Проблемы веры и разума в истории

0
661
Время на чтение 5 минут

Редко, но не никогда в философских концепциях отмечается роль Веры и Разума в российской и мировой истории. Вера как высший ум низшей природы «окаймляет» интеллект и связывает человека с Абсолютом, а разум является основой рационального подхода к внешнему миру.

В реальной жизни невозможно ни интегральное наследование, ни тотальное нововведение. Общества, считающиеся абсолютно стабильными и закрытыми, в действительности подвержены глубоким имманентным изменениям. Социальные организмы, отличающиеся «абсолютной новизной», всегда являются продолжателями  предшествующих трендов.

Новые ценности  можно найти только в самом обществе. Все реформы и революции должны быть соразмерны человеку и принятому в данной культуре шагу новизны.  Традиции нужны социуму, как  корни дереву. Однако и абсолютно стабильных обществ не существует. Поэтому с древнейших времен проблема преемственности традиции проявилась как идеологическая реакция на радикальные социальные преобразования.

В российской исторической логике христианская вера доминировала над разумом. Православная генетика определяла меру потенциальных возможностей социума,  способствуя накоплению духовной энергии для реализации политических утопий. 

Христианство как эзотерическое знание, в котором тесно переплелись эллинистические и иудейские корни, не случайно в I веке н. э. пришло на смену идеологии атомизированного древнего Рима и показало путь исправления искаженного общественного сознания в античном государстве. 

Великий идеалист Гегель называл христианство абсолютной и бесконечной  религией, не могущей быть превзойденной: «Это завершенная религия, религия, которая есть бытие духа для самого себя, ставшая объективной, христианская  религия. В ней неразрывны всеобщее и отдельных дух, дух бесконечный и конечный; их  абсолютное тождество есть эта религия и ее содержание».

В европейской мыслительной традиции, начиная с Нового времени, научный интеллект как фундамент рационального мировоззрения стал безраздельно доминировать над религиозным идеалом. Религия, напротив, потеряла свой метафизический смысл и трансформировалась в успокоительный ритуал и часть комфорта. Было забыто ее главное предназначение - воссоединение целостности духа и отождествление космоса с человеком. В соответствии с лозунгом «Знание-сила» наука превратилась в  инструмент политической власти.

В своем последующем развитии наука на  Западе полностью отказалась от религиозных начал и обосновала теорию справедливости исключительно на основе разума. Этот процесс касался в первую очередь таких  вопросов, как сущность человеческой природы, существо государства и способы его функционирования.
В ХХ в. от Р.Х. столетии процесс дезынтеграции духа дошел до своего логического конца - смысл религии и веры исказился и деформировался до неузнаваемости.    Католичество превратилось в мощную и изощренную идеологию современности. Западная религия распалась на догму для рассудка, мораль для души и обряды для тела.

Иногда финансируемой целью теоретического научного познания объективной реальности. Дух, не имеющий пределов, стремится к преодолению существующих  форм. Наука раздвигает пространство для всеохватывающего Логоса как всеобщего закона и основы гармонии мира. В восточной философии понятием, аналогичным Логосу, является Дао.

Если бы сущность и явление совпадали, то  научное творчество было бы либо избыточно, либо  невозможно. Генезис идеала науки («чистого разума», по И.Канту) в качестве самостоятельной и специфической области деятельности был одним из крупных сдвигов на пути к созданию научной картины мира.

Человечество есть познающая форма материи. Тесная взаимосвязь между научным прогрессом и социальными преобразованиями в целом очевидна, ибо данные  процессы инициируются стремлением к самореализации и  недовольством старыми идеалами и порядками, а также неутомимым и дерзким духом и умом.

Картина мироздания и естественный порядок вещей  во все времена были важнейшим аргументом при воздействии на общественное сознание. В любом обществе мировоззренческая система служит для человека базисом, на котором строятся представления об идеальном и допустимом устройстве общества. Уже в трудах первых античных философов космологические концепции выполняли функции социальной легитимации.

Механистическая научная картина мира вполне определенно влияла на представления о политическом строе, обществе и хозяйстве. Любой рационализм в большей или меньшей степени наделен иллюзией разума, диктующего обществу свои законы. В данный период в европейской мысли сформировалось убеждение о существовании оппозиции между традицией и прогрессом, старым и новым, ретроспективным и перспективным мышлением. 

Механика служителя монетного двора И.Ньютона давала прямое обоснование идеологическим лозунгам свободы, равенства и гражданских прав. Большое значение для освобождения человека имело новое по сравнению с эпохой Возрождения представление о пространстве и бесконечности. Снятие пространственных ограничений изменило мироощущение людей, породило убежденность в возможности неограниченной индустриальной экспансии.

Не совсем верно было бы думать, что творцы новой научной картины мира «опередили свой век» и поднялись над «религиозным фанатизмом толпы». В этом отношении можно отметить, что Лейбниц свой главный труд посвятил проблеме «теодицеи» как  оправданию Бога, а Ньютон писал толкования на библейские книги.

На социальную динамику и общественное сознание наука влияет преимущественно через идеологию. В философском словаре можно прочитать: «Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения определенных классов».

Ядром идеологии выступает система  идей, связанная с вопросами политической власти. Термин «идеология» («Ideologie») был введен в научный оборот в 1796 году французским экономистом и философом Дестют де Траси. Данным понятием было обозначено  учение о происхождении идей, а также вся совокупность научных теорий об интеллекте, человеческой психике, сознании и знании. Идеология является политизированной наукой о мыслях людей. Подобно религии, она дает членам социума определенную систему  координат для ориентирования в общественной среде.

Продукты идеологической деятельности и научные знания превращаются в «живую душу культуры» (К.Маркс) и становятся  общественным достоянием, лишь усваиваясь  обыденным сознанием. Такого рода ассимиляция неотделима от процесса популяризации специальных знаний, от придания им общедоступной  и понятной формы. Популярное знание является маргинальной областью, где непосредственно встречаются  и взаимодействуют профессиональное и обыденное знание, специальная теория и здравый смысл.

Вопрос о взаимоотношении теоретического мира науки и здравого смысла постоянно привлекал внимание крупнейших представителей храма Минервы. Быть может, между образом человека, который может представить  наука, и его действительными характеристиками существует такая же разница, как между генеральным планом поселка и интимной жизнью его обитателей.  

Популяризация науки не только придает специальным знаниям более доступную форму, но и связана с мировоззренческим осмыслением содержания науки. Всякая серьезная популяризация выводит на глубокую и высокую проблематику.

С популяризацией науки «ходит вместе» и поэтика философской публицистики с искрой Прометея и выверенными арготизмами. Не только эмигрантский публицистический дискурс пере-открывает старые истины, возбуждает подсознательные пласты и сознательные ассоциации, внушает и убеждает. Публицистический талант часто встречается с художественным.

Слово публицистики отражает факты реальной действительности и опирается не только на продаваемую информацию с газетными «утками». Подразумевая открытое авторское слово и живой контакт с аудиторией, она увлекательно читается и не сразу забывается.  

Предмет публицистики ‒ трагикомичная общественно-политическая  жизнь. Данное понимание  исходит из этимологии термина: «publicus» (лат.) - «общественный». Публицисты регулярно испытывают страшные творческие муки при разрешении противоречия между жаждой эмоционального заражения и точностью отображения реального. Философская публицистика сближает Веру и Разум и играет одну из заглавных социально-проективных ролей в глобальной жизненной пьесе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Проблемы веры и разума в истории

Рассудок не враг разума и веры, но друг; и становится врагом, когда называет от себя веру и разум другом. Проблема выявления феномена антихриста истории как человеческого греха состоит в том, чтобы увидеть, как, где и когда рассудок стал называть себя разумом. Потому, что вера и разум - одно и то же, но тогда, когда рассудок является предметом ума. А когда предметом ума является вера или разум, или мир , тогда действует рассудок и только рассудок. Потому, что тогда вера и разум противопоставляются друг другу. А это возможно только тогда, когда рассудок занял место разума и веры, но никто этого не заметил, и по прежнему называл вещи ... уже ложными именами веры и разума. Как произошла подмена ума умом: две линии развития человечества встретились; линия рассудочного развития (цивилизация) и линия культурного развития, и цивилизация рассудка заняла место разума и веры культуры. При этом ничего плохого не произошло. Но наоборот, речь шла о всемирном прогрессе и благополучии...
Бондарев Игорь / 05.03.2016, 12:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46