itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О хорошей жизни

Что хочет человек? Хорошей жизни

Бывший СССР 
0
1248
Время на чтение 4 минуты

Разве это плохое желание? Можно ли его осудить с позиций христианской нравственности? Нельзя. В желании жить хорошо греха нет. Оно совершенно естественно, ведь, действительно, никто не будет себе желать плохой жизни. И не только себе. Праздники не обходятся без пожеланий, и мы в каждый праздник желаем друг другу всяческого добра. Если собрать все озвученные пожелания воедино, получится модель хорошей жизни, как она нам видится в настоящий момент. А если есть модель, почему бы её не воплотить? Разве не является целью государства обеспечение хорошей жизни всем своим гражданам? Хорошая жизнь видится как достойная социальная цель. Чем лучше жизнь граждан, тем лучше государство выполняет свою основную функцию. Мы оцениваем деятельность государства по уровню качества жизни. Лучшая жизнь - это цель, в сторону которой должны быть устремлены усилия государственных институтов. В конечном счёте, мы требуем от государства движения именно в этом направлении.

И волшебным образом в этом требованиями исчезают различия между социалистами и либералами. Эти группы отличаются друг от друга выбором средств, но результат и тем и другим нужен один и тот же. Социалисты считают, что хорошая жизнь достигается универсальными методами, реализуемыми под контролем государства. Полученное выглядит как сумма общих усилий, из которой каждому полагается его доля. Либералы ожидают, что государство обеспечит условия, при которых каждый сможет обеспечить себе хорошую жизнь самостоятельно. Но и в том, и в другом случае речь идёт о получении человеком жизненных благ. Показательно обсуждение плюсов и минусов СССР. Социалисты подчеркивают, что в СССР людям жилось лучше, чем при «диком» капитализме. Либералы напирают на минусы советского строя, доказывая, что сегодня человек может жить лучше, чем в СССР, если не будет ждать, что кто-то ему что-нибудь даст.

Однако объединяющая сила идеала хорошей жизни - это фикция. Хорошая жизнь не может быть подлинной социальной целью. Если считать главной задачей государства именно обеспечение хорошей жизни, оно не сможет развиваться. И хорошая, а потом и просто приемлемая жизнь закончится очень быстро.

Всё дело в том, что хорошая жизнь интерпретируется человеком в категориях потребления. Человек мыслит благо как нечто получаемое. Жизнь, исполненная благ, - это некий золотой дождь, который должен пролиться на самого человека, а также на тех, кому он желает добра. Потребление может быть материальным или духовным, его предметом могут являться не только вещи или услуги, но и права, знания, впечатления, - но от этого оно не перестаёт быть потреблением. А потребить можно только то, что есть. Потребление локализовано в настоящем, оно не создаёт будущего. Если общество занимается тем, что строит хорошую жизнь, оно, по сути, не имеет цели, и будущего у него нет. Оно не сможет обрести нового качества, открыть для себя новые горизонты. Это касается всех сторон бытия, включая технический прогресс. Влияние науки и техники на жизнь человечества в последнее время значительно снизилось. Технический прогресс обеспечивает более высокий уровень комфорта, но общую картину обустройства человечества он уже практически не меняет. Ожидания 1950-х годов, отраженные в научной фантастике, так и остались нереализованными.

Если мы хотим иметь будущее, нам необходима другая цель, к которой придётся идти, преодолевая трудности, а значит, жертвуя какими-то элементами хорошей жизни. Нам нужна идея, образ, идеал. Много говорится о поисках национальной идеи, но,исходя из вышесказанного, несложно понять, почему её до сих пор не нашли. Мешает мираж хорошей жизни. Всякую идею оценивают по старым критериям: а будем ли мы жить лучше, если попробуем её воплотить? И получается, что нет. С таким подходом национальную идею найти нельзя. У подлинной идеи статус должен быть выше, чем у хорошей жизни. Но готов ли к этому народ? Может ли он хотеть чего-нибудь больше, чем удовлетворения потребностей?

Для того чтобы обрести будущее, необходимо объединиться в желании достичь общей цели. А это очень непросто, особенно с учетом того, что уже давно всё измеряется уровнем потребления. Сможем ли мы пойти этим путём? Для начала следует признать, что путь в будущее - это не гонка за хорошей жизнью. Признать же правоту тезиса можно лишь в том случае, если тезис озвучен. И вот он озвучен.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

128. Ответ на 127., Lucia:

это он врет. Он сухопутный, с мозолью на пальце от проблем с чтением.

это он врет. Он сухопутный, с мозолью на пальце от проблем с чтением.

Вы очаровательны! А Потомок Императора опрометчив, я бы никогда не рискнул пикироваться с женщиной, состязаясь в язвительности. Вспомнил Довлатова: "Я молчал. Мои друзья посмеивались. Зато когда Гага Смирнов опрокинул фужер на штаны, я прямо-таки расхохотался. Должно быть, Тасино присутствие слегка нас всех ожесточило. Вдруг она сказала мне: – Хотите знать, на кого вы похожи? На разбитую параличом гориллу, которую держат в зоопарке из жалости. Это было слишком. Кажется, я покраснел. Затем машинально пригладил волосы. – Голову не чешут, а моют, – заявила Тася под общий смех. Тогда я еще не догадывался, что колкости могут быть обнадеживающими знаками внимания. А может, догадывался, но скрывал. Видимо, мне импонировала роль застенчивого супермена, которого легко обидеть". Да, а наблюдая здешние "дуэли", вспомнил, собственно, рассказ "Дуэль" Чехова, о чём писал Императору. "Правда, Лаевский шалый, распущенный, странный, но ведь он не украдет, не плюнет громко на пол, не попрекнет жену: "Лопаешь, а работать не хочешь", - не станет бить ребенка вожжами или кормить своих слуг вонючей солониной, - неужели этого недостаточно, чтобы относиться к нему снисходительно?" Вы же понимаете, Лючия, что Ваш оппонент, при всех ваших разночтениях в советском вопросе и каких-то ещё вопросах, тоже ведь не украдёт, не попрекнёт жену, не станет бить ребёнка вожжами и далее по тексту. Так ведь? Там и ещё момент есть, тоже рассуждения дьякона перед дуэлью, тоже вот чего-то вспомнилось: " "Они хотя неверующие, но добрые люди и спасутся", - успокаивал он себя. - Обязательно спасутся! - сказал он вслух, закуривая папиросу. Какою мерою нужно измерять достоинства людей, чтобы судить о них справедливо? Дьякон вспомнил своего врага, инспектора духовного училища, который и в Бога воровал, и на дуэлях не дрался, и жил в целомудрии, но когда-то кормил дьякона хлебом с песком и однажды едва не оторвал ему уха. Если человеческая жизнь сложилась так немудро, что этого жестокого и нечестного инспектора, кравшего казенную муку, все уважали и молились в училище о здравии его и спасении, то справедливо ли сторониться таких людей, как фон Корен и Лаевский, только потому, что они неверующие?"
Кирилл Д. / 27.01.2017 20:59

127. Ответ на 98., Кирилл Д.:

Пьяная матросняВообще, если дама обзывает вас пьяным матросом - это, скорее, комплимент. Пьяный матрос значит брутальный мужчина. Йо-хо-хо, и бутылка рома!

это он врет. Он сухопутный, с мозолью на пальце от проблем с чтением.
Lucia / 27.01.2017 18:42

126. Ответ на 124., Кирилл Д.:

Простите, что интересуюсь, неужели Ваш коллега Рудовский тоже прЫнц? Не знаю, надо у него самого спросить, но человек, безусловно, благородный.:)))

Спасибо. Сейчас спрошу. Рудовский, Вы, как благородный человек, не рыцарь ли Бедный, который с сарацинами сразился? Даже догадываюсь ... ...Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой.... Даже не верится, что есть ещё на этой грешной Земле паладин, который готов воскликнуть: «Lumen coelum, sancta Rosa!». Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего ... (молитва к Пресвятой Богородице)
вода / 27.01.2017 14:08

125. Ответ на 98., Кирилл Д.:

Пьяный матрос значит брутальный мужчина. Йо-хо-хо, и бутылка рома!

) Хороший ракурс. Сама Лукиа постоянно выдаёт фрейдистские ассоциации. Ниже у неё есть очень показательная цитата из Интернационала.

124. Ответ на 123., вода:

Простите, что интересуюсь, неужели Ваш коллега Рудовский тоже прЫнц?

Не знаю, надо у него самого спросить, но человек, безусловно, благородный.:)))
Кирилл Д. / 27.01.2017 11:12

123. Ответ на 122., Кирилл Д.:

Да, наверно, можно и так сформулировать. Мы тут с коллегой Рудовским обсуждаем... Есть, пожалуй, и профессиональные идиоты.

Профессиональный идиот сегодня самая хлебная профессия – вид «трудовой» деятельности (не путать с идиотом из древней Греции, который «дЯрЁвня» и который действительно трудился), правда не знаю где получают самое лучшее идиотское образование, но догадываюсь где и как идиоты получают подготовку, навыки и опыт. Простите, что интересуюсь, неужели Ваш коллега Рудовский тоже прЫнц?
вода / 27.01.2017 00:02

122. Ответ на 117., вода:

Или наоборот, ещё немного, ещё чуть, чуть, и идиотами будут все, в смысле, те кому "положено", а по другому капитализм и не развивается, точнее - всё и всех пожирает, только экстенсивно

Да, наверно, можно и так сформулировать. Мы тут с коллегой Рудовским обсуждаем... Есть, пожалуй, и профессиональные идиоты.
Кирилл Д. / 26.01.2017 21:03

121. Ответ на 115., рудовский:

есть когорта экспертов с большой буквы э из числа ппп - профессионально-православных патриотов.

А эти когорты везде есть - и профессиональные либералы, и профессиональные социалисты... И тут, как мне кажется, есть свои причины, связанные, некоторым образом, со спецификой НТП на современном этапе.
Кирилл Д. / 26.01.2017 21:02

120. Ответ на 119., Lucia:

http://ruskline.ru/n...vaya_ocenka_istorii/

Ой-ёёё... Не знал даже, "как всё запущено". Ну что сказать... Ну, ляпнул Пётр Толстой. Ляпнул так ляпнул. Как корова, знаете ли, лепёшку ляпает. Вице-спикер Госдумы, однако. И я не очень понимаю тех, кто сейчас с помощью какой-то неуклюжей словесной эквилибристики пытается его слова как-то повернуть в более пристойном ракурсе. Я бы за него не впрягался, пусть сам объясняется. Тем более, я не понимаю, зачем вообще он это сказал. И мне уже кажется, что обоснованны нехорошие подозрения, что вся история с Исаакием затеяна не ради передачи его Церкви, а ради скандала.
Кирилл Д. / 26.01.2017 19:15

119. Ответ на 112., Кирилл Д.:

Вдогонку к написанному в 109.Пусть Вы правы. Но тогда всё равно получается, что нынешние социалисты, с которыми Вы тут спорите - это всё равно ваши братья во Христе, русские люди - старообрядцы, но охмурённые "жидовствующими".А Вы с ними так разговариваете, как будто они эти самые жидовствующие иудеи и есть. А Вам нужно снять с них этот охмурёж. С больным же не ведут себя как с врагом.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/26/eto_ne_antisemitizm_a_trezvaya_ocenka_istorii/
Lucia / 26.01.2017 17:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Карпов
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Как себя чувствуют в нашем обществе религиозные смыслы
При всём внешнем благополучии дело спасения находится в упадке
11.07.2022
Когда что-то не идёт по плану, это плохо… или хорошо?
Единственно правильной реакцией на затруднения с исполнением наших планов является покаяние
15.06.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
«Загрохотали колокола истории»
Мобилизация возможна тогда, когда начинает работать русский код – Общее дело
27.09.2022
О главных факторах Победы
Русский мир продолжит своё движение вперёд
27.09.2022
Зачем нам такие «союзники» и такие мигранты?
К вопросу участия среднеазиатских мигрантов в СВО
23.09.2022
Цивилизационный кризис российского социума
Для пробуждения самосознания русского народа надо предпринимать самые решительные меры
22.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Сколько можно измываться над Русской армией?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
30.09.2022 01:37
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 01:14
Кто управляет Россией?
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 00:54
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от Vladislav
30.09.2022 00:50
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.09.2022 00:39
Мобилизация, телевизор и НЛП
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 00:26
«США ответили на референдумы поднятием ставок»
Новый комментарий от Владимир22
29.09.2022 23:49