Например, в завораживающих многих своими успехами Соединенных штатах Америки регистрируется столько наркопреступлений, сколько в России их происходит за 10 лет. В то же время в России ежегодно фиксируется столько деяний, сколько в Японии за период 36 лет. Однако в Японии годовая наркостатистика сопоставима с пятилетней в Польше.
Другой пример, приведенный заместителем председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Николаем Ковалевым - если взять статистику ООН о доле населения планеты, злоупотребляющего наркотиками, то выяснится, что в сравнении со всеми остальными государствами мира, наркопотреблений в России в 259 раз меньше!
Между тем Америка, где властями ежегодно фиксируется свыше миллиона наркопреступлений, признается преуспевающей нацией, а Россия с ее 175 тысячами деяний в 2005 году, с некоторых пор из круга благоденствующих (в этой области) субъектов мирового сообщества временно выпала. При этом и в нашей стране, и в США, и в Японии, и в Польше, и во многих других странах проблема наркотиков вполне оправданно признается одной из первостепенных.
Все это нагромождение сравнений представлено отнюдь не для того, чтобы убедить вас в относительной благополучности наркоситуации в России. Нужно сказать, что российское общество, и государство совершенно справедливо бьют настоящую тревогу.
Транснациональная наркосистема действительно представляет собой реальную угрозу для любого государства. И нарастающая высокими темпами наркоагрессия этой системы против России, увы! - жестокая реальность. Но признать всемогущество мировой наркосистемы - значит, расписаться в собственном бессилии. Но мы не бессильны. Россия максимально приготовилась к этому противостоянию. Три года назад в нашей стране создана специальная служба с полным набором полномочий по противодействию наркоугрозе - Госнаркоконтроль России. Общественность всецело поддержала такой шаг. И первые существенные результаты не заставили долго ждать. Тоннами изымаются наркотики, десятками перекрываются международные наркотрафики.
Просто в борьбе с наркозлом "не надо отчаиваться!". Именно эти слова оставил нам, как завещание, подводник Дмитрий Колесников в своей записке, найденной в затонувшей атомной подводной лодке "Курск". Битва за будущее России и мира в самом разгаре. Но - "не надо отчаиваться!".
Пример Башкортостана, где 2005 год прошел под знаком Профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, наглядно показывает, как практически за короткий промежуток времени можно выработать и выстроить скоординированную систему антинаркотической работы в условиях республики, и приостановить уровень наркотизации общества. Но приостановить мало, необходимо сократить количество больных наркоманией.
По словам начальника УФСКН России по РБ Валерия Кокина, согласно федеральной целевой антинаркотической программе на 2005-2009 годы, необходимо добиться к 2010 году сокращения масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16-20 % от уровня 2003 года, что составит, по приблизительным подсчетам, 950-1200 тысяч человек. Это выполнимо. И это зависит от каждого из нас.
Справка
История борьбы с распространением наркотиков или, по крайней мере, попыток как-то контролировать их оборот, насчитывает уже почти 100 лет. В феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, участие в работе которой приняли 13 стран, в том числе Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. И сегодня, спустя почти век, мы далеки от решения проблемы.
В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество в целях достижения цели создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Решение принято 7 декабря 1987 года на основе рекомендации Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом 1987 года, которая 26 июня приняла Всеобъемлющий план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами.
Константин Викторович Максимов, кандидат исторических наук, сотрудник пресс-службы УФСКН России по Республике Башкортостан