Единство языка – единство народа

Бывший СССР 
0
1300
Время на чтение 4 минуты

Какова роль единства языка для единства обществ и целых народов? В чём заключается это единство и как оно может быть утеряно? Почему языковой вопрос играет такую важную политическую роль? В данной заметке мы попробуем наглядными примерами кратко ответить на эти вопросы.

14 ноября в библиотеке имени Владимира Маяковского на набережной реки Фонтанки, д.46, в литературном клубе «Экс Лицей» прошла презентация первого выпуска «Антологии поэтической мысли», вышедшей в издательстве «Ассоциации творческих объединений Северо-Запада».

Особенность данной антологии заключается в том, что это не просто подборка стихов разных авторов. В качестве составителей антологии были приглашены критики и литературоведы, имеющие собственное представление о критериях качества поэтических произведений и готовые его изложить в виде концепции. Каждый литературовед сначала сформулировал свою концепцию, в которой обосновал, что можно считать достоинством стихотворного произведения, а после, на стихотворных примерах, продемонстрировал эти достоинства в стихах, выявив их в сопровождающей каждое стихотворение заметке. Большинство приведённых стихов написаны за последний двадцатипятилетний период, таким образом эта антология охватывает период современности.

язык

Подобный формат антологии осуществлён впервые в литературоведении.

С первого взгляда этот литературоведческий проект, автором концепции которого я имею честь быть, никак не пересекается с политикой. Если бы не один, вроде бы малозначимый момент, на который мы в «Ассоциации Творческих Объединений» не сразу обратили внимание,- участие в антологии киевского литературного объединения «Третьи ворота», публикации стихов украинских авторов, пишущих на русском языке.

Это обстоятельство не сразу выделяется для всех, кто сегодня занимается поэзией и поэтикой по той причине, что совместные выступления авторов из стран, ранее входивших в состав СССР, не вызывают удивления. В следующем выпуске антологии предполагается участие представителей и других государств.

Интересно, что в качестве одного знакового примера стихотворения, имеющего поэтические достоинства, два критика (из Петербурга и Киева) привели одно и то же стихотворение, каждый со своим обоснованием поэтического достоинства.

Надо сказать, что если споры о достоинстве стихов и существуют, то они носят характер сугубо художественно-стилистический, а не межгосударственный характер, и, кстати, в Петербурге такие споры часто бывают особо жёсткими между литераторами, живущими рядом, но принадлежащими к разным направлениям.

Но какая-то, не скажу точно в прессе или потелевидению прозвучавшая информация о вытеснении русского языка из стран ближнего зарубежья, заострила внимание на этом моменте. Возник вопрос - а что это означает, что современная русскоязычная поэзия гармонично, в единении продолжает развиваться по разные стороны границ? И это несмотря на «чьё-то» страстное желание уничтожить языковое единство народов.

Ещё раз обозначим вопрос, о чём говорит тот факт, что искусство русской поэтической речи в единении развивается в разных государствах?

Прежде чем ответить на этот вопрос следует прояснить, а что такое вообще поэтический язык, что он отражает в стихах? Надо сказать, что поэтическая речь, присутствует, и очень даже, и в прозе: метафоры, эпитеты и т.д., но в поэзии она достигает наибольшей плотности. А поэтический язык - это та самая часть нашей речи, что отражает все переживания народа, его духовные поиски, эстетические и нравственные стремления. Именно поэтому по единству или разделению поэтического языка можно судить и о разделении или единстве народа.

Однако всегда следует помнить, что поэтический язык есть неотъемлемая часть общего языка, а не что-то обособленное.

Как уже говорилось, стилистические поэтические обороты встречаются и в прозе. Поэтому говоря о его особой функции (подробнее об этом см.Локиев А.А. «Роль и значение поэзии в языке»), следует предполагать и значение единствавсего языка для людей.

Сегодня много пишут о влияния языка на формирование самосознания в обществе. Так большевики, едва придя к власти, иещё не очень крепко ее удерживая, уже взялись за проведение реформы русского языка в 1919 году.

Правда, для этой реформы, в основном она касалась грамматики, включая алфавит, они воспользовались наработками Императорской академии, где её и готовили с 1912 года. Но важно не это - важен эффект: новая страна, новый народ (советский), новый язык.

Неудивительно, что и на Украине для обособления от России, для сжигания мостов между братскими народами, стали так яростно изгонять русский и насаживать «мову».

Присутствие русско-пишущих из Украины в петербургской антологии говорит о неудаче попыток вбить клин между людьми.

А вот вернувшиеся в Германию потомки русских немцев, обнаружили, что говорят на разных языках с местным населением. Дело в том, что, будучи оторванными два века назад, они не могли гармонично развивать немецкий язык с остальным германским народом, и поэтому сохранили язык тех немцев, что прибыли в Россию во времена Екатерины II. Современное речевое искусство: литература и особенно поэзия, оказалось им чуждо (зато Гёте они понимают лучше).

Знание и взаимоуважение авторами друг друга из России и Украины, говорит, что русский язык продолжает развиваться как единый в обоих государствах. И это единство языка говорит о единстве народа. Что наглядно и демонстрирует антология.

И нет лучше обоснования единства и языка, а через него, и народа.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Алексеевич Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Алексеевич Локиев
Бывший СССР
Не тратьте силы на уныние!
О главных промыслительных событиях уходящего 2024 года: куда качнётся Чаша весов?
28.12.2024
«Советский период сменился бледной немощью»
Сегодня нам не хватает творчества – исторического, культурного, управленческого, экономического
28.12.2024
Механизм регулирования общественных отношений, не соответствующий реалиям, приводит к катастрофе
Анализируя события на Украине, впервые с 1917 года мы реализовали возможность учиться на чужих ошибках, занять в новом социальном эксперименте позицию наблюдателя, а не морской свинки
28.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
День памяти Сергея Есенина
Сегодня мы также вспоминаем генерала М.А.Милорадовича
28.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 16:05
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30