«Человек в моих стихах равен народу» (к 75-летию русского поэта Ю.П.Кузнецова)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
420
Время на чтение 10 минут

Несколько дней назад Большой зал Центрального Дома литераторов - центральной литературной площадки России - принимал гостей, пришедших поздравить с юбилеем Владимира Григорьевича Бондаренко, редактора газеты «День литературы». Был аншлаг. А через три дня, 25 февраля, в этот же зал организаторы  уже приглашали на поэтический вечер,  посвященный 75-летию поэта Юрия Кузнецова, безвременно ушедшего от нас в 2003 году. Увидев афишу, с грустью подумала: «Вряд ли соберется народ, с таким коротким интервалом практически невозможно иметь аншлаг, будет полупустой зал». Забегая вперед, скажу, что организаторы также сокрушались, были волнения по этому поводу. Пришла на вечер к самому началу, и каково же было мое удивление, когда, войдя в зал, я не обнаружила ни одного свободного места. Пришлось присаживаться на заботливо выставленные на ступеньках дополнительные стулья. Но эти некоторые неудобства никоим образом не повлияли на уже полученный положительный заряд, на то радостное ощущение от того, что люди чтут память русского поэта, последнего классика 20 века, как назвал его Институт мировой литературы. Ведущая вечера  и главный его устроитель - директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Васильевна Панкова с благодарностью отметила, что придя на этот литературно-художественный вечер, наполнив этот большой зал, мы «подтвердили право русского поэта, право русской поэзии не только на память, но и на продолжение жизни, на продолжение русской поэзии».

На жизнь Юрия Поликарповича пришлись нелегкие испытания. Он, как и тысячи детей войны - детей победителей Великой Отечественной войны, - остался без отца, даже не зная его. Кузнецов говорил о себе, что возможно из него и не получилось бы ничего стоящего, может иначе сложилась бы его судьба, если бы он в полной мере не ощутил бы на себе эту трагедию, поразившую весь народ. «Через народную трагедию я вышел». Тему памяти о Великой Отечественной поэт считал одной из главных своих тем, отдавая тем самым дань погибшему на войне отцу. Сквозь слезы, затаив дыхание, смотрели мы документальные кадры, на которых Юрий Поликарпович сосредоточенно просматривает военную хронику, пристально вглядываясь в каждое лицо. В последнем своем письме с фронта отец написал, что их снимали на отдыхе, «приезжала хроника». Часами, неделями, месяцами поэт сидел в Гостелерадиофонде и отсматривал километры военной пленки в надежде увидеть живого отца, узнать его, сравнивая с фотографией. Ему так и не удалось это сделать. Он нашел место захоронения отца у Сапун-горы - братскую могилу четырех сотен солдат, погибших в 1944 году при освобождении Крыма. Поэт был возмущен тем, что вместо имен героев на небольшой табличке он увидел только одно имя с припиской «и др.» «Кто эти «др.»?! Разве они не заслужили народной памяти?!» Благодаря Юрию Кузнецову семьи погибших вместо формальной отписки «без вести пропавший» теперь знают, как погибли и где лежат их близкие. Глядя на эти трогательные кадры, на поэта, стоящего у братской могилы, на медленно проплывающие на экране фамилии, выбитые на мемориальной доске, я вспоминала историю своей семьи, деда, ушедшего на фронт и пропавшего без вести где-то подо Ржевом в 43-м; оставшихся без отца троих детей, мал-мала меньше - 1939, 41 и 42-го года рождения, среди которых была моя мама. Двухлетней девочке врезалось в память и осталось на всю жизнь то, как ее мать, сидя за столом, развернула какую-то бумажку, которую принесла тетя-почтальон, и вдруг заломила руки, застонав, упала на стол и плечи ее содрогнулись в беззвучном рыдании. Мало что понимая, ребенок широко распахнутыми глазами молча смотрел на мать и осознавал, что произошло что-то непоправимое, и теперь уже никогда не будет так, как было прежде. Эти зарубки на сердце остались у тысяч детей войны, может поэтому военное поколение в большинстве своем такое глубокое, закаленное, чистое, как золото, прошедшее через горнило, умеющее ощутить, понять, воспринять боль другого человека.

Маленький Юра очень переживал и за себя и за маму, за всех, кто был вокруг рядом с ним тогда. Как он считал, это было отправной точкой его творчества. Думаю, что и отправной точкой его личности.

60-е годы, служба в армии. Кузнецов связистом попадает на Кубу в самый разгар Карибского кризиса, когда мир находится на грани ядерной войны. События разворачиваются у него на глазах, все проходит через его сердце. Трагедия вселенского масштаба, очередная «зарубка».

В Литературный институт в 1965 году Кузнецов поступает уже состоявшимся поэтом - первое свое стихотворение он написал в 9 лет, а первая публикация его произведений была в 1957 году. Он попадает в плеяду замечательных поэтов, но не теряется в ней. Его отличает и возвышает крепость и сила могучего неукротимого пламенного духа.

Через пристальное изучение мифологии восточных славян, источников устного народного творчества, из которых он черпает глубочайшие моральные нравственные устои народа, от комсомольца, обычного советского человека, Кузнецов приходит к Православию.  Это происходит в 70-е годы. Он опережает время, опережает свой век, который он обозначил как богоборческий, обезбоженный, в котором не осталось ни Божьего слова, ни Божьего благословения. В конце 80-х, в своем стихотворении «Вина» он пишет:

Мы пришли в этот храм не венчаться,
Мы пришли этот храм не взрывать,
Мы пришли в этот храм попрощаться,
Мы пришли в этот храм зарыдать.

Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам.


90-е годы - коренной слом всех сфер, всех плоскостей жизни, когда решили вдруг, что самое главное - это прибыль. Потребительское отношение ко всему, к искусству, когда абсолютно все - на продажу. С этим не может согласиться поэт, против этого каждая строчка его, каждый вздох его между словами.

Что за племя на свет народилось?
Не прогнать и собакой цепной.
Обделила их Божия милость,
Так желают урвать от земной.

***
Он возвращался с собственных поминок
В туман и снег, без шапки и пальто,
И бормотал: - Повсюду глум и рынок.
Я проиграл со смертью поединок.
Да, я ничто, но русское ничто.


Интересно интервью того времени (1998 г.), в котором Кузнецов говорит: «Вижу полное крушение поэзии. Это явление временное, но лет 100 оно будет продолжаться. Зомбированное поколение. Говоришь с ним, а оно не слышит. То, что пишется невозможно ни читать, ни переживать». Будучи преподавателем Литнститута, на вопрос, кого бы он мог выделить из интересно работающей молодежи, из своих учеников, Кузнецов называет только одно имя - Светлана Сырнева. На провокацию корреспондента: «Вы же не признаете женскую поэзию», Кузнецов отмахивается: «Это все инсинуации» и добавляет, что к сожалению, мужчины пошли ниже уровнем.  Светлану Кузнецову, ушедшую из жизни в 1988 г. в возрасте 54 лет называет третьей поэтессой этого века после Есенина и Блока. Тема любви к женщине, матери, Родине была для поэта столь же дорога, как и тема памяти о Великой Отечественной.

На сцене - портрет Юрия Поликарповича. Лицо могучей монументальной лепки, проницательные голубые глаза, которые пронизывают весь мир, видят далеко за. Лицо-памятник. Алла Панкова отметила, что Кузнецов был всегда очень сдержанным, корректным, не разбрызгивал свои чувства, эмоции. Лишь однажды она увидела, как залучились его глаза благодарностью и теплотой к певице, которая исполнила песню «Кубанка» на его стихи. Это была одна из первых песен - композиторы отказывали ему, говорили, что его стихи очень сложны, чтобы сделать музыкальное переложение. На вечере прозвучало несколько песен в исполнении Кубанского казачьего хора, руководителем которого является земляк поэта Виктор Гаврилович Захарченко, народный артист России и Украины.  Сейчас уже более 30 песен им написано на слова Кузнецова. Захарченко с горечью говорит, что только когда поэта не стало, он почувствовал что-то неимоверное, «открыл его стихи и простонал «Господи, как же так, как я прошел мимо»». Поэт неоднократно приглашал его пообщаться, но суета затягивала. «По сей день терзаю себя и чтобы как-то оправдать свое невнимание тогдашнее сейчас я стараюсь много писать. Его стихи изумительные, они предназначены всем нам, народу великому, не только русскому - они общечеловеческое достояние». Композитор посетовал: на Кубани тоже был творческий вечер поэта - пришло от силы 25 человек «и все старше меня, а мне - 78. А где же молодежь? Сидят в телефонах, другое поколение - страшно становится за них» и тут же останавливает сам себя: «Вот видите - сказал о молодых плохо. Но не стоит о них так думать. В них есть что-то другое. Они раньше времени узнают то, до чего мы долгое-долгое время доходили бы». Мудрая позиция действительно духовного человека - не обвинять, не пенять, не ставить клеймо, не вешать ярлыки, но дать человеку, пусть даже авансом, почувствовать себя лучше и чище.

Память Юрия Кузнецова почтили и в Донецке - 21 февраля там тоже состоялся литературно-музыкальный вечер.  Его организаторы отметили, что для Русского мира поэзия Юрия Кузнецова будет актуальна всегда. «Решили приобщить мероприятие к Международному дню родного языка, потому что этот поэт подарил нам именно тот самый современный родной язык, которым мы сейчас пользуемся. К сожалению, у некоторых есть недопонимание, что Кузнецов - Пушкин 21 века. Благодаря тому, что мы находимся не на Украине, а в Донецкой Народной Республике - истинная поэзия для русских людей будет всегда востребована. Потому Юрия Кузнецова будут читать».

На вечере в ЦДЛ звучали произведения поэта в исполнении народного артиста России Валентина Клементьева, артистки МХАТ им. Горького Татьяны Шалковской и артистки Московской Государственной Академической Филармонии Ларисы Савченко. В 90-е годы Алле Панковой и ее помощникам удалось отыскать и выкупить у Гостелерадиофонда прижизненные записи выступлений поэта. Благодаря этому мы имеем возможность видеть Юрия Поликарповича и слышать его «живой голос», как он читал свои стихи разных лет, отвечал на вопросы.

Алла Васильевна очень тепло говорит о поэте. Она более 10 лет работала с ним, проводила его вечера.  Алла Васильевна вспоминает, что в 90-е годы приходилось много ездить по горячим точкам - и ни разу Кузнецов не отказался, он всегда выступал на передовой, понимая важность и авторитетность писательского слова. Будь жив он сейчас, не остался бы в стороне от всех тех проблем, что переживает наша страна. Крым, Донбасс, Сирия - он был бы на переднем крае. Не всем нравилась позиция Кузнецова, его мировоззрение. Отклик поэта на все события был не просто мощным, ярким, поэтическим. Он был точным. Поэзии Кузнецова, как заметила Алла Панкова, свойственна стабильность, постоянство. Он был всегда удивительно верен своим мыслям, установкам, выводам. «Ни одного слова неискреннего никто никогда от него не услышал. И это же можно сказать и обо всей его поэзии».

Самым страшным, что могут пережить люди, Кузнецов считал отсутствие веры, ее гибель. Он шел к вере путем собственных сомнений, поисков, что отражено в последнем периоде его творчества. Тема веры была особенной в его жизни. Он написал много по-настоящему православных стихотворений , замечательные поэмы. Многие собратья по перу приняли это неоднозначно и даже враждебно. Не приняли, не поняли, не захотели понять. Даже после того, как Патриарх Алексий наградил его патриаршей премией, Кузнецова продолжали травить, обсуждая, что канонично, а что нет в его произведениях. Панкова приводит слова протоиерея Димитрия Дудко, сказанные по этому поводу: «Чего вы испугались? Он же не говорит, что он богослов, что он вводит какую-то новую веру, пытается что-то изменить в нашей канонической Церкви. Он поэт. Он пытается это все осмыслить, он передает вам свой живой опыт».

Так, значит, есть и вера и свобода,
Раз молится святая простота.
О возвращенье блудного народа
В объятия распятого Христа.

***
И на прощанье сказал самарянке Христос:
- Тот, кто поверит в Меня, да исполнится светом!
Ты возвращайся и людям поведай об этом...-
С вестью она возвратилась... И духом и сном
Люди к колодцу валили несметным числом.
Все, кто поверил в Христа, пили воду святую.
Те, кто не верил в Него, пили воду простую.


Сергей Павлович Казначеев, доцент Литературного института, говорил о том, что мы «постепенно только приближаемся к пониманию личности Кузнецова, она на наших глазах разрастается, по прошествии 15 лет мы видим значимость его для нашей культуры». Гениального человека от талантливого отличает то, что он проявляет свои способности не в одной сфере, а в нескольких. По словам Казначеева, лирика Кузнецова достойна того, чтобы он был записан золотыми буквами в историю русской литературы.  Любовная, историческая тема, тема патриотизма - везде он добивался колоссального результата. Еще несколько сфер его деятельности: редакторская (он работал редактором и в «Современнике», и в «Советском писателе»); в Литинституте долгие годы вел творческий семинар («Не о всех так вспоминают ученики - глубоко, проникновенно, с теплотой и любовью»). Особый род деятельности - художественный перевод. Переводил и классиков и современников. Все делал очень филигранно и с большой точностью. Юмор и сатира у Кузнецова -  это особое явление. «Тегеранские сны», «Окно», «Сказка о золотой звезде». Он сам любил читать эти стихотворения, делал это с особым вкусом. А как талантлива его проза (газета «Литературная Россия» недавно выпустила книгу «Проза Кузнецова»). Прочитала рассказ «Два креста» - речь идет о слепом старике, потерявшим глаза в гражданскую войну и в конце жизни решившим поклониться могиле своего отца, погибшего на Туретчине. Просчитал расстояние и ходил вокруг своей хаты, делая зарубки, отмечая версты... Это путь, который прошел и наш народ, от защиты своего Отечества к самому большому откровению, самой большой истине - Православной вере. Этот огромный путь прошел сам Кузнецов.

Казначеев отметил, что при жизни Кузнецов вызывал скандальные отзывы. Ему завидовали, ревновали братья по перу. По словам Сергея Павловича, он действовал иногда провокативно, некоторые его стихи до сих пор не поняты современной литературной общественностью, читателями.

- Как он смеет! Да кто он такой?
Почему не считается с нами? -
Это зависть скрежещет зубами,
Это злоба и морок людской.

Пусть они проживут до седин,
Но сметёт их минутная стрелка.
Звать меня Кузнецов. Я один,
Остальные - обман и подделка.

Многие усматривали в этом высокомерие, большое самомнение. Со стороны так это и казалось. Казначеев вспоминает: «Сидим с ним в одной компании, а наутро встречаемся, а он проходит и не здоровается. Можно принять это как неуважение. А дело в том, что здесь не обижаться надо, а радоваться, что вы присутствуете при сакральном акте творения, он в это время обдумывал идею, строки своего очередного шедевра. Он не замечал нас не потому что он не хочет нас видеть, а потому что он полон замыслов, мыслей, идей, образов. Они переполняют его и он ничего не замечает вокруг себя».

«...Сначала мне было досадно, что современники не понимают моих стихов, даже те, которые хвалят. Поглядел я, поглядел на своих современников, да и махнул рукой. Ничего, поймут потомки...»

С интересом зал встретил выступление критика Сергея Станиславовича Куняева. «Юрий Кузнецов ушёл из жизни от сердечного приступа, отдав много сил пророческим стихам, поэмам вселенского масштаба "Путь Христа", "Сошествие во ад", начав писать поэму о Рае. Он всю свою земную жизнь вел брань "с невидимым злом, что стоит между миром и Богом"».

Юрий Поликарпович всегда был очень вдумчивым собеседником, умел слушать людей, если возражал, то четко и конкретно, где-то соглашался, где-то нет. Это был очень отзывчивый и душевный человек. Одна человеческая единица Кузнецова противостояла такой махине, такой громадине идеологического давления на нашу страну, на нашу культуру. Может поэтому так недолог был его век. Его поэзия - это все-таки поэзия будущего, она переступит через 21 век и пойдет дальше. Кузнецов говорил, что он верит не в возрождение России - возродиться можно уже с другими качествами, к чему-то уже приспособившись, что-то преодолев, что-то в себе изменив. Он верил в Воскресение России, в то, что она восстанет во всей своей былинной красоте, во всей полноте жизненного исторического опыта, пути. Он верил, в духовную неистребимость народа и высокую миссию России, что Россия будет жива, что в России слово поэтическое будет звучать.   

Анна Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке, иконописец

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Михаил Анищенко

Юрию Кузнецову. В конце времён, под звёздной пыткой, Пройдя земную грязь и склизь, Я рот зашью суровой ниткой, На всю оставшуюся жизнь. Душевный лад разорван в клочья, Я вряд ли лямку дотяну… Пусть, словно волки, многоточья В потёмках воют на луну. Пусть жизнь стоит в стихах и в прозе, Как позабытый в поле воз, Как сок в поваленной берёзе, Стоит в рождественский мороз. И пусть у Чуровой границы, Где ночью вскрикнет Берендей, Из страха созданные птицы, В сугробы падают с ветвей. С купальской горки Шелехмети, Где космос кажется крестом, Увижу я долину смерти, И путь, проложенный кнутом. Я брошу взгляд в родную роздымь, Покой почувствую спиной… И небо мятое, как простынь, Жена расправит надо мной. Растаю я в последней требе, Не нужный времени атлант… И дверь откроется на небе, Как в ранней юности - талант.
Koordinator / 07.03.2016, 09:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Андреева
В самом сердце столицы
Под покровом Господня Крестителя и святых подвижниц
24.03.2023
Преподобный Феодосий объединял всех любовью
О престольном празднике в церкви свт. Николы на Берсеневке
27.01.2023
Не стать Иванами, не помнящими родства…
Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего»
05.10.2022
Расслабляться нам никак нельзя!
В Неделю о расслабленном в храме свт. Николы на Берсеневке прошло отчетно-перевыборное Приходское собрание
17.05.2022
«Я звонила в колокола и радовалась, что Бог воскрес!»
На Светлой Седмице в храме свт. Николы на Берсеневке
05.05.2022
Все статьи Анна Андреева
Александр Сергеевич Пушкин
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»
Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)
29.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Видимость благочестия при внутренней пустоте
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.10.2024 21:42
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 21:37
О проблемах многодетности в России
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 21:03
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 19:12
Вновь о тайне четырех царств
Новый комментарий от Агафон
06.10.2024 18:16
Ложь невыносима, как сквернословие
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 15:37