О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

0
1448
Время на чтение 7 минут

В последнее время на РНЛ в связи с учением о том, что не православные не спасаются, и в связи с учением о вечности геенских мук идет спор, заключающийся в следующем. Некоторые считают, что человек, если он и не православный (или даже конфессионально православный, но в чем-то сознательно отступающий от догматов Православной Церкви), все же может спастись и в данном своем духовном состоянии, - если таковой является человеком добродетельным.

Особенно настаивает на таком утверждении сотрудник РНЛ Павел Тихомиров. Вот что, к примеру, он утверждает на форуме статьи Вячеслава Макарцева «Апокатастасис и "долготерпение любви": к полемике о "двух линиях"»: «Наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял «не ту редакцію катехизиса» (п.3). А вот что Тихомиров говорит, споря на эту тему с Сергием Агаповым: «Ув. Сергей, Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"? Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведучих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?» (п.17).

В ответ на сие вопрошение П.Тихомирова я подобрал высказывания некоторых святых отцов, которые совершенно прямо отвечают на сей вопрос:

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрих делах. Догматы без добрих дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - бать воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение».

Блаженный Феодорит: «Вера недостаточна для спасения, но необходимы и дела... Истинное основание добрих дел - это познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других частях тела».

Святитель Иоанн Златоуст: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся болем жестовому наказанию».

Св. Феофан Затворник: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его (см.: Иак. 1, 14)? Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поелику с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям - пребывает в силе и при вере. Почему верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей, или добрых творителем дел. Вера дает ему те сильнейшие побуждения, вера дает ему на то и силы благодатне чрез Святые Таинства. Так вера споспешествует делам (см.: Иак. 2, 22). А дела веру делают совершенною; ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

А Св. Игнатий (Брянчанинов) отвечает некоему лицу так, как будто бы он отвечает лично П.Тихомирову и другим лицам, подобно ему придерживающимся такого жемнения, т.е., как он и говорит, «позиционирующим себя в качестве «ветхозаветных праведников»:

«О невозможности спасення иноверцев и еретиков
Достойное горькаго рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безперестанно встречают нене взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя християнами остановиться на христанине, и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный Вами, тепер предлагается сряду. «Отчего не спастись, - пишете Вы, - язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!... Да! это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, - что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа - единственное средство нашого спасения! - Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своїм Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрих дел человеческих. Такова цена добродетелей естетства нашого падшаго! Чтоб розстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, не обходимо было искупление. Искупление рода человеческаго ... довершено было Самим безпредельным Богом. Казни - жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашого Иисуса Христа. ... Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; - но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! Напрасно Вы смотрите на противную тому мисль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Такого постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естетства нисходят во ад».

Думаю, для любого благочестивого православного христианина этого достаточно, чтобы понять: для спасения души нужны и правая вера, и добрые дела (добродетель); а одно без другого бесполезно. Причем, последнее, т.е. добродетель, без правой веры не бывает! А если кому-то кажется, что у него такая добродетельбез правой веры есть, то это лишь жалкий и постыдный самообман, подобный добродетели фарисеев: комара-то они отцедили, а Христа распяли!

P.S. А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю. "ОсиповАлы", что ли, например. "Ал" - Алексей. Или еще какое. Дело в том, что есть болем значимая личность с такой фамилией, выдающийся деятель национально-консервативной мысли современности - Владимир Николаевич Осипов» (3).

Согласен! С В.Н.Осиповым я немного знаком и отношусь к нему с уважением. Поэтому чтобы отличать его и его последователей от проф.А.И.Осипова и его адептов, думаю, можно именовать их так, как предлагаете Вы. А можно называть их иначе, а именно: «профессиональные осиповцы». Здесь игра слов: с одной стороны, прямое указание на профессора А.И.Осипова, что отличает его от В.Н.Осипова, который, насколько мне известно, профессором не является, хотя и достоин куда более высокого звания. С другой стороны - намек на неумеренную активность сих адептов по защите любых мнений и высказываний своего мэтра. Они с таким невероятным рвением подвизаются на сем сомнительном поприще, как будто бы им за это платят крупные суммы денег в конвертируемой валюте - т.е. делают сие, так сказать, «профессионально». Хотя на самом деле им никто за это не платит, и, думаю, никто никогда абсолютно ничем полезным и не заплатит!

Правда, возможно, некоторые острословы на основании сего предложат именовать сих адептов «профессиональными Осипова ценителями». Но, думаю, что это уже излишне. Итак всем православным все понятно!

В общем, пусть форум решает, какое наименование в данном случае принять.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31. Ответ на 23., Фёдор:

Преподобная Рахиль Бородинская:Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось.В последний год жизни 26 августа 1928 года старица Рахиль увидела, что у всех воинов - белые одежды и венцы. Они заполонили весь монастырь, и было радостно, как в светлый день, и она сказала- Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...

Откуда же там взялись бы некрещеные?
Lucia / 18.10.2016, 08:47

30. Ответ на 18., М.Яблоков:

Например, где апостол Павел больше всего трудился - в Анталии - нет ни одной православной церкви...

а если количество душ посчитать? в анталии, со времён апостола Павла.....
eka / 18.10.2016, 07:50

29. Ответ на 14., М.Яблоков:

Добро имеет свое онтологическое основание в Боге. Не существует автономного добра или добра вне Бога. Любое доброе дело считается действительно добрым, если совершается во имя Христа. (Имеется в виду Христа, которого догматически исповедует Святая Православная Церковь, а не еретических "христов", которых проповедуют еретики). Не ради Христа и не во имя Христа "добро" не имеет никакого смысла, если не приводит ко Христу. Без Христа спасения не бывает, и ни для кого. Не прельщайтесь.

https://www.youtube.com/watch?v=w3OpylRX53A&list=RDWsoFDDY4E2k&index=3#t=2.613748
eka / 17.10.2016, 22:23

28. О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

Не хочется вступать в "полемику", которая бурно проходит под статьёй Валентина Семенова "Провокации «мракобесов-инквизиторов» продолжаются". Не мне судить о правоте профессора А.И. Осипова или о правоте протоиерея Георгия Городенцева, только публикациями (статьёй и видео - http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/sentyabr/16/pochemu_v_pravoslavii_poyavilis_inkvizitory/) Валентин Семенов ничего не добился. Конечно, отчего, почему, а главное - для чего (мне не верится, что для вразумления и для того, чтобы "еретик" А.И. Осипов не увёл православную паству от Бога - "во тьму") публикует свои мысли протоиерей Георгий Городенцев. Потому, как подобное присваивание "имён" человеку, за его спиной, так, как полемика ведётся не между Городенцевым и Осиповым, не корректна, а точнее - отвратительна: А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю. "ОсиповАлы", что ли, например. "Ал" - Алексей. Или еще какое. Дело в том, что есть болем значимая личность с такой фамилией, выдающийся деятель национально-консервативной мысли современности - Владимир Николаевич Осипов»

. Конечно же - всеобщий одобрямс(!): 26. Lucia : Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии 2016-10-03 в 13:35 Эти люди сами подсказали название - неистинно-православные. Так и будем называть.

. Действительно - подобное выглядит как секта, поэтому, в таком же тоне, и "откликнулся" профессор психологии Семенов, даже с профессиональной точки зрения подобное заслуживает внимание. Как-то все - "истинно православные" пропустили следующее: Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Я помню и люблю всех своих учителей, но самый близкий из них мне человек, который меня воспитал, сформировал мою личность – профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Низкий поклон ему!» «Он приветствовал, когда с ним спорят, задают вопросы – но студенты должны были обосновать свою позицию. Он мог заставить думать любого человека. Мне он говорил: "чтобы уметь задавать вопросы, ты должен много читать". Алексей Ильич рекомендовал мне мудрые, интересные книги. А после я приходил к нему, и мы продолжали спорить. Благодаря этим спорам и его наставлениям я научился понимать других людей, смотреть на вещи глазами своего оппонента, принимать его аргументы, отвечать на вопросы журналистов и не бояться камеры. Я благодарен этому человеку за все, мы встречаемся до сих пор – и продолжаем спорить», - заключил епископ.

. Это из статьи ко дню учителя - «Они сами жили так, как учили жить нас» http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/06/oni_sami_zhili_tak_kak_uchili_zhit_nas/
вода / 17.10.2016, 22:06

27. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

Эти люди сами подсказали название - неистинно-православные. Так и будем называть.
Lucia / 03.10.2016, 10:35

26. Ответ на 22., Фёдор:

Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, А ИНОЙ ТАК И ОСТАЕТСЯ В ОГНЕ. ОДНИ ПОЙДУТ В ОГОНЬ, другие получат иные разные степени наказания; А ИНЫЕ И ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ. Вот видите, вы сами привели свидетельство, что будут оставшиеся в огне, будут понесшие наказание, а будут и помилованные. Т.е. ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ ГРЕШНИКОВ НЕТ, КАК НЕТ И КОНЕЧНОСТИ ГЕЕННЫ!

Уважаемый Фёдор, тема статьи о соотношении веры и дел, а не о геене. Смысл в том, что если добрые дела не в Господе соделаны, то делатель от Христа ничего и не получит. Это,так сказать, строить дом на песке (добрых дел). Налягут ураганы, потекут воды и падёт дом тот. Поэтому, когда строят дом, то выкапывают котлован, закладывают фундамент, а потом на нём строят из камней стены, и завершают крышей. Так и в домостроительстве нашего спасения полагается основание - Христос, стены - добродетели, а крыша или купол - любовь. И если кто даже маломощную хижину сварганил, но на твёрдом основании - спасётся, хотя и потерпит сокрушение. Спасётся именно тем, что увидит цену своих дел и вменит и своё спасение и свои дела Спасителю Христу. То есть в основание РАЗНООБРАЗНЫХ добрых дел полагается вера в то, что меня спасает Искупитель Христос - Его Искупительная Жертва, и дела Ему следует вменять! Некто говорил авве Иоанну Персиянину: «Столько мы трудились ради Царствия Небесного, будем ли наследниками его?». Старец отвечал: «Верую, что буду наследником Горнего Иерусалима, написанного на Небесах, верен бо есть Обещавый (Евр. 10, 23). И почему мне не надеяться? Я был страннолюбив, как Авраам; кроток, как Моисей; свят, как Аарон; терпелив, как Иов; смирен, как Давид; жил в пустыне, как Иоанн; плакал, как Иеремия; был учителен, как Павел; верен, как Петр; мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который по Своей благости ДАРОВАЛ МНЕ СИИ ДАРЫ, дарует и Царствие» (Скитский патерик)
Апографъ / 03.10.2016, 10:02

25. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

15. Kiram 19, 21, 23. Фёдор Спасибо. "Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...". Слава Господу Богу!
А.В. Сошенко / 01.10.2016, 13:03

24. Ответ на 13., А.В. Сошенко:

Преподобная Рахиль Бородинская: Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось. В последний год жизни 26 августа 1928 года старица Рахиль увидела, что у всех воинов - белые одежды и венцы. Они заполонили весь монастырь, и было радостно, как в светлый день, и она сказала - Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...
Фёдор / 01.10.2016, 09:13

23. Ответ на 17., Апографъ:

Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, А ИНОЙ ТАК И ОСТАЕТСЯ В ОГНЕ. ОДНИ ПОЙДУТ В ОГОНЬ, другие получат иные разные степени наказания; А ИНЫЕ И ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ.

Вот видите, вы сами привели свидетельство, что будут оставшиеся в огне, будут понесшие наказание, а будут и помилованные. Т.е. ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ ГРЕШНИКОВ НЕТ, КАК НЕТ И КОНЕЧНОСТИ ГЕЕННЫ!
Фёдор / 01.10.2016, 08:59

22. Ответ на 13., А.В. Сошенко:

А если не крещенный.По жизни пытался идти честно, исходя не столько из Веры, сколько из традиционных представлений своего народа.

Видение святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия: Затем после них вошло неисчислимое число язычников (здесь хочу добавить от себя что во всех первоисточ.греч.это слово имеет смысл нации и народы) которые не знали закона данного Христом, но сами по себе, имеющие в себе добро и правду совести. Многие из них были как солнца от чистоты и наивности их. Господь подарил им Рай беззаботный, венцы, отливающие стальным цветом и украшенные лилиями и розами. Но из-за того что не были они крещеными, были они слепы. Они не видели славы Господа, потому что крещение это есть свет и око души. Поэтому тот кто не получил крещения, но работал не уставая и совершал благое, получает радости рая и все его блага, наслаждаться его благовонием и сладостью, но не может видеть всего его великолепия.
Фёдор / 01.10.2016, 08:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28