- Владимир Анатольевич, как давно ведет свою работу клуб "Бодрствование".
- Православный клуб "Бодрствование" имеет многолетнюю историю. В 1970-х годах клуб создал выдающийся ученый-психофизиолог Геннадий Андреевич Шичко. Этого подвижника-трезвенника знают и любят многие в нашей стране, даже те, кто ни разу не встречался с ним. А дело утверждения народной трезвости, которому он служил значительную часть жизни до своей кончины 3 ноября 1986 года, остается актуальным и сегодня.
В ноябре 1987 года руководителем клуба трезвенников, созданного Г.А.Шичко, был избран Владимир Алексеевич Михайлов, который соединил дело отрезвления народа по методу Шичко с православным просвещением и воцерковлением отрезвляющихся людей. 17 февраля 1993 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил клуб трезвенников (к тому времени он носил название "Клуб трезвости памяти Г.А.Шичко) на работу в православном русле и дал новое название клубу - клуб "Бодрствование".
С 1995 года клуб "Бодрствование" располагается на заводе АТИ (Санкт-Петербург, ул.Цветочная,16), в помещении, предоставленном генеральным директором завода Сергеем Евгеньевичем Васильевым. Его заботами на заводе началось строительство церкви во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", первого в России храма, получившего такое именование. По завершении строительства храм и клуб "Бодрствование" посетил 17 марта 1997 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В тот день правящий архиерей благословил клубу именоваться впредь православным клубом "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия.
8 апреля 2006 года на 67-м году жизни отошел ко Господу председатель клуба "Бодрствование" и руководитель Школы трезвения раб Божий Владимир - Владимир Алексеевич Михайлов. По благословению настоятеля храма во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" протоиерея Иоанна Миронова новым председателем клуба и руководителем Школы трезвения стал я.
- Что представляют собой занятия в Школе трезвения ?
- Занятия в Школе трезвения - это специально организованные встречи, на которых происходит обучение, основанное на активных методах групповой работы. Эти встречи позволяют нашим слушателям сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы, конструктивно решать свои личностные проблемы.
Одним из основных достоинств занятий является то, что на них человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется доверием группы, и сам не боится доверять свои мысли и чувства, переживания или сомнения другим. В группе, как в зеркале, слушатель Школы трезвения получает возможность увидеть себя - каков я есть на самом деле.
- Каким образом?
- Во-первых, происходит восприятие себя через соотнесение с другими. Каждый может сравнить свои поступки с поведением другого человека, спрашивая себя: "А как бы поступил я?" или утверждая: "И я стану решать проблему вот так же". Во-вторых, в группе эффективно действует так называемый механизм обратной связи, когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди. Обратная связь может быть легко инициирована каждым участником, который пожелает узнать у группы: "А как вы относитесь к моим словам?" или "Что вы думаете о моем поступке?" Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные поступки на новые, конструктивные. В-третьих, наши подопечные учатся воспринимать себя посредством систематического самоанализа. В содержании курсов Школы трезвения предусматривается ведение дневника, выполнение домашних заданий, а также специальные упражнения, которые помогают человеку познать себя, особенности своей личности в разных ситуациях, где требуется принятие определенного решения и его осуществление.
Один из основных принципов проведения курсов Школы трезвения заключается в том, чтобы не принуждать к изменению образа жизни человека, зависимого от алкоголя/сигарет/игр, не давить на него, а помочь ему сделать самостоятельно выбранные шаги к исцелению от пагубной страсти, помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить нормальной жизнью. А слушатель Школы должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности.
- Каковы правила работы в Школе трезвения ?
- Участие слушателя на курсе Школы предполагает, что он примет и будет соблюдать несколько правил, которые помогут в работе и слушателям, и преподавателям. Вот эти правила:
1. Школа трезвения - территория трезвого мышления. Недопустимо приходить на занятия в нетрезвом виде, с похмелья, накурившись или наигравшись на игровых автоматах. В Школе трезвения нашим подопечным предстоит начать серьезную работу над собой, которая предполагает полный отказ от потакания страсти. Если кому-то трудно дается первый период после оставления пагубной привычки, мы говорим: "Не бойтесь обращаться за консультацией к преподавателям".
2. Правило запроса. Никто из преподавателей Школы трезвения не станет без запроса со стороны слушателей инициировать беседу с ними. Отсюда вывод: если человек нуждается в разговоре, хочет задать вопрос, нужно проявлять инициативу.
3. Право говорящего. Во время проведения занятий не следует прерывать преподавателя, подавать реплики - подобные действия мешают преподавателю проводить занятия, а слушателям усваивать материал.
4. Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Когда преподаватель выберет подходящий момент и ПРЕДЛОЖИТ, каждому слушателю можно будет, подняв руку, представиться и задать вопросы.
5. Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная слушателями о себе на занятиях в группе или на индивидуальных консультациях, является закрытой.
6. Общение по принципу "здесь и теперь". На встречах в группе каждому присутствующему важно не уходить в область общих рассуждений, не заниматься обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Группа - это своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из нас может лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время встреч все говорят только о личном, о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе.
7. Доброжелательность. Занятия в Школе трезвения проводятся в обстановке доброжелательности и взаимного уважения, которую никто не вправе разрушать.
8. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть стремимся говорить только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
9. Пунктуальность. Приходить на занятия, не опаздывать на них - ваша добровольная обязанность. Помните, что даже один опоздавший может ощутимо повлиять на процесс проведения занятия.
10. Право ведущего на "стоп ". Руководитель Школы трезвения может приостановить участие в группе любого слушателя, особенно если его поступки мешают процессу проведения занятий.
- Что нужно человеку для того, чтобы начать избавляться от алкогольной, табачной или игровой зависимостей ?
- Ему нужно признать очевидное: я побежден страстью и мне нужна помощь. Признать это - означает проявить такое важное качество души, которое называется смирением. Без него достичь положительных и надежных результатов в преодолении зависимости невозможно.
- В чем заключается ваш подход к проблеме преодоления зависимостей ?
- Мы делимся опытом многих людей, которые "жизнь прошли не по учебникам", а на собственном опыте познали принципы преодоления зависимостей. Слушателям же нужно принять ответственность за свои действия или бездействия (а также их последствия) на себя.
Далее следует определить причины алкогольной (табачной или игровой) зависимости. Может быть кому-то придет в голову ложное утверждение типа "Все проблемы из-за никуда не годной работы" или "С такой женой как у меня нельзя не пить/курить/увлечься азартными играми". Основная ошибка подобной точки зрения: чтобы жизнь улучшилась, должно измениться что-то вовне, должны сложиться "подходящие условия и обстоятельства". Нашим слушателям мы предлагаем следующий принципиальный подход - стремиться изменить не окружающих (начальство, жену, тещу, политический строй в стране и так далее), а себя. Тем, кто это в состоянии понять, есть возможность измениться к лучшему, начать жить без алкоголя (сигарет, игр). У тех же, кто этого не понимает, как правило, не оказывается ни одного шанса. Иными словами, если человек ничего не делает для того, чтобы стать лучше, положительные изменения для него вряд ли будут доступны.
- Вы советуете бросить пить-курить-играть раз и навсегда?
- Раздавать советы - путь непродуктивный. Мы можем лишь указать на неоспоримый факт: если у человека имеется зависимость от алкоголя, табачного дыма или игр, то удовлетворять свою страсть "изредка" или "понемногу" ему не получится. В сказанном нет никакого пессимизма. Если верно подходить к проблеме преодоления зависимостей, то чувства ущемленности при воздержании от предмета страсти совершенно не возникает, а если и возникает, то не надолго.
В мире много людей, которым нельзя есть определенную пишу без ущерба для своего самочувствия или даже здоровья (например, людям с диабетом необходимо воздерживаться от целого ряда довольно вкусной пищи). Мы стараемся помочь слушателю Школы трезвения приобрести новую привычку мышления, которая заключается в спокойном отношении к себе, как к человеку, которому необходимо избегать предметов своей страсти, если он (или она) хочет сохранить свое духовное, психическое и физическое здоровье.
- Однако множество людей предпочитают ничего в своей жизни не менять.
- Если таких людей действительно множество, то что это доказывает? В нашей стране тысячи людей с помощью Божией оставили свои пагубные пристрастия. Одни - гробят себя, другие - нет. В этой связи я всегда вспоминаю стихотворение А.Майкова, которое иногда повторяет нам наш батюшка Иоанн Миронов:
Не говори, что нет спасенья,
Что ты не в силах, занемог,
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
- Те, кто преодолели свое пагубное пристрастие, помогают вам в работе?
- Если вы поговорите с теми, кто уже много лет воздерживается от алкоголя, сигарет, или игровых автоматов, они вам скажут, что только лишь отказаться от зависимости - недостаточно. Нужно приобрести, помимо всего прочего, еще какое-то новое жизненное занятие (или, если хотите, увлечение). Им вполне может оказаться поддержка православного дела помощи зависимым людям.
Все, кто участвовали в непосредственной деятельности Школы трезвения и брали на себя обязанность всячески содействовать православному делу помощи зависимым людям, неизменно ощущали благотворные результаты и даже в помыслах отдалялись от спиртного, сигарет или игровых автоматов. Принцип "Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе" образует прочную основу, на которой зиждется личное выздоровление каждого зависимого человека.
Беседовал Игорь Денисов
1. метод Геннадия Шичко