Изменить себя

В Школе трезвения православного клуба "Бодрствование" начался новый учебный год

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
368
Время на чтение 7 минут
С 22 августа 2006 года в Школе трезвения Санкт-Петербургского православного клуба "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия начался новый учебный год. Здесь, в приходе храма "Неупиваемая Чаша" (завод АТИ, ул. Цветочная, 16), на специальных курсах помогают людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости. О том, как осуществляется эта помощь, рассказывает председатель клуба и руководитель Школы трезвения Владимир Анатольевич Цыганков.


- Владимир Анатольевич, как давно ведет свою работу клуб "Бодрствование".

- Православный клуб "Бодрствование" имеет многолетнюю историю. В 1970-х годах клуб создал выдающийся ученый-психофизиолог Геннадий Андреевич Шичко. Этого подвижника-трезвенника знают и любят многие в нашей стране, даже те, кто ни разу не встречался с ним. А дело утверждения народной трезвости, которому он служил значительную часть жизни до своей кончины 3 ноября 1986 года, остается актуальным и сегодня.

В ноябре 1987 года руководителем клуба трезвенников, созданного Г.А.Шичко, был избран Владимир Алексеевич Михайлов, который соединил дело отрезвления народа по методу Шичко с православным просвещением и воцерковлением отрезвляющихся людей. 17 февраля 1993 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил клуб трезвенников (к тому времени он носил название "Клуб трезвости памяти Г.А.Шичко) на работу в православном русле и дал новое название клубу - клуб "Бодрствование".

С 1995 года клуб "Бодрствование" располагается на заводе АТИ (Санкт-Петербург, ул.Цветочная,16), в помещении, предоставленном генеральным директором завода Сергеем Евгеньевичем Васильевым. Его заботами на заводе началось строительство церкви во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", первого в России храма, получившего такое именование. По завершении строительства храм и клуб "Бодрствование" посетил 17 марта 1997 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В тот день правящий архиерей благословил клубу именоваться впредь православным клубом "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия.

8 апреля 2006 года на 67-м году жизни отошел ко Господу председатель клуба "Бодрствование" и руководитель Школы трезвения раб Божий Владимир - Владимир Алексеевич Михайлов. По благословению настоятеля храма во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" протоиерея Иоанна Миронова новым председателем клуба и руководителем Школы трезвения стал я.

- Что представляют собой занятия в Школе трезвения ?

- Занятия в Школе трезвения - это специально организованные встречи, на которых происходит обучение, основанное на активных методах групповой работы. Эти встречи позволяют нашим слушателям сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы, конструктивно решать свои личностные проблемы.

Одним из основных достоинств занятий является то, что на них человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется доверием группы, и сам не боится доверять свои мысли и чувства, переживания или сомнения другим. В группе, как в зеркале, слушатель Школы трезвения получает возможность увидеть себя - каков я есть на самом деле.

- Каким образом?

- Во-первых, происходит восприятие себя через соотнесение с другими. Каждый может сравнить свои поступки с поведением другого человека, спрашивая себя: "А как бы поступил я?" или утверждая: "И я стану решать проблему вот так же". Во-вторых, в группе эффективно действует так называемый механизм обратной связи, когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди. Обратная связь может быть легко инициирована каждым участником, который пожелает узнать у группы: "А как вы относитесь к моим словам?" или "Что вы думаете о моем поступке?" Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные поступки на новые, конструктивные. В-третьих, наши подопечные учатся воспринимать себя посредством систематического самоанализа. В содержании курсов Школы трезвения предусматривается ведение дневника, выполнение домашних заданий, а также специальные упражнения, которые помогают человеку познать себя, особенности своей личности в разных ситуациях, где требуется принятие определенного решения и его осуществление.

Один из основных принципов проведения курсов Школы трезвения заключается в том, чтобы не принуждать к изменению образа жизни человека, зависимого от алкоголя/сигарет/игр, не давить на него, а помочь ему сделать самостоятельно выбранные шаги к исцелению от пагубной страсти, помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить нормальной жизнью. А слушатель Школы должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности.

- Каковы правила работы в Школе трезвения ?

- Участие слушателя на курсе Школы предполагает, что он примет и будет соблюдать несколько правил, которые помогут в работе и слушателям, и преподавателям. Вот эти правила:

1. Школа трезвения - территория трезвого мышления. Недопустимо приходить на занятия в нетрезвом виде, с похмелья, накурившись или наигравшись на игровых автоматах. В Школе трезвения нашим подопечным предстоит начать серьезную работу над собой, которая предполагает полный отказ от потакания страсти. Если кому-то трудно дается первый период после оставления пагубной привычки, мы говорим: "Не бойтесь обращаться за консультацией к преподавателям".

2. Правило запроса. Никто из преподавателей Школы трезвения не станет без запроса со стороны слушателей инициировать беседу с ними. Отсюда вывод: если человек нуждается в разговоре, хочет задать вопрос, нужно проявлять инициативу.

3. Право говорящего. Во время проведения занятий не следует прерывать преподавателя, подавать реплики - подобные действия мешают преподавателю проводить занятия, а слушателям усваивать материал.

4. Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Когда преподаватель выберет подходящий момент и ПРЕДЛОЖИТ, каждому слушателю можно будет, подняв руку, представиться и задать вопросы.

5. Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная слушателями о себе на занятиях в группе или на индивидуальных консультациях, является закрытой.

6. Общение по принципу "здесь и теперь". На встречах в группе каждому присутствующему важно не уходить в область общих рассуждений, не заниматься обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Группа - это своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из нас может лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время встреч все говорят только о личном, о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе.

7. Доброжелательность. Занятия в Школе трезвения проводятся в обстановке доброжелательности и взаимного уважения, которую никто не вправе разрушать.

8. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть стремимся говорить только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.

9. Пунктуальность. Приходить на занятия, не опаздывать на них - ваша добровольная обязанность. Помните, что даже один опоздавший может ощутимо повлиять на процесс проведения занятия.

10. Право ведущего на "стоп ". Руководитель Школы трезвения может приостановить участие в группе любого слушателя, особенно если его поступки мешают процессу проведения занятий.

- Что нужно человеку для того, чтобы начать избавляться от алкогольной, табачной или игровой зависимостей ?

- Ему нужно признать очевидное: я побежден страстью и мне нужна помощь. Признать это - означает проявить такое важное качество души, которое называется смирением. Без него достичь положительных и надежных результатов в преодолении зависимости невозможно.

- В чем заключается ваш подход к проблеме преодоления зависимостей ?

- Мы делимся опытом многих людей, которые "жизнь прошли не по учебникам", а на собственном опыте познали принципы преодоления зависимостей. Слушателям же нужно принять ответственность за свои действия или бездействия (а также их последствия) на себя.

Далее следует определить причины алкогольной (табачной или игровой) зависимости. Может быть кому-то придет в голову ложное утверждение типа "Все проблемы из-за никуда не годной работы" или "С такой женой как у меня нельзя не пить/курить/увлечься азартными играми". Основная ошибка подобной точки зрения: чтобы жизнь улучшилась, должно измениться что-то вовне, должны сложиться "подходящие условия и обстоятельства". Нашим слушателям мы предлагаем следующий принципиальный подход - стремиться изменить не окружающих (начальство, жену, тещу, политический строй в стране и так далее), а себя. Тем, кто это в состоянии понять, есть возможность измениться к лучшему, начать жить без алкоголя (сигарет, игр). У тех же, кто этого не понимает, как правило, не оказывается ни одного шанса. Иными словами, если человек ничего не делает для того, чтобы стать лучше, положительные изменения для него вряд ли будут доступны.

- Вы советуете бросить пить-курить-играть раз и навсегда?

- Раздавать советы - путь непродуктивный. Мы можем лишь указать на неоспоримый факт: если у человека имеется зависимость от алкоголя, табачного дыма или игр, то удовлетворять свою страсть "изредка" или "понемногу" ему не получится. В сказанном нет никакого пессимизма. Если верно подходить к проблеме преодоления зависимостей, то чувства ущемленности при воздержании от предмета страсти совершенно не возникает, а если и возникает, то не надолго.

В мире много людей, которым нельзя есть определенную пишу без ущерба для своего самочувствия или даже здоровья (например, людям с диабетом необходимо воздерживаться от целого ряда довольно вкусной пищи). Мы стараемся помочь слушателю Школы трезвения приобрести новую привычку мышления, которая заключается в спокойном отношении к себе, как к человеку, которому необходимо избегать предметов своей страсти, если он (или она) хочет сохранить свое духовное, психическое и физическое здоровье.

- Однако множество людей предпочитают ничего в своей жизни не менять.

- Если таких людей действительно множество, то что это доказывает? В нашей стране тысячи людей с помощью Божией оставили свои пагубные пристрастия. Одни - гробят себя, другие - нет. В этой связи я всегда вспоминаю стихотворение А.Майкова, которое иногда повторяет нам наш батюшка Иоанн Миронов:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты не в силах, занемог,
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

- Те, кто преодолели свое пагубное пристрастие, помогают вам в работе?

- Если вы поговорите с теми, кто уже много лет воздерживается от алкоголя, сигарет, или игровых автоматов, они вам скажут, что только лишь отказаться от зависимости - недостаточно. Нужно приобрести, помимо всего прочего, еще какое-то новое жизненное занятие (или, если хотите, увлечение). Им вполне может оказаться поддержка православного дела помощи зависимым людям.

Все, кто участвовали в непосредственной деятельности Школы трезвения и брали на себя обязанность всячески содействовать православному делу помощи зависимым людям, неизменно ощущали благотворные результаты и даже в помыслах отдалялись от спиртного, сигарет или игровых автоматов. Принцип "Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе" образует прочную основу, на которой зиждется личное выздоровление каждого зависимого человека.
Беседовал Игорь Денисов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. метод Геннадия Шичко

согласен с автором, метод Геннадия Шичко - психолого-педагогический метод избавления от вредных привычек, видимо самый эффективный, особенно если ведущий православный, можно бесплатно скачать книги и видео по нему - http://методшичко.рф
Шевчук Денис / 07.10.2018, 20:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Анатольевич Цыганков
Утверждение трезвости в истории России
Доклад на региональной конференции по церковному и социальному служению (Санкт-Петербург, 24 октября 2010 года)
26.11.2010
Встретить новый год молитвой
В Александро-Невской лавре состоялась праздничная служба и молитвенное шествие православных трезвенников
03.01.2010
Все беды - от недостатка любви
Истоки патологических зависимостей
19.06.2009
Бодрствующий во Христе
К 70-летию со дня рождения В.А. Михайлова (14.04.39 - 08.04.2006)
08.04.2009
Все статьи Владимир Анатольевич Цыганков
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54