Девятого января, на третий день праздника Рождества Христова, настоятель Афонского монастыря св. Павла встретился с братией Даниловой обители. Как известно, именно из монастыря св. Павла великая христианская святыня - Дары волхвов - привезена в Россию. Из окон нашего церковного дома видна огромная очередь верующих, идущих на поклонение этой святыне в Храм Христа Спасителя. Через динамики слышны громкие пояснения.
В начале встречи старец поздравил братию с праздником Рождества Христова и рассказал о цели своего приезда в Россию. Насельникам главной обители РПЦ МП были даны следующие наставления: «Монах - это «простите и благословите». Живя в городском монастыре, он должен особенно внимательно вести себя, добросовестно исполнять свои монашеские обязанности, регулярно посещать все богослужения и вычитывать келейное правило. Если он что-то опускает, то от этого душа расслабляется и происходит всяческое зло. Монашество- украшение Церкви, авангард Христова воинства, самый его боеспособный элемент. Это душа Церкви. Огромное значение имеет наличие примера людей, которые отреклись от житейских попечений и живут ангелоподобной жизнью. Архиереи, в епархиях которых нет монастырей и монахов, ощущают огромную недостаточность».
На вопрос о ситуации в Греции старец так ответил: «Кризис здесь прежде всего духовный, а не экономический. Его спровоцировали для того, чтобы поставить Грецию на колени, причинив зло ее Церкви». Переводчик, также насельник обители св. Павла, добавил: «Греки, в отличие от славян, в большей степени сохранили свою этническую общность, живя в разных странах. Это касается и приходских и монастырских традиций, семейного воспитания. Благодаря этому в греческих монастырях много духовно крепких людей». Я письменно задал вопрос следующего содержания: «Ряд церковных историков России считает, что Русь, крестясь в конце десятого века, восприняла от греков двуперстное крестное знамение. На Поместном Соборе РПЦ МП старые обряды, включая двуперстие, были признаны равночестными и равноспасительными. Между тем, известно, что в первой половине ХVII века на Афоне имел место инцидент, когда были сожжены книги «московской печати», содержащие наставления о двуперстии. Как сейчас Афон относится к этому вопросу?» К сожалению, старец не смог ничего сказать по этому поводу. Держу, мол, то чему научен. И еще: «Я многого не знаю, да и не стремлюсь знать. Главное для монаха исполнять принятые обеты». Во время ответа старца, когда звучал греческий язык, я стал писать еще одну записку, но не для него, а по одному приходскому вопросу. Брат, сидящий напротив, напомнил про указ Петра Первого, запрещающий держать в кельях перья и чернила и напомнил, что один монах из Саровской пустыни поплатился за нарушение этого указ 16 годами тюрьмы. Я подумал: «Слава Богу, что мы живем не в период петровских преобразований, нанесших сильный урон нашей духовности и особенно монашеству».
Встреча с герондой Парфением оставила глубокий след в сердцах насельников Даниловой обители.