Соблазны насилия и роль Истории в личности

0
592
Время на чтение 6 минут

Образ будущего с сакраментальным вопросом «Что делать?» - сущностная потребность послепотопного человечества. Любую крупную политическую фигуру История оценивает и по прогностическим способностям. Быть может, неслучайно латинские слова «futurum» (будущее) и «fututio» (половой акт) являются однокоренными.  Будущее представляется то веселым младенцем, то облаком, то Солнцем, то резиной стеной, но только не таблицей с графиком.

Процесс воплощения утопического идеала как социального проекта обуславливает превращение мечтателей-романтиков в «субъектов Истории». Практикам- революционерам нужны человеческие и материальные ресурсы для «строительства моста Революции через реку Эволюции».

Революция есть одновременное отрицание и свершение. Для ее успешного завершения необходимо соединить путеводный разум Идеи и грубую народную силу. Революция включена в историю, а бунты и мятежи остаются лишь единичными событиями («Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»). Социальные революции снимают -пусть  на время  протекания  самой революции- власть денег, бюрократии и сословное неравенство.

Любой словарь скажет, что французское «revolution» означает «скачкообразный переход в иное качественное состояние». В средневековой и ренессансной астрологии под словом «революция» подразумевалось возвращение звезды к своему изначальному состоянию. Социальная революция представляет собой в конечном итоге возращение социума к «самому себе». 

Возвращение общества к «самому себе» невозможно без социального воображения и преодоления исторической инерции. Всем великим социальным переломам предшествовали периоды глубинной работы духа. Однако достаточно мощный поток энергия неизбежно несет в себе и противоположный потенциал - в радикальных изломах присутствует магма насильственного хаоса. 

Всякая революция поднимает к творчески-преобразовательной деятельности широкие слои, возвышая их до совместных сознательных и позитивных действий. Революция выдавливает из субъектов социальных преобразований не только раба медузу и амебу, но и «хама». Главный пафос революции - созидание, приращение бытия, восхождение к истине.

От взятия Бастилии до штурма Зимнего дворца революции представляли собой не только великие идеи радикального переустройства мира, но и практические  насильственные действия. Сюжет революции практически всегда один - «мир - хижинам, война - дворцам». Генератором исторических событий является возбуждение бедных. Власть должна быть несправедливой, жестокой и преступной, а оппозиция - справедливой, гуманной  и  «волевой». 

Революция как воплощенная парадигма утопии есть насилие против государственного насилия. В историческом процессе и победитель, и побежденный - одно и то же общество, а результат разрешения противоречий - социальные отношения и мир, которые лучше с точки зрения победившей стороны.          

Одна из великих истин состоит в том, что насилие всегда было и всегда будет. Все империи-холдинги опирались на мессианское призвание и создавались с помощью силы. Современное общество не защищает человека от насилия. Лучшее, на что оно способно- время от времени наказывать провинившихся или психотерапевтически утешать пострадавших. 

О проблеме насилия рассуждал Конфуций, доказывая, что без оного невозможно существование государства. Он сравнивал идеального правителя со строгим, но справедливым отцом, поощряющим своих детей (у правителя - подданных) за хорошее и карающих за дурное.

В гомеровской «Илиаде» человеческая душа показана беспомощной и ослепленной, «спрессованной» под гнетом Силы, которой Homo Sapiens хотел распоряжаться по своему усмотрению. В десятилетней войне погибли почти все троянские и греческие герои. Уцелевший Одиссей застал на родине разграбленный дом и бесчинствующих гостей.

У Платона есть рассуждения о том, что насилие может применяться не только властью, но и против власти, если она нарушает принцип справедливости.

Как отмечал К.Маркс в «Капитале», «насилие является «повивальной бабкой» всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая  потенция».

Политический мыслитель И.А.Ильин в работе «О сопротивлении злу силою» аргументировано критикует учение Л.Н.Толстого о непротивлении. Русский философ считает, что за неимением других средств человек не только имеет право, но и обязан применять силу. «Насилием» же, согласно Ильину, оправданно называть только произвольное и безрассудное принуждение, направленное ко злу.

Христианская заповедь «кроткие наследуют землю» не всегда подтверждается реальностью. Мир, наполненный людьми, которые умеют только любить, - практически  невозможный вариант. Сила бывает несправедлива. Но справедливость часто бессильна.

Социальное насилие становится действительностью там, где возникает взаимодействие людей, относительно равных в своем природном бытии и не равных в бытии социальном. Реальное насилие можно рассматривать, с одной стороны, как сущностный элемент легитимной государственной власти, а с другой - как радикальные социальные сдвиги и выход за пределы возможного.

Во главе великих свершений явно или неявно стоял изобретательный инициатор  - в современном понимании топ-менеджер проекта, ищущий ключ к сердцу массы. Вожди появляются в ответ на массовый потребительский спрос. Пребывание в зоне дискомфорта (ссылки-аресты и лишения-воздержания) создает абсолютный дух харизмы и очень украшает революционных лидеров от Ленина до Гарибальди и от Каддафи до Манделлы.

Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Одухотворенный романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?» В.И.Ленин и новая интеллектуально-активная структура  без коллективного членства были неслиянны и нерасторжимы. Мир реальности не всегда живет по пергаментам и фолиантам. Однако житие-бытие иногда подражает искусству и в литературном образе можно увидеть одухотворенного реализатора со сверхзадачей.

Конспектируя Гегеля, В.И.Ленин полагал, что «Мысль о превращении идеального в реальное глубока и очень важна для истории».

Согласно освежающей русско-революционной мысли, членом партийных единоверцев считается тот, кто вслед за Гегелем и Марксом разделяет идею, не требует от всего сущего абсолютной архи-девственности, помогает материально и несет личную ответственность за конкретное дело. Данная команда мечты весомо обогащала проблему профессионализма, совмещала идеальную стратегию с реальной тактикой и знала ценность новых прямоезжих политических путей.

Нота бене: замысел партийно-центричного  Ленина становится более ясным в свете перевернутой им формулы милитариста и последователя немецкой классической философии К.Клаузевица: «война есть продолжение политики иными средствами».

В поздне-советской империи все по вечерам собирались  там, где намекал и подмигивал сатирик, а современные ученые и ветераны «бархатного» и «оранжевого» движения испытывают робость перед значимостью такого феномена, как революция. Ибо оно вызывает необходимость выяснения смысла российской и мировой  истории. Идея революции лишилась сакральности и превратилась в один из видов прибыльного бизнеса. Довод от революции часто используется для оправдания негативных радикальных сдвигов: «А вы что хотели? Это же революция!».

Можно без юмора отметить, что «положительное сальдо» в балансе разрушительных и созидательных возможностей революции в конечном счете обеспечивала добрая человеческая природа. Современная философия утратила  ориентации «революционной» парадигмы и позитивной утопии. Данный кризис связан с разрушением  главного основания- веры в божественную сущность  человека.

И в самом деле: за счет чего же возможно положительное приращение бытия, если  «постмодерновая» культура не имеет под собой никаких нравственных оснований и оказывается рафинированной иллюзией или чистой случайностью? С этой точки зрения вполне логичен вывод, что современные изменения - это путь «в   никуда,  в  пустоту и  ничто».

Дискурс конца революции вполне укладывается в ряд других «концов»: «конец истории», «конец философии», «конец человека». Бессистемность и  «безопорность» принципиально изменяет видение будущего. Человеку суждено жить в непрерывно меняющемся, зыбком и неустойчивом мире - без смыслов, без идеалов и  государственной идеологии, без Богов и без самого себя.

Однако,  как отмечал в работе «Философия надежды» немецко-американский философ Э.Фромм, «надежда представляет собой решающий элемент каждой попытки осуществить общественное преобразование, направленное на то, чтобы человек стал более здравомыслящим и жизнерадостным».

Философия и наш Отец Надежду всем даёт - Надежда  никогда не умирает.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Соблазны насилия и роль Истории в личности

Автор пишет - "Быть может, неслучайно латинские слова «futurum» (будущее) и «fututio» (половой акт) являются однокоренными" Возможно, всё же не стоит путать "cogito" и "coitus" ?
Лебядкин / 13.03.2016, 08:53

1. Re: Соблазны насилия и роль Истории в личности

Прежде чем козырять цитатами с сомнительными определениями типа «немецко-американский философ Э.Фромм» , читателям РНЛ можно было бы поведать о том, что Эрих Фромм — неопсихоаналитик, столп т. н. «Франфурктсой школы» (Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, Юрген Хабермас, Оскар Негт). Эрих (Эрик) Фромм был розовым утопистом в среде «новых левых", и, по совместительству — неофрейдистом. Сама же франкфуртская школа «... оформилась на волне распространения социалистических и фрейдистских идей в среде западных интеллектуалов. Она продолжила начатое Дьёрдем Лукачем (бывшим одним из её первых критиков) в Венгрии переосмысление учения Маркса и Энгельса, отличное от трактовок марксизма как в сталинском СССР, так и в среде западных ортодоксальных социал-демократических и коммунистических партий...» https://goo.gl/z2bp6R - ну почти полный перечень растленных чаяний идеологического блуда. Говоря же о том, что «Конспектируя Гегеля, В.И.Ленин полагал, что «Мысль о превращении идеального в реальное глубока и очень важна для истории». », автору стоило бы честно и рельефно показать - на примере России - к чему приводит подобное «понимание» истории.
Лебядкин / 13.03.2016, 08:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 08:55
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 08:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48