Современная философия абстрагируется от социально-политических процессов, а великие истины слишком важны, чтобы быть новыми. Основоположники и классики приходили к заключению, что результатом реализации социального идеала и производства должно выступать само общество и «всесторонний» человек.
Еще не испорченный марксизмом К.Маркс в «Экономическо-философских рукописях» (1844 г.) указывал: «... в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно и созерцает самого себя в созданном им мире».
Через потребление произведенного продукта человек должен возвращаться опять к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя самого индивид.
Осмеливаясь высокий слог употребить, можно сказать, что значение социально- преобразующей деятельности и труда трудно переоценить. Социально-трудовая активность должна производить самого человека. Если история есть результат деятельности людей, то данным итогом являются в первую очередь не артефакты, а сам человек, делающий историю.
В концепциях постиндустриального общества и «экономикса» значимость воспроизводства человека стремится к нулю. При отсутствии собирающих смыслов индивидам отказывается «в удовольствии» быть субъектом социальных преобразований. Вместе с тем настойчиво предлагается привлекать счастье и деньги, заниматься дианетикой, самовосстановлением и аутотренингом. А также - становиться успешными и жизнерадостными.
Создатель дианетики Р.Хаббард дает такое определение своему детищу: «Дианетика, метод духовного исцеления - наиболее действенное учение о разуме».
Слово «дианетика» означает «посредством разума». Происходит от «dia» - «через» и «nous» - «душа», «разум». Более развернутое понимание этого термина - «то, как разум влияет на тело».
В дианетике «оптимизированное» состояние называется клиром, а процесс приведения в это состояние - клированием. Данная процедура, с позиций дианетики, резко улучшает физиологию организма и отношение к обстоятельствам жизни.
Суть такой психической установки сводится к умению «вмонтироваться» в функционирующую общественную систему вне зависимости от доминирующих в ней приоритетов. Дианетика исходит из тезиса, что каждый двуногий Homo от рождения «хороший» и основные силы разума направлены на созидание и благо.
Полулегендарный «Институт Самовосстановления Человека» («АНО ИСЧ») является сетевой тренинговой компанией и сочетает элементы психокульта, лженауки и псевдосуфизма. Полную биографию создателя и руководителя данного заведения М.С.Норбекова и достоверные сведения о его квази-научной деятельности воссоздать невозможно ввиду отсутствия данных в открытых источниках.
Наибольшей популярностью пользуются опус Норбекова «Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков». Все последующие издания и переиздания («Дурака учить, что мертвого лечить, или советы здоровья на каждый день», «Где зимует Кузькина мать, или как достать халявный миллион решений» и др.) с описаниями практик медитации дублируют и дополняют первый труд.
Сам сын узбекского народа М.С.Норбеков проводит мастер-классы по «анатомии успеха», называет себя «профессором, доктором философии, психологии и медицины, а также действительным членом ряда российских и зарубежных академий». На самом деле «основоположник» был отчислен с третьего курса ВУЗа и не имеет законченного высшего образования.
Для «самовосстановления» настойчиво рекомендуется формировать осанку и мимику «победителя». Надлежит искусственно вызывать состояние радости и усилием воли мыслить об идеале здоровья. Такое поведение будет самопроизвольно инициировать искомый результат.
Нота бене: демаркационная линия между самовосстановлением, самовнушением и самолечением достаточно условна и в каждом случае нужно мыслить конкретно. Некоторой дозы грамотной самопомощи (особенно в условиях платной медицины) избежать невозможно. В процессе амбулаторного лечения многое зависит от того, что и как думает пациент. Психологическая лечебная составляющая известна под названием «плацебо-эффект». На него влияют врачи и знакомые. А также ‒ реклама, слухи и предрассудки.
«Теоретическое обоснование» всех экзерциций по самовосстановлению и самосовершенствованию сводится к сентенциям «что внутри, то и снаружи», «сумма внутренних сил примерно равна сумме сил наружных» и «если не можешь изменить ситуацию, то надо изменить отношение к ней».
Данная методология сопрягается с основными принципами философии даосов и античных стоиков «чтобы не было страданий, надо не иметь желаний» и «жить надо сообразно природе». Однако в конечном итоге стоики превращаются в скептиков, подвергающих сомнению истинность всех богов и идеалов. Подавленная социальная активность ведет к депрессиям и потребности в «самовосстановлении».
Самовосстанавливающийся индивидуум может частично улучшить свое физическое здоровье и формы тела, которое «одолжила нам Вселенная» (мудрость Лао-Цзы), но не способен стать «субъектом истории».
В подмене понятия «воспроизводство человека» термином «самовосстановление» состоит трагично-специфическая особенность современности.
Это явление можно назвать сотериологией (греч. «soteria» -спасение) успешности. В ее основе ‒ рассечение трансцендентного (высшего) и имманентного (низшего). Не только марксисты считают, что без этого невозможен вирус капитализма. Фактически это означает, что современные особи имеют право только на утешение и не могут активно вовлекать идеальную мотивацию в круг обыденного.
Высшие мотивы выводятся за скобки современной социальной системы с «внеогневой» культурой жизни. В этом и состояла иллюзия так называемого «конца истории». Однако события 11 сентября 2001 года показали, что есть и другой путь. Сама трагедия и возникшая вслед за ней угроза глобального терроризма заставили свободных американо- переселенцев задать себе несколько отрезвляющих вопросов относительно жизненных приоритетов.
Юный «протестантский» капитализм еще оперировал «технологией» прорыва из повседневного в идеальное. Желание слиться с Богом диктовало напряженность деятельности. Активные индивиды могли преодолеть раздвоенность мотивации, встав на путь тиранической эксплуатации повседневности во имя достижения связи с идеальным. Но эксплуатируемые были лишены связи с Богом. Современный же капитализм базируется на мотивационной расчлененности.
Пока Запад осваивал Новый Свет, богомольная Россия как лучшая в мире Родина находилась на пике духовного и эсхатологического напряжения.
Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг - не отворачивайся», «Продавайте ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующимися и плачьте с плачущими».
В балалаечной России определенные ингредиенты европеизации появились еще в период «реформатора-окноруба» Петра I.
Собственно о российской «бизнес-элите» можно с определенными оговорками писать и говорить только по отношению к пореформенному периоду. Но и после эмансипирующей реформы предпринимательская ментальность не очень отчетливо выкристаллизовывалась. Купеческую репутацию укрепляли православная религиозность и почвенная культура.
Диагноз геополитических вертикалей с «бизнес-тренингами» подводит к выводу, что свобода не делает человека счастливым и не оберегает личность от подавления посторонней волей. Так называемый свободный «западоид» (термин А.А.Зиновьева) во многом делается даже более зависимым и болезненным, теряя внутреннюю устойчивость. Кто хочет-не может, кто может- не хочет, а кто хочет и может, тому не дают.
Интеллектуальный и духовный ратник Ю.Д.Петухов отмечает: «Безусловно, совершенствоваться надо. Пределов внутреннему "обустройству" нет. Но самое главное- реальное, объективное совершенствование происходит не в "болоте внутреннего обустройства" и самокопания, а только и исключительно- в борьбе, в преодолении внешнего сопротивления. Это аксиома. Это «дважды два» (но этого не знают мудролюбы- "обустройщики"). Пример - четыре года Великой отечественной для самосовершенствования и "обустройства" России дали больше, чем предыдущие двадцать четыре».
Гламурное большинство «современной цивилизации» является участниками «праздника живота» гедонистов и бонвиванов. Этот своего рода «потребительский пролетариат» ориентируется не на «светлое будущее», а на созданное для них настоящее, яркие развлечения и эйфорию по банальному поводу. Искусству отводится рекламная роль. Чувство патриотизма размывается иллюзиями рая за рубежом.
Галлюцинирующей молодежи прививается «стремление к самодостаточности», а образовательные программы нацелены на необходимые для выживания умения и навыки. Суть новых подходов в воспитательной работе сводится главным образом к формированию «лидерских качеств». Народ наматывается на зеленоглазый доллар и идеал антигероя. Не наблюдается воспроизводства населения даже в простом биологическом смысле.
В трех чтениях за один раз можно принять положение, что лишь глубина дает превосходство истинное, а в материях возвышенных - героическое.