Бодрствующий во Христе

К 70-летию со дня рождения В.А. Михайлова (14.04.39 - 08.04.2006)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
631
Время на чтение 5 минут
Владимир Алексеевич Михайлов остался в памяти православных людей, прежде всего, как человек, посвятивший последние два десятилетия своей жизни служению Богу на ниве православной трезвости. Он был прямым продолжателем дела выдающегося ученого-психофизиолога Геннадия Андреевича Шичко и внес значительный вклад в заветы трезвости своего учителя, соединив дело отрезвления народа по методу Шичко с православным просвещением отрезвляющихся людей.

Владимир Алексеевич МихайловВладимир Алексеевич принял крещение в Православии 17 июля 1988 года. С того времени православную трезвенную деятельность он осуществлял на практике главным образом в клубе трезвенников памяти Г.А. Шичко (так именовалась та общественная организация, которая впоследствии получила название Санкт-Петербургский православный клуб "Бодрствование во имя святого мученика Вонифатия).

Свое православное именование клуб получил 17 февраля 1993 года от приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). И с этого момента Владимир Алексеевич Михайлов стал называть владыку Иоанна крестным отцом как клуба, так и в целом движения бодрствующих во Христе - православных трезвенников. Именно тогда митрополит Иоанн призвал Владимира Алексеевича, а вместе с ним и всех нас словами апостола Марка "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13, 37) и апостола Петра "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8).

Нелегко созидалось дело православной трезвости в городе на Неве. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что прошло менее полутора лет с той первой аудиенции у владыки Иоанна и Владимир Алексеевич на собственном жизненном примере познал азы православного трезвения, бодрствования. Вот как сложилась ситуация по его словам: "В 1994 году актив клуба "Бодрствование" достаточно четко отмежевался в трудах своих от антиправославных трезвеннических организаций, а равно и от вчерашних союзников среди медиков, психологов и педагогов, не разделяющих православное мировоззрение. С другой стороны, попытки как-то опереться на священнослужителей, кроме сочувствия нашим целям, ничем конкретным не увенчались. А мы-то ставили вопросы жестко: хватит только говорить, давайте что-то делать ради людей, в том числе - давайте явим прихожанам православных храмов примеры трезвой жизни и добротолюбия...

Нам приходилось организовывать работу практически безвозмездно, в условиях полной информационной блокады. В таких обстоятельствах у руководства клуба возникло желание прекратить бесплодные попытки возродить православную трезвость в городе из-за ее полной невостребованности и даже прямого отвержения ее со стороны как нецерковных сограждан, так и церковных. Оставалось одно - просить митрополита Иоанна, чтобы он снял благословение на эту работу, данное мне 17 февраля 1993 года как председателю клуба". Но владыка Иоанн не сомневался в значимости того, что делал Владимир Алексеевич и, доверяя ему, благословил на продолжения трудов по утверждению трезвения, бодрствования, призывая терпеливо нести свое служение. Надо отдать должное Владимиру Алексеевичу - призыв митрополита Иоанна он принял тогда беспрекословно.

Но и еще один раз владыка Иоанн преподнес Владимиру Алексеевичу урок трезвения, бодрствования, вразумляя не оставлять свою жизненную стезю. Вот как это описывал В.А. Михайлов: "В 1996 году, когда владыки уже не было на земле, а у меня подходил пенсионный возраст, когда требуется подумать о том, что желательно иметь приличную пенсию, для чего нужна зарплата побольше. При моих же занятиях в то время на большие заработки рассчитывать не приходилось. В общем опять встал вопрос о прекращении активной трезвенной работы, чтобы сосредоточиться на увеличении расчетной базы для пенсии. В этих обстоятельствах я вознамерился идти к новому правящему архиерею, чтобы просить о снятии с меня трезвенного послушания. И вот в один прекрасный день что-то заставляет меня снять с собственной книжной полки книгу владыки Иоанна о святителе Филарете Московском. Наугад открыв ее, я увлекся чтением и вскоре встретил наставление святителя Филарета, что если какой-то архиерей благословил кого-то на конкретное послушание, а потом умер, то это благословение уже не может снять другой епископ. Я задумался, но спустя некоторое время все же решил, что ко мне это не относится: уж очень невелик и я сам, и мое послушание, чтобы впрямую относить это наставление святого Филарета к своей персоне. Я продолжал настраиваться на визит к правящему архиерею, но что-то все время мешало мне сделать это немедленно. И вот пришло 4 мая 1996 года, когда я оказался у церкви Трех Святителей на 6-й линии Васильевского Острова. Она тогда еще не была полностью восстановлена для богослужений, но двери были открыты, можно было зайти, поставить свечку, приложиться к иконам. Зашел туда и я, кратко помолился, приложился к образам и подошел к книжному стенду, где увидел книгу владыки Иоанна о митрополите Мануиле (Лемешевском). Я взял ее в руки, хотя и не предполагал покупать по материальным соображениям. Но тут мои планы внезапно изменились. Почему? Напомню, что к тому времени уже более полугода владыки Иоанна не было на белом свете, а тут... Я показал раскрытую на титульном листе книгу свечнице. Она опешила, ничего не сказала и принялась перелистывать другие книги владыки. Но, естественно, ничего подобного не нашла.

Что же было в книге, которую я взял со стенда? Там был автограф владыки Иоанна!

Признаюсь, мне стало не по себе, потому что я понял, что так владыка мистически предостерегает меня от неправых планов уйти от послушания в трезвенной работе... Естественно, что после такого внушения о моей отставке речь уже не шла, я и помыслить себе не мог сойти с креста".

И действительно, не смотря на то, что почти десять лет с того дня Владимир Алексеевич Михайлов нес свое православное трезвенное служение, испытывая многие скорби, он не сошел со своего креста. Он являлся выдающимся тружеником на ниве русской православной трезвости и за свои подвижнические труды в 2002 году был удостоен от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II высокой награды - ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Владимир Алексеевич чувствовал, что именно в служении человек обретает подлинное счастье. И чем более высоким и полнокровным бывает это служение, тем более полным бывает счастье. Владимир Алексеевич отмечал, что на людей нужно воздействовать собственным примером, с любовью проповедовать истину своей жизнью, ибо Господь сказал: "Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф., 5, 19). Трезвение, бодрствование, начинается на земле, но имеет продолжение в вечности, делает человека причастником Жизни вечной.

Владимир Алексеевич Михайлов отошел ко Господу 8 апреля 2006 года на 67-м году жизни. А 23 мая того же года по благословению протоиерея Иоанна Миронова я был избран председателем православного клуба "Бодрствование" во имя святого мученика Вонифатия, который почти два десятилетия возглавлял Владимир Алексеевич.

Почти четыре года я трудился бок о бок с Владимиром Алексеевичем Михайловым, будучи его заместителем по клубу "Бодрствование". И помню его основные призывы-напутствия: "Трезвитесь, бодрствуйте!" и "Поменьше говорите, лучше делайте хоть что-нибудь ради Христа!". А я сейчас к этим благословенным напутствиям могу добавить: "Все это в ваших силах! Не думайте, что вам придется нести это бремя в одиночку - с вами будет Бог. С вами будет Господь, Который слышит и отвечает. Если мы согласимся и вступим на путь христианского трезвения, бодрствования, то Сам Христос будет восполнять в нас то, что мы не можем исполнить сами, потому что ЖИВ ГОСПОДЬ!".

На фото: Владимир Алексеевич Михайлов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Анатольевич Цыганков
Утверждение трезвости в истории России
Доклад на региональной конференции по церковному и социальному служению (Санкт-Петербург, 24 октября 2010 года)
26.11.2010
Встретить новый год молитвой
В Александро-Невской лавре состоялась праздничная служба и молитвенное шествие православных трезвенников
03.01.2010
Все беды - от недостатка любви
Истоки патологических зависимостей
19.06.2009
Кодекс выздоровления от созависимости
Принципы преодоления созависимости членами семьи пьющего человека
05.02.2009
Все статьи Владимир Анатольевич Цыганков
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Талантливый администратор, благотворитель, борец за трезвость
Состоялась VII Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
26.11.2024
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Новый комментарий от Сергей из НН
04.12.2024 18:05
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
04.12.2024 17:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 17:30
Россия в предапокалиптическое
Новый комментарий от АБС
04.12.2024 16:56
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 16:03
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 15:16