От редакции: Публикуя статью известного петербургского ученого и нашего постоянного автора, считаем нужным напомнить, что 9 октября 2017 года Митрополиту Санкт-Петербургского и Ладожскому Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» и издательство «Царское дело» занимаются созданием документального фильма, призванного внести вклад в прославление имени и деяний Владыки. Режиссер картины Иван Душенов. Поскольку картина создается на народные пожертвования, авторы фильма обращаются к православным христианам с просьбой оказать посильную материальную помощь. Карта Сбербанка: 4276 5500 6764 4974; Яндекс-кошелек: 4100 168 121 36 66
Смерть Владыки Иоанна буквально сразу проявила отношение к нему в обществе, в разных его слоях и группах. Нескончаемым потоком шли петербуржцы и приезжие в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, чтобы проститься со своим Духовным Пастырем. Это продолжалось в течение одного дня и двух ночей.
Однако, в народе подметили, что в литургии и отпевании участвовали только четыре иерарха: представитель Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и три епископа, причем один из них был «свой» - викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Тихвинский Симон, остальные двое - очень близкие Иоанну люди. Ни одного другого митрополита или даже архиепископа не было. Не было и ожидаемой делегации из мэрии во главе с А.А. Собчаком, на глазах которого скончался Владыка. Был только венок от мэра.
Посетившая позднее могилку Митрополита Иоанна на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Т.И.Куликовского-Романова, племянника Святого Царя-мученика Николая II) выразила удивление: «Почему уже сейчас, когда нет большевистской власти, такого знаменитого и горячо любимого православным народом митрополита похоронили просто в землю, а не в крипте какого-нибудь из соборов Санкт-Петербурга?! Ведь это древняя православная традиция - хоронить почивших владык в храме»... А в самом деле почему?!
В отличие от прохладного отношения власти к ушедшему в жизнь вечную Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, простые люди и народная православная интеллигенция проявили себя иначе. Скромная могила Пастыря Доброго сразу превратилась в обожаемый предмет паломничества и искреннего поклонения «Великому человеку», «Гермогену нашего времени», «Владыченьке», как называют его разные люди по всей России. Множество стихотворений и песен посвящается ему. Так, поэт Андрей Родосский пишет:
Он, знаменосец воинства Христова,
Он наших дней отважный Пересвет,
Врагов России обличал сурово
И нес, как благостный Фаворский свет,
Своих посланий пламенное слово...
А священник и поэт Анатолий Трохин продолжает:
Душе его да будет светлый рай.
Владыка и теперь о нас горюет.
И алчностью распятый милый край
Любовью и молитвами врачует...
И послушаем замечательную песню, скорее гимн Владыке Иоанну, созданный композитором и певцом, настоятелем одного из петербургских храмов Олегом Скоблей, «Лаврские колокола»...
Удивительна судьба крестов на могиле митрополита Иоанна, созданных и поставленных на народные средства. Два первых деревянных креста как-то быстро стали сдавать в питерском климате. По совету и благословению известного старца Николая Гурьянова третий крест был отлит из бронзы по проекту скульптора Федора Городкова и установлен в октябре 1999 года. Два прежних креста по просьбе почитателей Владыки Иоанна были перевезены и установлены в Покровских соборах городов Самары и Оренбурга, где раньше служил Владыка, которого ещё при жизни многие прихожане считали святым.
После трагической кончины митрополита Иоанна издательства Санкт-Петербурга и Самары, а также Москвы, Минска, Киева, сербского Белграда, продолжали не только активно переиздавать его произведения, посвященные истории и миссии Православной России и Русской Православной Церкви, но и стали выпускать новые книги о жизни и деяниях самого Владыки, воспоминания о нем. Такие как «Пастырь добрый: Венок на могилу митрополита Иоанна» (сост. К.Ю.Душенов), «Владыка» (сост. А.Г.Раков), капитальный том «Был человек от Бога... Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим» (сост. Е.И.Душенова), «Поминайте наставников ваших: Воспоминания духовных чад», «Архиерей Божией милостью: Памяти дорогого Архипастыря» (сост. Н.К.Симаков), а также книги о нем Н.М.Коняева, В.А.Михайлова и др. Петровская академия наук и искусств в Петербурге (одним из её основателей был Владыка Иоанн) учредила Премию его имени, которая присуждается за крупный вклад в духовное развитие общества. А статьи о владыке Иоанне постоянно публикуются в СМИ и интернет-изданиях (особенно часто на портале «Русская народная линия», сайте «Русь православная», в газете «Православный Санкт-Петербург»).
Продолжилось художественно-визуальное отображение, галерея живописных, фотографических и скульптурных портретов Архипастыря. Например, фотопортреты исполненные покойным Юрием Костыговым или монументальные работы живописца Филиппа Москвитина и известного скульптора Вячеслава Клыкова. Причем о клыковском произведении следует сказать особо.
Монументальное изображение Митрополита Иоанна в полный рост с пастырским архиерейским посохом стало последней работой-завещанием выдающегося скульптора-патриота, автора памятников маршалу Георгию Жукову (на Красной площади), Св. Серафиму Саровскому (в Сарове), Св. Николаю Чудотворцу (в Бари, Италия), св. блгв. Великому князю Дмитрию Донскому (в Москве) и многих др. Монумент должен был быть воздвигнут на главной площади Самары, города, в котором Владыка 25 лет служил архиереем и где его очень любили, неслучайно в местной духовной семинарии ежегодно в день ангела Владыки 9 октября проходят «Иоанновские чтения». Однако достаточно неожиданно возникло активное противодействие со стороны либеральной интеллигенции Самары и Москвы и даже одной дамы из Петербурга. Основная аргументация сводилась к прозападной точке зрения на некий русский реакционный консерватизм, национализм и, конечно, ужасный антисемитизм, голословными обвинениями в котором привычно и безапелляционно стараются запугать и парализовать оппонента. Всеми этими кошмарными качествами оказывается был наделен митрополит Иоанн, а потому является недостойным каких-либо памятников. Самарский мэр Д.И.Азаров испугался и тут же отменил постановление прежнего мэра об установке памятника митрополиту Иоанну на главной площади. Но тут подключилась тяжелая православно-патриотическая артиллерия во главе с писателем А.А.Прохановым и живописцем И.С.Глазуновым. В результате этой борьбы православных почвенников и либералов-западников возник другой, «компромиссный» памятник: Часовня-сень во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», в архитектурную композицию которой входит скульптурное изображение митрополитов Мануила (Лемешевского) и Иоанна (Снычева) - сидящего за столом учителя и стоящего с архиерейским посохом ученика (работа скульптора Николая Куклева). И памятник этот был открыт на частные деньги и уже на новостроечной окраине города в октябре 2014 года (руководитель инициативной группы - бывший мэр Самары Виктор Тархов).
Тем не менее, даже пример компромиссной, но всё-таки победы в Самаре воодушевил петербуржцев на свой проект прославления Митрополита Иоанна. Совет Санкт-Петербургского Собора православной интеллигенции инициировал письмо Губернатору Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко с просьбой поддержать проект установки в Петербурге памятника Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву) работы народного художника России В.М.Клыкова... В письме отмечались заслуги Владыки перед городом, прежде всего в духовном возрождении Санкт-Петербурга и его жителей. В частности, «только в течение пяти лет он возглавлял Санкт-Петербургскую епархию, но за это время количество православных в нашем городе выросло больше, чем в два раза и достигло 57,5% горожан». Ответ, на письмо, отправленное 13 ноября 2014 года, был получен из аппарата вице-губернатора М.М.Оганесяна (ныне уже не вице-губернатора и находящегося под судом) почти через четыре месяца, в марте 2015 года и был подписан исполняющим обязанности председателя Комитета - главного архитектора Санкт-Петербурга А.В.Тетериным.
В ответе говорилось о том, что «решение об установке в Санкт-Петербурге произведения монументального искусства, увековечивающего память о выдающейся личности, принимается по прошествии не менее 30 лет со дня смерти выдающейся личности. Митрополит Иоанн (1927 - 1995), со дня смерти которого прошло 20 лет, являлся в первую очередь церковным деятелем, представителем самого консервативного крыла современного православия и не принимал активного участия в культурной и общественной жизни города» (?!). Далее со ссылкой на Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 делается вывод: «установка Памятника на территории открытых городских пространств представляется нецелесообразной». Заканчивается письмо фразой: «Также необходимо отметить, что на месте захоронения владыки Иоанна на территории Александро-Невской лавры установлено надгробие в виде бронзового православного креста» (как видим, имеется осведомленность о том, что сделано на благотворительной основе). Таким образом, мы получили замечательный образец бюрократического «слабодуховного» либерализма. Навряд ли наш православный губернатор видел наше письмо и тем более ответ. В этом году исполнится 22 года со дня смерти Владыки Иоанна, но отношение власти к нему осталось таким же либерально-отчужденным, как в 1995-м.
Зато отношение народа всегда теплое и заинтересованное, и любовь к Пастырю Доброму не иссякает, особенно в дни его памяти и особенно юбилейные. На вечере, посвященном 20-летию со дня упокоения Митрополита Иоанна, основными организаторами которого стали главный редактор РНЛ Анатолий Степанов и директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов, в зале Свято-Духовского корпуса в Александро-Невской Лавре «яблоку негде было упасть». И самое отрадное, что изменилось в лучшую сторону отношение к владыке Иоанну архиереев. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий прислал приветствие (а потом и в телевизионной передаче подтвердил своё доброе отношение к Владыке). Епископ Назарий, наместник Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии, пришел сам и сказал очень хорошие слова. Люди выступали с воспоминаниями о том, как помог им Владыка Иоанн. Читали стихи и пели песни, посвященные ему. Присутствующие дружно поддержали обращение к Губернатору Г.С.Полтавченко и Митрополиту Варсонофию с прошением об установке Памятника нашему Владыке-Святителю.
Но до сих пор остаются смущающие странности по отношению к Владыке Иоанну, вроде бы не бросающиеся в глаза. И всё же, всё же... Почему, с одной стороны, светским лицам вроде Анатолия Собчака или Галины Старовойтовой не надо ждать, чтобы получить памятник не то, что 30, а даже 10 лет, а Святителю Иоанну надо? С другой стороны, почему в списке религиозных деятелей на сайте Московской патриархии есть какие-то невнятные церковные чиновники, а Митрополита Иоанна (Снычева) нет? В чем дело? Что это - странная избирательность или небрежность, недосмотр, а может чей-то недобрый умысел?.. Следует в этом обязательно разобраться и не смущать народ православный. В любом случае и это самое главное, Владыка Иоанн живет и будет жить в душе народной, в наших сердцах. Он с нами!
Семёнов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России