный" период, молодое, что называется "по зову сердца" делится живым религиозным опытом, чем и обусловлены успехи).

Невозможно предугадать дальнейшей судьбы христиан на Южном склоне Кавказа, однозначным фактом является то, что практически бесповоротно удалось разрушить насаждавшийся в течение десятилетий советской и грузинской историографией миф об исламских корнях абхазов.



Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Андрей Михеев
Все статьи Андрей Михеев
Последние комментарии
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от Полтораки
17.06.2021 09:14
За кулисами переговоров Путина и Байдена
Новый комментарий от Сант
17.06.2021 08:20
«Деградация молодежи налицо»
Новый комментарий от Silvio63
16.06.2021 18:30
Коронавирус всё-таки создан США?
Новый комментарий от Русский танкист
16.06.2021 16:27
Отречение иеромонаха Илиодора от Православия
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.06.2021 15:47
Чёрная неблагодарность абхазов
Новый комментарий от В.Р.
16.06.2021 12:09