Бодрствующий во Христе

К 70-летию со дня рождения В.А. Михайлова (14.04.39 - 08.04.2006)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
631
Время на чтение 5 минут
Владимир Алексеевич Михайлов остался в памяти православных людей, прежде всего, как человек, посвятивший последние два десятилетия своей жизни служению Богу на ниве православной трезвости. Он был прямым продолжателем дела выдающегося ученого-психофизиолога Геннадия Андреевича Шичко и внес значительный вклад в заветы трезвости своего учителя, соединив дело отрезвления народа по методу Шичко с православным просвещением отрезвляющихся людей.

Владимир Алексеевич МихайловВладимир Алексеевич принял крещение в Православии 17 июля 1988 года. С того времени православную трезвенную деятельность он осуществлял на практике главным образом в клубе трезвенников памяти Г.А. Шичко (так именовалась та общественная организация, которая впоследствии получила название Санкт-Петербургский православный клуб "Бодрствование во имя святого мученика Вонифатия).

Свое православное именование клуб получил 17 февраля 1993 года от приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). И с этого момента Владимир Алексеевич Михайлов стал называть владыку Иоанна крестным отцом как клуба, так и в целом движения бодрствующих во Христе - православных трезвенников. Именно тогда митрополит Иоанн призвал Владимира Алексеевича, а вместе с ним и всех нас словами апостола Марка "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13, 37) и апостола Петра "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8).

Нелегко созидалось дело православной трезвости в городе на Неве. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что прошло менее полутора лет с той первой аудиенции у владыки Иоанна и Владимир Алексеевич на собственном жизненном примере познал азы православного трезвения, бодрствования. Вот как сложилась ситуация по его словам: "В 1994 году актив клуба "Бодрствование" достаточно четко отмежевался в трудах своих от антиправославных трезвеннических организаций, а равно и от вчерашних союзников среди медиков, психологов и педагогов, не разделяющих православное мировоззрение. С другой стороны, попытки как-то опереться на священнослужителей, кроме сочувствия нашим целям, ничем конкретным не увенчались. А мы-то ставили вопросы жестко: хватит только говорить, давайте что-то делать ради людей, в том числе - давайте явим прихожанам православных храмов примеры трезвой жизни и добротолюбия...

Нам приходилось организовывать работу практически безвозмездно, в условиях полной информационной блокады. В таких обстоятельствах у руководства клуба возникло желание прекратить бесплодные попытки возродить православную трезвость в городе из-за ее полной невостребованности и даже прямого отвержения ее со стороны как нецерковных сограждан, так и церковных. Оставалось одно - просить митрополита Иоанна, чтобы он снял благословение на эту работу, данное мне 17 февраля 1993 года как председателю клуба". Но владыка Иоанн не сомневался в значимости того, что делал Владимир Алексеевич и, доверяя ему, благословил на продолжения трудов по утверждению трезвения, бодрствования, призывая терпеливо нести свое служение. Надо отдать должное Владимиру Алексеевичу - призыв митрополита Иоанна он принял тогда беспрекословно.

Но и еще один раз владыка Иоанн преподнес Владимиру Алексеевичу урок трезвения, бодрствования, вразумляя не оставлять свою жизненную стезю. Вот как это описывал В.А. Михайлов: "В 1996 году, когда владыки уже не было на земле, а у меня подходил пенсионный возраст, когда требуется подумать о том, что желательно иметь приличную пенсию, для чего нужна зарплата побольше. При моих же занятиях в то время на большие заработки рассчитывать не приходилось. В общем опять встал вопрос о прекращении активной трезвенной работы, чтобы сосредоточиться на увеличении расчетной базы для пенсии. В этих обстоятельствах я вознамерился идти к новому правящему архиерею, чтобы просить о снятии с меня трезвенного послушания. И вот в один прекрасный день что-то заставляет меня снять с собственной книжной полки книгу владыки Иоанна о святителе Филарете Московском. Наугад открыв ее, я увлекся чтением и вскоре встретил наставление святителя Филарета, что если какой-то архиерей благословил кого-то на конкретное послушание, а потом умер, то это благословение уже не может снять другой епископ. Я задумался, но спустя некоторое время все же решил, что ко мне это не относится: уж очень невелик и я сам, и мое послушание, чтобы впрямую относить это наставление святого Филарета к своей персоне. Я продолжал настраиваться на визит к правящему архиерею, но что-то все время мешало мне сделать это немедленно. И вот пришло 4 мая 1996 года, когда я оказался у церкви Трех Святителей на 6-й линии Васильевского Острова. Она тогда еще не была полностью восстановлена для богослужений, но двери были открыты, можно было зайти, поставить свечку, приложиться к иконам. Зашел туда и я, кратко помолился, приложился к образам и подошел к книжному стенду, где увидел книгу владыки Иоанна о митрополите Мануиле (Лемешевском). Я взял ее в руки, хотя и не предполагал покупать по материальным соображениям. Но тут мои планы внезапно изменились. Почему? Напомню, что к тому времени уже более полугода владыки Иоанна не было на белом свете, а тут... Я показал раскрытую на титульном листе книгу свечнице. Она опешила, ничего не сказала и принялась перелистывать другие книги владыки. Но, естественно, ничего подобного не нашла.

Что же было в книге, которую я взял со стенда? Там был автограф владыки Иоанна!

Признаюсь, мне стало не по себе, потому что я понял, что так владыка мистически предостерегает меня от неправых планов уйти от послушания в трезвенной работе... Естественно, что после такого внушения о моей отставке речь уже не шла, я и помыслить себе не мог сойти с креста".

И действительно, не смотря на то, что почти десять лет с того дня Владимир Алексеевич Михайлов нес свое православное трезвенное служение, испытывая многие скорби, он не сошел со своего креста. Он являлся выдающимся тружеником на ниве русской православной трезвости и за свои подвижнические труды в 2002 году был удостоен от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II высокой награды - ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Владимир Алексеевич чувствовал, что именно в служении человек обретает подлинное счастье. И чем более высоким и полнокровным бывает это служение, тем более полным бывает счастье. Владимир Алексеевич отмечал, что на людей нужно воздействовать собственным примером, с любовью проповедовать истину своей жизнью, ибо Господь сказал: "Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф., 5, 19). Трезвение, бодрствование, начинается на земле, но имеет продолжение в вечности, делает человека причастником Жизни вечной.

Владимир Алексеевич Михайлов отошел ко Господу 8 апреля 2006 года на 67-м году жизни. А 23 мая того же года по благословению протоиерея Иоанна Миронова я был избран председателем православного клуба "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия, который почти два десятилетия возглавлял Владимир Алексеевич.

Почти четыре года я трудился бок о бок с Владимиром Алексеевичем Михайловым, будучи его заместителем по клубу "Бодрствование". И помню его основные призывы-напутствия: "Трезвитесь, бодрствуйте!" и "Поменьше говорите, лучше делайте хоть что-нибудь ради Христа!". А я сейчас к этим благословенным напутствиям могу добавить: "Все это в ваших силах! Не думайте, что вам придется нести это бремя в одиночку - с вами будет Бог. С вами будет Господь, Который слышит и отвечает. Если мы согласимся и вступим на путь христианского трезвения, бодрствования, то Сам Христос будет восполнять в нас то, что мы не можем исполнить сами, потому что ЖИВ ГОСПОДЬ!".

На фото: Владимир Алексеевич Михайлов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Анатольевич Цыганков
Утверждение трезвости в истории России
Доклад на региональной конференции по церковному и социальному служению (Санкт-Петербург, 24 октября 2010 года)
26.11.2010
Встретить новый год молитвой
В Александро-Невской лавре состоялась праздничная служба и молитвенное шествие православных трезвенников
03.01.2010
Все беды - от недостатка любви
Истоки патологических зависимостей
19.06.2009
Кодекс выздоровления от созависимости
Принципы преодоления созависимости членами семьи пьющего человека
05.02.2009
Все статьи Владимир Анатольевич Цыганков
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 13:47
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56