Давно работая в вузе, могу отметить, что отношение к учебе у большинства студентов резко изменяется от первого курса к старшим курсам. К сожалению, в худшую сторону. Если на первом и отчасти втором курсе у многих еще по инерции действует школьная привычка регулярно что-то делать (все-таки проверяют), то к старшим курсам студенты морально опускаются до полных лентяев, которые не могут заставить себя даже ходить на занятия. Это и понятно: на старших курсах, когда читаются более специализированные предметы, уже нет регулярных домашних заданий, а упор делается на сознательность учащихся - раз ты выбрал эту специальность, в твоих же интересах ее осваивать. Так должно быть. Но так не есть на самом деле.
Причиной такого плачевного положения вижу саму систему массового образования и воспитания. Основная ее черта - безответственность. Родился ребенок, только научился ходить и говорить - тут же отдают его в садик, перекладывая ответственность за его воспитание на чужую тетю. Не потому, что не хватает на жизнь; заработать - это обычно оправдание. Чаще всего отдают потому, что не хотят заниматься детьми. Легче сдать его на целый день в садик, как в камеру хранения, избавившись от ответственности. Ведь легче же переложить ответственность за своего ребенка на государство. Ну не себя же потом обвинять!
Отходив несколько лет в садик, начинается школа. Кто из детей ее любит? Ничтожное меньшинство. Потому что это скучая обязаловка. А главное - нужная не ученику, а учителю. Именно учитель заставляет учеников что-то делать. Вот они и изображают учебу, чтобы получить минимальный балл. Единственный школьный способ - принуждение. Именно в школе у учеников окончательно закрепляется привычка, что ответственность за тебя несет другой.
Конечно, советская школа, была намного лучше нынешней, и я сам ее хорошо помню (лично мне повезло со школой!). Но ее нет и уже не вернуть: нет ни советской идеологии, на которой она держалась, ни советских учителей, ни советских детей. Поэтому буду говорить о нынешней школе. А она, помимо пресловутой «социализации», о которой писал применительно к садику, кажется, имеет только одни минусы.
В школе происходит окончательное уничтожение естественной любознательности ребенка. Школа закрепляет привычку быть частичкой толпы почти без личной ответственности. Пусть за меня учительница отвечает. Она учит, она задает задания, она проверяет. Задаст - выучу, не задаст - не выучу. Так ребенок становится не только не способным к самостоятельному обучению. Страшнее всего то, что он становится не способным к самостоятельному целеполаганию. За него все время кто-то должен принимать решения, его дело - только исполнять. А зачастую и имитировать исполнение. Если в школе это выглядит не так абсурдно, то во взрослой жизни - сполна.
Мне не раз доводилось видеть таких выпускников школ, которых мамы приводили в приемную комиссию, расспрашивая о поступлении, а они в это время мялись за ее спиной. Пусть мама принимает решение. И это в 17 лет! Потом эти, с позволения сказать, студенты 5 лет просиживают в вузе, вообще не понимая, что они здесь делают, и у которых полностью отсутствует интерес к профессии. Поскольку я достаточно давно преподаю в вузе, то наблюдаю это регулярно. И если на первом-втором курсе по инерции еще работает школьная привычка, то к последним курсам, когда нужна именно вдумчивая самостоятельная работа, большинство студентов оказываются совершенно беспомощными. Но именно это и будет нужно в жизни - самостоятельная постановка задач, поиск средств для ее решения, наведение «мостов», общение со специалистами, анализ результатов и т.д. Но этого они не умеют. Их так приучили садик и школа.
Какую глупость совершают родители, когда не задумываясь пускают своего ребенка по привычной траектории садик-школа-институт! Как же они калечат его душу! Я вовсе не против садиков, школ и институтов. Как вспомогательные инструменты - пожалуйста. Но я за воспитание детей прежде всего родителями. Именно родители должны дать своему ребенку образование. Да, именно родители. Только они могут вложить в ребенка тот образ, который соответствует их представлениям о жизни. А ведь это главная задача образования. Изучение наук - это лишь прилагается, это прикладные инструменты. Но нити образования должны быть прочно в родительских руках. Тем более в нынешних условиях.
Однако сплошь и рядом родители ориентируются, я бы сказал, на «воспитание-light». Мол, наше дело - кормить, одевать и баловать, а все остальное нам обязано предоставить государство - образование, трудоустройство, зарплату, пенсию. С такой позицией я сталкивался неоднократно. Как же она удобна - я ни за что не отвечаю. Только плоды ее очень горьки и печальны. Ибо то, что сейчас называют социализацией, является дебилизацией.
Современная школа именно дебилизирует. Речь не только западных веяниях вроде «секспросвета». Современная школа вообще не дает никаких представлений ребенку, но при этом закрепляет в нем какое-то моральное иждивенчество. А могут ли умственные иждивенцы, полностью зависимые от чужого мнения и ждущие чужих решений, быть опорой Отечества?
Евгений Чернышёв, Донецк
11. Ответ на 10., рудовский:
10. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?
9. Ответ на 6., Туляк:
8. Ответ на 1., Андрей Карпов:
7. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?
6. Ответ на 4., рудовский:
5. Ответ на 4., рудовский:
4. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?
3. Ответ на 1., Андрей Карпов:
2. Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?