Кролик-разрушитель

Когда люди искусства не способны видеть в нём ничего, кроме самих себя, от них лучше держаться подальше

0
990
Время на чтение 3 минуты

Что мотивирует художника? Чего художник хочет достичь, создавая своё творение?

Ранее обычный ответ на этот вопрос звучал так: художник с помощью творения выражает свой взгляд на изображаемое, своё отношение к нему.

Нельзя сказать, что подобная формула безупречна. Отношение к изображаемому – это всё-таки личное дело художника, нечто сиюминутное, а изображение (если это, конечно, не скульптура из картона, какие также производятся индустрией современного искусства)   создаётся, чтобы предстоять зрителю длительное время, «на века» - как можно было бы сказать, если чуть-чуть добавить пафоса. В идеале художника должно мотивировать желание запечатлеть нечто ускользающее, грозящее исчезнуть, чтобы дать этому ускользающему возможность продлить бытиё. То, что удалось увидеть художнику, сделать доступным восприятию многих.

Но потихоньку акцент сдвинулся, и  с самого объекта, с тайны бытия переместился на отношение художника к объекту. Отношение стало важнее сущего. С одной стороны, подобный сдвиг даже оправдан: то, что видит художник, большинство просто не способно увидеть самостоятельно. Поэтому зрителя надо взять за руку и подвести к открытому художником чуду. Без личного отношения художника к миру искусство невозможно.

С другой стороны, художник при этом неизбежно ощущает свою значимость. Это ощущение пьянит, и художник становится заложником желания эту значимость не потерять. Он ищет способы подчеркнуть собственную уникальность, доказать  ценность  своего особого взгляда на мир.

Сегодня, однако, и эта мотивация творчества устарела. Если говорить о взгляде на мир, то приходится признать, что мир первичен. Сначала есть нечто, обладающее бытием, потом наш взгляд на него. При ранжировании значимости мир всё-таки получает первое место. А нынешний художник хочет поставить на первое место себя.  Целью творчества становится не выражение чего-то обнаруженного где-то там, а самовыражение. На каком материале, с помощью каких объектов выражаться – это уже не важно.

Подобный настрой художников проявляется порой самым неожиданным образом. Например, южноафриканские скульпторы Андре Принслоо и Рюхан Янсе ван Вююрен получили заказ на изготовление памятника Нельсону Манделе. Герой черной Африки и борец с апартеидом Нельсон Мандела скончался 5 декабря 2013 г. А памятник был торжественно установлен на следующий день после его похорон – 16 декабря. Политический заказ, который был выполнен крайне оперативно. Можно ли считать памятник великим произведением искусства? Наверное, нет. Но его задача – напоминать людям о Манделе. Отсылка к воспоминаниям – основная функция любого памятника. Личность изображаемого – основное его содержание.

Казалось бы, всё понятно. Не нравятся условия – не берись за заказ. Но заказ выполнен.  Далее, скульпторы выражают желание, чтобы на памятнике были отражены их имена. Подлинная мотивация вылезает наружу. Не ради Манделы они делали памятник, ради себя. То, что пришлось изображать в бронзе Манделу для них вторично, а вот собственные имена – это существенный момент.

Скульпторам отказали. И тогда они решаются на месть. В ушной раковине скульптуры они размещают маленького бронзового кролика. На африкаанс слово, обозначающее кролика, имеет и другой смысл – «спешка». Так шутники подчеркнули, что работать им пришлось в спешке. Благовидный предлог для мести найден. Мол, дело не только и не столько в сатисфакции за отказ разместить наши фамилии, мы просто возмущены тем, что искусство отдаётся на откуп политической целесообразности. Это намек, что памятник мог бы получиться более художественно ценным, если бы не пытались успеть к дате похорон.

Допустим, что так. Но, повторю, не хочешь заниматься профанацией творчества – не берись за заказ. А взялся – действуй в интересах заказчика. А кролик в ухе Манделы – это уже за пределами простого приличия. За пределами культуры. За пределами понимания того, что есть памятник и для чего он нужен. Кролик – свидетельство крайней степени нарциссизма. Когда забота о том, что считаешь правильным в отношении себя, застилает весь окружающий мир.

Кролика, конечно же, демонтируют. Но осадок останется. Теперь памятник Манделе в Претории всегда будет «тем самым памятником», в ухе которого сидел кролик. А снижение пафоса в отношении памятника будет переноситься и на его прототип. Из подобных штрихов складывается разрушение культурных и исторических авторитетов.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Кролик-разрушитель

Простите, Андрей, но кажется, большинство художников более озабоченны тем, чтобы убедить зрителя-читателя-слушателя в ценнности своего взгляда, хотя ничего своего у них-то и нет - своё может быть только в окружении социума как реперной точки для различения своего-чужого. (Ихнее своё - это как ценность очькоа по сравнению с наблюдаемым обхектом. Мне такие /чужие/ очки не нужны) Мне всё-таки интересен Шекспир (вернее, даже не личность автора-Шекспира, а сами пьесы) - а личный взглд автора-хужожника как-то совсем не интересен - в конце концов всё сведется к консьюмеризму. Не продается вдохновенье - вот нам десятилетиями и втюхиват пустые блестящие рукописи - как бусы для папуасов.
Лебядкин / 27.01.2014, 11:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от РомКа
26.12.2024 12:38
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Рабочий
26.12.2024 12:25
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Советский недобиток
26.12.2024 10:55
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от viktormaximov
26.12.2024 09:12
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.12.2024 05:15