По заветам преподобного

25 сентября / 8 октября - преставление прп.Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

0
440
Время на чтение 6 минут
Преподобный Сергий Радонежский, всея России чудотворец - любимейший русский святой, издавна почитаемый молитвенник и печальник о нашей земле. Когда-то В.О.Ключевский написал о нем: "При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание". Эти слова особенно очевидны нам сейчас, когда мы отметили 626-летие Куликовской битвы, заново переосмыслив значение и итоги этого исторического события. Во время торжеств по поводу юбилея Святейший Патриарх Алексий II заметил: "Мы должны помнить слова преподобного Сергия Радонежского, которыми он напутствовал князя Димитрия Донского, предрекая ему победу - "любовию и единением спасемся". В наше непростое время мы должны помнить эти слова, укрепляя единство, вместе преодолевая трудности и испытания, с любовью помогая друг другу строить наше земное Отечество".

...Как и столетия назад, преподобный Сергий помогает нам строить земное Отечество, участвует в нашей жизни, не переставая радеть о немощных, утешая и врачуя недуги души и тела, болея о творимых беззакониях.

Один из знаков его близости к нам - новый храм, посвященный святому. Этот храм во имя преподобного Сергия необычен, он - пещерный, ископан прихожанами под уже действующей церковью. Да и сами прихожане необычны. Часть из них с Божьей помощью исцеляется на приходе от недуга наркомании.

Этот приход известен, находится в поселке Саперное Приозерского района Ленинградской области. Летом прошлого года православный центр по реабилитации наркозависимых при церкви во имя Коневской иконы Божией Матери отметил свое десятилетие. Более двухсот человек прошли здесь курс реабилитации, около восьмидесяти процентов из них вернулись к нормальной жизни. "Кто не оставил Бога, оставил наркотики", - говорит по этому поводу настоятель церкви протоиерей Сергий Бельков. Мы попросили батюшку рассказать, как появился Сергиевский храм. И вот что он нам поведал:


Протоиерей Сергий Бельков - Наш храм во имя Коневской иконы Божией Матери построен и освящен в 1995 году. Сначала он был небольшой, позже достраивался. И первые ребята, которые у нас реабилитировались, а потом приезжали на церковные праздники, говорили, что когда храм стал больше, утратилось чувство единения на молитве, которое они ощущали раньше, когда храм был меньше. Пусть тогда было тесновато, но присутствовало некое ощущение единого организма. У нас возникло желание поставить для реабилитирующихся ребят небольшой храм или часовенку на территории прихода. Так мы и планировали поначалу, а получилось иначе.

Когда мы делали третью реконструкцию нашей церкви, у нас работала бригада верующих плотников, которые предложили под основную часть храма (а он лежал на восьми валунах, как принято строить в Карелии) подлить фундамент для утепления церкви, чтобы зимой наши прихожане не замерзали. Я согласился. Когда мы начали рыть траншею для фундамента, то заметили, что почва очень твердая. (Никакого движения земли мы не наблюдали ни весной, ни зимой).

Прозвучало предложение сделать котельную под храмом. Стали копать дальше, и я заметил, что песок по плотности схож с песком в Псково-Печерских Пещерах. Тогда впервые и была высказана среди ребят осторожная мысль: быть может, все-таки сделаем храм? Мнения разделились, кто-то сказал, что ничего из этой затеи не получится, это просто безумие. Тем более, что при этом надо было поднимать уже существующую церковь на достаточно большую высоту, чтобы потом поставить ее на фундамент. В алтарной части эта высота достигала полутора метров. А учитывая, что храм строился у нас прирубом, он не целиковый, то возникали большие технические трудности.

У нас в Саперном строится много дач, многие люди хорошо разбираются в строительстве. И когда они узнавали, что мы хотим поднять храм, подвести под него фундамент, да еще и ископать под ним помещение, то все в один голос отговаривали нас. Нам говорили, что в таких случаях применяется какая-то американская технология, которая стоит огромных денег. Было бы проще, если бы наше строение было цельное. Честно говоря, я заколебался, были опасения, что храм развалится. Но рабочие убедили меня. Несколько раз мы служили молебны и на начало всякого дела, и Божьей Матери.

Пещерный храм во имя прп.Сергия Радонежского в пос.СаперноеТак с Божьей помощью мы и начали поднимать свой храм. Взяли девятнадцать мощных домкратов и в течение двух с половиной дней потихоньку поднимали храм. Где-то по одному миллиметру, где-то по сантиметру. Несколько человек ходили по кругу, смотрели, чтобы здание нигде не перекосилось. Подняли, поставили храм твердо на бревенчатые подпорки. И что вы думаете, в первую ночь, часа в два или три я вдруг услышал сквозь сон, что храм наш падает. В чем был, выскочил на улицу в ужасе от того, что храм упал. (Хотя и упасть-то он никак не мог). Вижу, что с другой стороны к храму бежит бригадир рабочих с таким же, как у меня, растерянным лицом. Спрашиваю: "Вячеслав, в чем дело?" Отвечает: "Мне приснилось, что храм упал". Как и мне. А храм стоит, как ни в чем не бывало. Так бес над нами тогда посмеялся.

Начали мы земляные работы. Учитывая, что лето у нас короткое, надо было быстро выкопать котлован. Рыли мы вручную, службы в храме не прекращались ни на один день. А работа тяжелая, земля твердая и объем почвы большой. Пришлось позвать ребят, которые ранее проходили у нас реабилитацию. И прихожане участвовали, и военные помогли. Так всем миром за 1,5-2 месяца ископали котлован. Получилось подвальное помещение. Что с ним делать дальше, я не знал, потому что средств никаких не было.

Прошло полгода, и однажды появился человек, который спросил: "А что у вас там внизу за подвал?" Когда мы объяснили ему, он сказал, что может помочь, пришлет к нам штукатура. Это положило начало работе над храмом. Восемь месяцев вместе с нашими ребятами работал штукатур. Провели мы и гидроизоляционные работы. И помещение приобрело вид, похожий на церковь. Потом нашлись другие благотворители, которые помогли выложить иконостас и облицевать его мрамором. Тогда возникла идея расписать храм в старинных традициях, но не фресками, а настенной росписью.

Пришло время решать, в честь какого праздника или святого освещать храм. Первоначально возникло желание посвятить его с учетом нашего служения мученикам Киприану и Иустине, которым молятся об избавлении от злых духов. Ведь каждый наркозависимый - это одержимый бесом человек. Потом решили испросить прихожан, которые особенно радеют о молитве, а также тех, кто посещает занятия нашей воскресной школы, помолиться несколько дней, чтобы Господь открыл им Свою волю о том, в честь какого праздника или святого освятить этот храм. Они должны были записать имя святого или название церковного праздника и передать их мне. Когда мы собрали эти записи прихожан, то оказалось, что наибольшее количество прихожан написали пожелания о том, чтобы храм был освящен во имя преподобных Серафима Саровского или Сергия Радонежского, либо мучеников Киприана и Иустины.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы жребии с именами этих святых лежали на Престоле. После совершения Божественной литургии мы молились Божией Матери, чтобы Она указала, в честь какого святого наш новый храм должен быть освящен. Я вытянул жребий с именем преподобного Сергия Радонежского.

Протоиерей Сергий Бельков в Сергиевском храмеНижний храм сразу виделся нам в греческом стиле. В этом есть богословский смысл, ведь вера пришла к нам из Греции. И два наших храма, верхний и нижний, символизируют эту связь. Наш пещерный храм, обустроенный в византийском стиле, это корень, из которого произрастает верхняя церковь, построенная в древнерусских традициях. В храме во имя Коневской иконы Божией Матери у нас новый иконостас, созданный в иконописной манере Дионисия, за его основу взяты фрески Кирилло-Белозерского монастыря, написанные этим известным иконописцем. А в нашем пещерном храме преподобного Сергия низкие потолки, росписи выполнены в византийском стиле, все вместе напоминает древние катакомбы и настраивает на молитвенный дух первых христиан.

Основная роспись в храме преподобного Сергия Раденежского закончена. У нас появились иконы "Исцеление Спасителем двух гадаринских бесноватых", "Изгнание прп.Сергием Радонежским беса из богатого вельможи" и "Благословение прп.Сергием князя Димитрия Донского на Куликовскую битву". Первые две иконы символизируют наше служение по исцелению наркозависимых, а поскольку наш храм находится в окружении военных городков, и воинское поприще не чуждо нашим прихожанам, мы сочли необходимым отразить этот третий сюжет.

Основным храмом остался у нас верхний. В нижнем храме ребята читают утренние и вечерние правила, также здесь совершаются Таинства браковенчания и крещения, устроена купель с полным погружением.

Этот храм полушутя-полусерьезно мы называем "храм-на-крови", потому что при реконструкции верхней и строительстве нижней церквей наши ребята, не являясь профессиональными строителями, наносили себе какие-нибудь травмы. Слава Богу, серьезных происшествий не было, но какое-то пролитие крови происходило. Поэтому мы старались вновь прибывающих на реабилитацию не допускать сразу к этому послушанию, а только после двух-трех месяцев проживания на приходе, постоянного очищения от греха исповедью и причастием.

Этот нижний храм также пострадал от пожара, случившегося на нашем приходе в прошлом году. Поврежденные водой настенные росписи сейчас восстановлены. Одна роспись была полностью уничтожена, ее переписали, другая также потребовала серьезной реставрации, а остальные с Божией помощью уцелели. Потихоньку все наладилось. Слава Богу за все.
Записала М.Михайлова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Бельков
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Народ чувствует себя в безопасности
О причинах возросшего доверия к полиции
10.11.2023
Помогут ли «трезвый октябрь» и «сухой январь» в борьбе с алкоголизмом?
Самая надёжная профилактика – церковный образ жизни
11.01.2023
Нужны ли России медвытрезвители?
Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о необходимости расширять их сеть в регионах
16.11.2022
«Правильный образ жизни – трезвость ума и души»
О мерах профилактики алкоголизации населения
10.09.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Бельков
Марина Михайлова
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Родительский крест преподобного
Светлой памяти Лидии Соколовой (29.03.1948 - 16.06.2016)
05.04.2024
Обитель посреди болот
1/14 марта - память преподобного Мартирия Зеленецкого
14.03.2024
Горький урок
3 февраля - память прп.Максима Грека
04.02.2024
В блокаду духовную
80 лет назад, в день памяти равноап. Нины, просветительницы Грузии, была снята блокада Ленинграда
27.01.2024
Все статьи Марина Михайлова
Последние комментарии
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Новый комментарий от С. Югов
24.04.2024 11:40
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36