Единство языка – единство народа

Бывший СССР 
0
1291
Время на чтение 4 минуты

Какова роль единства языка для единства обществ и целых народов? В чём заключается это единство и как оно может быть утеряно? Почему языковой вопрос играет такую важную политическую роль? В данной заметке мы попробуем наглядными примерами кратко ответить на эти вопросы.

14 ноября в библиотеке имени Владимира Маяковского на набережной реки Фонтанки, д.46, в литературном клубе «Экс Лицей» прошла презентация первого выпуска «Антологии поэтической мысли», вышедшей в издательстве «Ассоциации творческих объединений Северо-Запада».

Особенность данной антологии заключается в том, что это не просто подборка стихов разных авторов. В качестве составителей антологии были приглашены критики и литературоведы, имеющие собственное представление о критериях качества поэтических произведений и готовые его изложить в виде концепции. Каждый литературовед сначала сформулировал свою концепцию, в которой обосновал, что можно считать достоинством стихотворного произведения, а после, на стихотворных примерах, продемонстрировал эти достоинства в стихах, выявив их в сопровождающей каждое стихотворение заметке. Большинство приведённых стихов написаны за последний двадцатипятилетний период, таким образом эта антология охватывает период современности.

язык

Подобный формат антологии осуществлён впервые в литературоведении.

С первого взгляда этот литературоведческий проект, автором концепции которого я имею честь быть, никак не пересекается с политикой. Если бы не один, вроде бы малозначимый момент, на который мы в «Ассоциации Творческих Объединений» не сразу обратили внимание,- участие в антологии киевского литературного объединения «Третьи ворота», публикации стихов украинских авторов, пишущих на русском языке.

Это обстоятельство не сразу выделяется для всех, кто сегодня занимается поэзией и поэтикой по той причине, что совместные выступления авторов из стран, ранее входивших в состав СССР, не вызывают удивления. В следующем выпуске антологии предполагается участие представителей и других государств.

Интересно, что в качестве одного знакового примера стихотворения, имеющего поэтические достоинства, два критика (из Петербурга и Киева) привели одно и то же стихотворение, каждый со своим обоснованием поэтического достоинства.

Надо сказать, что если споры о достоинстве стихов и существуют, то они носят характер сугубо художественно-стилистический, а не межгосударственный характер, и, кстати, в Петербурге такие споры часто бывают особо жёсткими между литераторами, живущими рядом, но принадлежащими к разным направлениям.

Но какая-то, не скажу точно в прессе или потелевидению прозвучавшая информация о вытеснении русского языка из стран ближнего зарубежья, заострила внимание на этом моменте. Возник вопрос - а что это означает, что современная русскоязычная поэзия гармонично, в единении продолжает развиваться по разные стороны границ? И это несмотря на «чьё-то» страстное желание уничтожить языковое единство народов.

Ещё раз обозначим вопрос, о чём говорит тот факт, что искусство русской поэтической речи в единении развивается в разных государствах?

Прежде чем ответить на этот вопрос следует прояснить, а что такое вообще поэтический язык, что он отражает в стихах? Надо сказать, что поэтическая речь, присутствует, и очень даже, и в прозе: метафоры, эпитеты и т.д., но в поэзии она достигает наибольшей плотности. А поэтический язык - это та самая часть нашей речи, что отражает все переживания народа, его духовные поиски, эстетические и нравственные стремления. Именно поэтому по единству или разделению поэтического языка можно судить и о разделении или единстве народа.

Однако всегда следует помнить, что поэтический язык есть неотъемлемая часть общего языка, а не что-то обособленное.

Как уже говорилось, стилистические поэтические обороты встречаются и в прозе. Поэтому говоря о его особой функции (подробнее об этом см.Локиев А.А. «Роль и значение поэзии в языке»), следует предполагать и значение единствавсего языка для людей.

Сегодня много пишут о влияния языка на формирование самосознания в обществе. Так большевики, едва придя к власти, иещё не очень крепко ее удерживая, уже взялись за проведение реформы русского языка в 1919 году.

Правда, для этой реформы, в основном она касалась грамматики, включая алфавит, они воспользовались наработками Императорской академии, где её и готовили с 1912 года. Но важно не это - важен эффект: новая страна, новый народ (советский), новый язык.

Неудивительно, что и на Украине для обособления от России, для сжигания мостов между братскими народами, стали так яростно изгонять русский и насаживать «мову».

Присутствие русско-пишущих из Украины в петербургской антологии говорит о неудаче попыток вбить клин между людьми.

А вот вернувшиеся в Германию потомки русских немцев, обнаружили, что говорят на разных языках с местным населением. Дело в том, что, будучи оторванными два века назад, они не могли гармонично развивать немецкий язык с остальным германским народом, и поэтому сохранили язык тех немцев, что прибыли в Россию во времена Екатерины II. Современное речевое искусство: литература и особенно поэзия, оказалось им чуждо (зато Гёте они понимают лучше).

Знание и взаимоуважение авторами друг друга из России и Украины, говорит, что русский язык продолжает развиваться как единый в обоих государствах. И это единство языка говорит о единстве народа. Что наглядно и демонстрирует антология.

И нет лучше обоснования единства и языка, а через него, и народа.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Алексеевич Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Алексеевич Локиев
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 21:31
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12