30 ноября Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная школа психологии и медицины» состоялся семинар «Кризис идентичности в период зрелости». Семинар провел руководитель данной программы психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков.
В.А. Цыганков отметил: «По нашим наблюдениям вовлечение подростков и молодежи в патологическую компьютерную зависимость оказывают первостепенное влияние следующие причины:
- межличностные конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями);
- отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребенку;
- ошибки в воспитании, в том числе сформированный эгоцентризм и не привитое умение общаться со сверстниками;
- нарушение привычных стереотипов жизни (в том числе существенные изменения в семье, например развод).
Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети с компьютерной зависимостью. Но, несомненно, - это семьи, где недостаточно эмоционального общения между родителями и детьми, где родители часто конфликтуют меду собой, где сплошь и рядом присутствуют серьезные ошибки в воспитании детей. Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении - без взаимного уважения, псевдосолидарная. Благополучна ли эта семья?
В научной литературе нет четкого определений понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная», «патогенная», «семьи группы риска», «негармоничная семья». Особенностью всех этих семей является негативное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде различных форм поведенческих отклонений.
Результат неблагополучия разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «проблемным» молодым людям, которые воспитывались в семьях внешне благополучных. Эти семьи различны по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведение взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой специфические отклонения в развитии детей, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети части испытывают острый дефицит родительского внимания и любви из-за служебной или личной занятости супругов. В век компьютеров стремительно теряется связь поколений. Некогда остановиться, подумать, перекинуться словом даже в замкнутых пределах квартиры».
По словам доктора философии Владимира Анатольевича Цыганкова в происхождении семейных конфликтов специалисты выделяет следующие неблагоприятные черты личности матерей, которые обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами:
- сензитивность - повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;
- тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым сочетанием двух предшествующих характеристик;
- доминантность - стремление играть значимую роль;
- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости мышления;
- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга.
Помимо внутрисемейных конфликтов на развитие ребенка огромное влияние оказывает воспитание. В дисгармоничных семьях отмечаются различные аномальные варианты воспитания детей.
В.А. Цыганков отметил некоторые из них:
«Гиперпротекция. При гиперпротекции члены семьи (обычно мамы) уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям мам относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня - самое главное в жизни», «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени» и проч.
Гипопротекция. Ситуация, при которой дети оказываются на периферии внимания родителей. До детей «не доходят руки», родителям «не до них». К детям обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Потворствование. Это те случаи, когда взрослые стремятся к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка - «балуют его». Каждое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, матери обычно приводят аргументы: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок растет практически без отца и так далее.
Игнорирование потребностей. Данный стиль воспитания противоположен потворствованию. В этом случае чаще всего страдают духовные и психологические запросы детей, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.
Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность.
Недостаточность требований-запретов. Ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушают, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером домой, вопрос о курении и об употреблении алкогольных изделий. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
Неустойчивость стиля воспитания. Приемы воспитательных воздействий резко сменяются. Такой стиль проявляется как частый переход от очень строгого воспитания к либерально-попустительскому и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями».
Как подчеркнул Владимир Анатольевич, в некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Часто оно вызвано нежелательностью или «преждевременностью» появления ребенка на свет либо несоответствие его пола ожиданиям родителей. А чаще всего родители не понимают или не знают закономерностей и своеобразия личностного развития ребенка, предъявляют к нему завышенные требования и ожидания. На практике нередко встречаются случаи негибкости родителей в отношении с детьми, что проявляется в навязывании собственного мнения, резкой сменой отношений к ним (недостаток заботы сменяется гиперопекой, и наоборот).
В.А. Цыганков подчеркнул: «Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном соучастии взрослого. Он ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних - это неусыпный контроль, для других - заласкивание, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на их «правильное» воспитание, у них нет контакта с детьми, а все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, а ребенок попадает в компьютерную или иную патологическую зависимость».
В конце семинара Владимир Анатольевич Цыганков ответил на многочисленные вопросы участников семинара и рассказал о принципах помощи, которая оказывается людям с компьютерной зависимостью в Школе трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.