Кораблестроительная программа Колчака

0
867
Время на чтение 9 минут

В январе 1906 года лейтенант Колчак, 31 года от роду, обратился к морскому министру с просьбой создать военно-морской кружок с целью осмысления воссоздания русского флота. Кружок был создан и получил в здании военно-морской академии помещение для собраний. Председателем кружка стал Колчак. Уже весной того же 1906 года по представлению кружка был создан морской генеральный штаб. Колчак, по его признанию, стал одним их первых офицеров, назначенных в этот штаб. Он заведовал балтийским театром. «В основание дела... была положена морская судостроительная программа». 

Действуя совместно с сухопутным, морской генеральный штаб занимался изучением военно-политической обстановки, «... общей политической обстановки, и еще в 1907 году мы пришли к совершенно определенному выводу о неизбежности большой европейской войны». «обстановка...  совершенно определенно и неизбежно указывала нам на эту войну, начало которой мы определяли в 1915 году... В связи с этим надо было решить следующий вопрос. Мы знали, что инициатива в этой войне, начало ее, будет исходить от Германии; знали, что в 1915 году она начнет войну», «...мы будем на стороне противников Германии, что союза с Германией заключить будет нельзя, и что эта война должна будет решить, в конце концов, вопрос о славянстве: быть или не быть ему в дальнейшем» (Колчак. Протоколы допроса).

Уже сама история создания военно-морского кружка и военно-морского генерального штаба вызывает недоумение. Флот нужен стране для достижения определённых военно-политических целей. Определять эти цели должны политики. Мы же видим, что молодые офицеры занимаются совершенно несвойственным им делом - «изучением военно-политической обстановки, ...общей политической обстановки», и решают, с какой страной и когда будет война.

Учитывая, что Колчак, по его собственному утверждению и по утверждению его биографа Плотникова, даже многократно выступал по вопросам строительства флота в Думе и встречался с думцами, в том числе с Гучковым, создаётся впечатление, что он не оценивал политическую обстановку, а оказывал на неё влияние, и готовил почву для  вовлечения России в войну с Германией.

Не меньше странностей обнаруживается и при подробном изучении взглядов Александра Васильевича, изложенных им в 1907 году в докладе «Какой нужен России флот», опубликованном в апреле 1908 года в виде статьи. Колчак выступил за строительство линкоров для русского флота, осознавая, что средства страны на строительство флота крайне ограничены, и признаваясь в этом. То есть, линкоры должны по мнению Колчака быть построены в ущерб так называемым разнородным силам флота - минным заградителям и тральщикам, подводным лодкам, и броненосцам береговой обороны, береговым батареям, миноносцам, крейсерам и прочим кораблям, судам, силам и средствам.

Главные доводы, приведённые Колчаком:

- все великие державы - Англия, Франция и Германия - обладают линкорами, и чтобы считать себя великой страной, Россия тоже должна иметь линкоры;

- оборонительная стратегия флота в корне ошибочна, так как противник может высадить морской десант в любом месте - но наша армия не может вдоль всей береговой линии держать войска, чтобы дать врагу отпор;

- разнородные силы флота не смогут противостоять линкорам врага в морском бою и будут разгромлены, если у России не будет своих линкоров.

Все эти доводы легко разбиваются возражениями, понятными и во время деятельности Колчака в Морском генеральном штабе - с 1906 по 1913 годы.

Да, великие державы того времени - Англия, Франция и Германия - обладали линкорами. Но они обладали и удалёнными военно-морскими базами, называвшимися тогда также угольными станциями. Вспомним трудности эскадры адмирала Рожественского с заправкой углём. Русские моряки загружали уголь на корабли в открытом море, на тропической жаре вручную и при качке, потому что в порты эскадру не пускали. Немецкие угольщики, снабжавшие эскадру, отказались возить уголь далее Мадагаскара - отчасти поэтому на Мадагаскаре эскадра застряла на три месяца, давая японцам время на подготовку своего флота к решающей битве. Корабли шли к Цусимскому проливу, перегруженные углём в два раза, уголь лежал повсюду - в жилых кубриках, на палубах, везде где можно. Это значительно ухудшило бытовые условия моряков на таком, и без того тяжёлом, дальнем переходе. Ради угля пожертвовали даже боезапасом, из-за чего учебные стрельбы на переходе почти  не проводились, а единственная стрельба на Мадагаскаре показала крайне неудовлетворительный результат. Всё это в конечном итоге сказалось на морально- психологическом состоянии личного состава эскадры, и на трагическом итоге Цусимского сражения.

Линкоры предназначены для действий в составе эскадр на большом удалении от родных берегов. Для линкоров нужны угольные станции. Колчак, наверняка, читал труды американского геополитика адмирала Мэхэна, который стравил задачу США не допустить иностранных угольных станций в радиусе 3000 миль от берегов США. То есть, Колчак предлагал использовать линкоры на внутренних морях - Балтийском и Чёрном. Но это - стрельба из пушки по воробьям. Подводные лодки уже тогда стреляли торпедами - более мощным оружием, чем снаряды линкоров. Да, подлодки обладали в то время малым радиусом действия- но вполне достаточным для охвата всей акватории Чёрного и Балтийского морей. Тактику их действия Колчак, кстати, сам же и описывает - патрулирование в нарезанных квадратах. Именно такая тактика успешно применялась подводными лодками обе мировые войны.

А за те деньги, что Россия истратила на линкоры, можно было построить такой подводный флот, что он бы буквально не давал шевелиться вражеским флотам в наших морях.

Второй довод Колчака также не выдерживал никакой критики. Оборонительная стратегия флота была бы ошибочной, если бы утверждение Колчака о возможности высадки десанта в любой точке побережья было верным.

Но в любой точке возможна высадка только малых диверсионных групп. Высадка небольших соединений возможна в так называемых десантодоступных местах, которых не так уж и много и оборону которых можно наладить. Высадка же крупных соединений возможна только в портах с оборудованными причалами, ведь выгрузка должна быть стремительно быстрой, чтобы успеть сосредоточить наступательные силы и развернуть их до подхода войск обороняющейся стороны. Оборона же портов вполне возможна без линкоров, на минно- артиллеристской позиции. Которые, кстати, сам же Колчак и строил с большим успехом на Балтике. Получилось, что Колчак сам на деле опроверг свои собственные  доводы, поскольку силы врага не прорвались в наши базы и не высадили десантов.

Третий довод Колчака также был несостоятелен. Разнородные силы нашего флота и не должны были противостоять линкорам врага в открытом сражении. Они могли укрыться в своих базах, под надёжной защитой минных банок, береговых батарей, броненосцев береговой обороны и подводных лодок.

И наконец, если Германия имела в 1906 году 20 эскадренных броненосцев и спускала на воду по пять в год, а Англия имела примерно вдвое большие силы - сколько Колчак предполагал строить линкоров, чтобы противостоять такой силе? Учитывая, что Россия построила к 1914 году лишь четыре линкора, можно считать, что Россия не имела никакой возможности построить на Балтике флот, способный противостоять германскому или английскому в открытом бою.

Из написанного выше видно, что Колчак лукавил. То есть писал и доказывал то, что сам считал ошибочным. И мотивов лукавства возможны два.

Первый - подыгрывание вышестоящему начальству. Линкоры дают командованию флота больше престижа, больше звёзд на эполеты и больше денег на «освоение». «Линкорной болезнью» страдали не только русские флотоводцы и не только в начале 20 века. Явление это понятное и объяснимое. И Колчак вполне мог выступать за строительство линкоров, чтобы «прогнуться» перед начальством и получить за это известность и продвижение по службе.

Но две цитаты из статьи Колчака «Какой нужен флот России», написанной в 1907 году позволяют, увы, сделать другое, худшее предположение о мотивах действий нашего героя.

Вот первая: «Флот Англии на всех наших морях нам непосредственно не  угрожает». Утверждение Колчак основывает лишь на том, что более половины тоннажа судов, вывозящих товары из России, является английским.

Однако, любой военный знает, что вероятный противник - это сила, способная тебя победить. Независимо ни от каких более факторов. Постулат этот древен как мир, очевиден и несомненен. Безспорно, что флот Англии в 1907 году мог победить флот России, и для военного человека Англия вероятным противником была. Значит, Колчак писал свою статью не для военных, а для политиков. Для людей, решающих, с кем воевать, а с кем дружить.

Кроме того, в русско-японской войне Англия являлась союзником Японии и, следовательно, врагом России. Во всех открытых источниках того времени сообщалось, что Англия вооружала, кредитовала Японию, оказывала ей политическую поддержку и обучала японский флот. На множестве русских карикатур Великобритания и США стоят за Японией.

Получается, по мнению Колчака, что Англия имеет и достаточно морской силы для поражения русского флота, и нескрываемую заинтересованность в этом - но «нам непосредственно не угрожает».

Удивительно, как командование флота допускало публичные высказывания Колчака, прямо противоречащие государственной точке зрения и государственным интересам России. Вторая цитата: «...создание мощной силы, способной бороться за обладание морем в Тихом океане, едва ли является целесообразным».

Сам же Колчак только что вернулся с Русско-японской войны и, наверняка, прекрасно знал, за что он сражался в Порт-Артуре. Только что Россия завершила колоссальный по тем временам проект - Транссибирскую железнодорожную магистраль. Эта транспортная артерия должна была оживить экономику всей России, составив конкуренцию морскому торговому пути из юго-восточной Азии в Европу. О богатстве и перспективах развития юго-восточной Азии Колчак пишет сам в этой же работе, называя тихий океан «великим Средиземным морем будущего». Но Япония при очевидном содействии Англии закрыла выход магистрали к незамерзающему морю. Порт Владивосток в то время замерзал на полгода, замораживая и всю русскую дальневосточную торговлю, и товарооборот по транссибирской магистрали. Торговые же русские суда оказались вынуждены скитаться полгода по иностранным незамерзающим портам, терпя убытки от простоя. Уже в 1907 году было ясно, что если Россия считает себя великой державой - она ещё будет бороться за свободный от англо-японского контроля выход в Тихий океан.

Очевидное противоречие вызывает подозрение в неискренности Колчака.

Принявшись рассуждать о задаче поистине государственного масштаба, каковой является строительство флота России, Колчак должен был ознакомиться с трудами модного в то время американского геополитика Мэхэна. Этот адмирал призывал все сила Англии и США бросить на борьбу с Россией- главным противником англосаксов на мировой арене. «Принцип Анаконда», сформулированный Мэхэном - отжать Россию от морей вглубь материка и от южных широт к северу, чтобы Россия задохнулась, как сжатая кольцами удава- наверняка был известен Колчаку. Тем более что он ехал из японского плена в Петербург через Америку и Англию, причём явно не спешил. У Колчака было время не только ознакомиться с трудами англо-американских геополитиков, но и быть завербованным британской разведкой. А возможно и наоборот - известно, что английская разведка в 1905 году развернула в Японии бурную деятельность по вербовке русских военнопленных. Вероятно, завербованных и перевозили в Россию через США и Англию, по пути выведывая у них полезные сведения, и проводя с ними специальную подготовку.

Эту же мысль навевает и весьма подозрительный своей стремительностью взлёт Колчака. Совсем молодой офицер, командовавший лишь миноносцем, вдруг «предлагает правительству организовать Морской Генеральный штаб», и его предложение принимают. Колчака буквально «раскручивают» СМИ, повсеместно в высоких кругах звучат его доклады. Столь стремительные карьерные взлёты вызывают подозрения. Тем более что главный покровитель Колчака - адмирал Макаров - погиб, и наш герой горевал о том, что лишился высокопоставленного заступника.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Рыбин

Без обиды, просто констатации факта.
СТРОИТЕЛЬ / 23.02.2017, 12:14

7. Ответ на 5., Лебедевъ:

Вы уж так не обижайтесь, осмыслите всё не спеша. Шигин увлекательно пишет, советую прочесть. Вообще наше прошлое делает самые непредвиденные повороты, такова жизнь...
Рыбин / 23.02.2017, 07:09

6. Ответ на 3., СТРОИТЕЛЬ:

Моряки теперь перешли на торговлю гайками и болтами.

Но не на службу Англии. А выбор так и стоял, у меня тоже. Один идёт Англии служить, другой, как Вилькицкий- кур разводить, но служит только России.
Рыбин / 23.02.2017, 06:53

5. Re: Кораблестроительная программа Колчака

На удивление близорукая аналитика! Мы же видим, что молодые офицеры занимаются совершенно несвойственным им делом - «изучением военно-политической обстановки, ...общей политической обстановки», и решают, с какой страной и когда будет война.

Мы видим офицера, прошедшего макаровскую школу, зарекомендовавшего себя , как выдающегося полярного исследователя, прошедшего добровольцем войну, поставившего свой опыт на службу Отчизне. Колчак предлагал использовать линкоры на внутренних морях - Балтийском и Чёрном. Но это - стрельба из пушки по воробьям.

Для начала узнайте про эффективные действия немецкого линкора "Гёбен" на Черном море в Первую мировую. Колчак выступил за строительство линкоров для русского флота, осознавая, что средства страны на строительство флота крайне ограничены, и признаваясь в этом.

И изучите предвоенную программу строительства линкоров для советского флота: линкоры типа "Советский Союз".
Лебедевъ / 22.02.2017, 19:17

4. Ответ на 1., bryzgalov-kv:

Интересная статья. И нужная, так как с личностью Колчака все равно придется внимательно разбираться без политического гевалта с обоих сторон.

Нам бы с самими собой разобраться для начала, а потом уже с Колчаком или Сталиным...

3. Re: Кораблестроительная программа Колчака

Моряки теперь перешли на торговлю гайками и болтами.
СТРОИТЕЛЬ / 22.02.2017, 10:45

2. Чёрная метка.

"... весьма подозрительный своей стремительностью взлёт Колчака." У меня есть подозрение, что на фото изображён автор заметки. Подозрительно, почему морской офицер зафиксирован на "мото", а не на корабле, на лодке, на спасательном круге наконец?
Иванович Михаил / 22.02.2017, 08:15

1. Re: Кораблестроительная программа Колчака

Интересная статья. И нужная, так как с личностью Колчака все равно придется внимательно разбираться без политического гевалта с обоих сторон.
bryzgalov-kv / 22.02.2017, 05:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Викторович Рыбин
По закону – всегда плюс 13 дней!
Еще раз о пересчёте памятных дат
05.11.2024
«Армия Z»
Война под буквой противника
22.10.2024
Спасти язык отчич и дедич!
Пора начать принимать меры для исправления бедственного положения русского языка
27.09.2024
111 лет великому открытию
О Земле Императора Николая II
03.09.2024
Все статьи Вадим Викторович Рыбин
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58