Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным

0
1809
Время на чтение 7 минут

Наблюдая за дискуссией о возможности или невозможности спасения некрещеных, мне не хотелось бы примкнуть ни к одному лагерю спорящих, потому что вопрос ставится зачастую слишком радикально и глобально - или все некрещеные спасутся или никто из некрещеных не спасется. Не думаю, что нужно возрождать древнюю ересь апокатастасиса, да и не силах человеческих решить этот вопрос. Нас немощных может заботить вопрос вечной участи наших близких, которые по каким-либо причинам не сподобились принять святое таинство крещения и умерли вне Святой Церкви. Локализуя таким образом эту проблему, приступим к ее исследованию.

Более того, еще более сузим задачу до вопроса возможности спасения некрещеных младенцев, так как они тоже принадлежат к классу некрещеных людей. Итак, зададим себе вопрос: «Возможно ли спасение некрещеных младенцев?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо в первую очередь определить само понятие спасения, что такое спасение. Как не парадоксально, но никто из спорящих уважаемых батюшек, профессоров и грешных мирян, вроде меня, не может дать четкого ответа на этот вопрос. Так однажды я задал вопрос одному из сильных богословов нашего времени Киприану Шахбазяну: «Так вот это "не прославлены, не наказаны" (имеются ввиду слова святого Григория Богослова о участи в том мире некрещеных младенцев) к чему относить - к спасению или к неспасению?» Получил неопределенный ответ: «Если под спасением понимать именно славу в Царстве Небесном, то спасены не будут. Если же - избавление от мук, то будут».

Спасение вовсе не является субъективным фактором, оно объективно, в отличие от, например, такого фактора как счастье, которое довольно таки субъективно. А тут нам предлагают выбрать одно из двух пониманий спасения. Уважаемые богословы, пожалуйста, определитесь сначала сами - какое понимание Вам ближе, а потом уже публикуйте безапелляционные статьи и книги о невозможности спасения даже несчастных абортированных младенцев, не по своей вине не сподобившихся принять святое крещение (можно привести в пример по меньшей мере три книги: первая книга иерея Даниила Сысоева «Спасутся ли некрещенные?», вторая - иерея Георгия Максимова с таким же наименованием и третья - Архимандрита Лазаря (Абашидзе) «"Грех адамов". Возможно ли спасение некрещенных младенцев»).

Не зря я назвал Киприана Шахбазяна сильным богословом - в своем ответе, о том спасутся или не спасутся некрещеные младенцы, он проник мощью интуиции в самую сердцевину проблемы, не ограничиваясь детским лепетом дискурсивного мышления, о которое очень часто претыкаются другие богословы и обнаружил ту самую антиномичность, о которой говорил уважаемый батюшка Александр Шумский. В реальности все значительно сложнее плоских схем, так, например, частица материи одновременно является и волной (корпускулярно-волновая теория). Можно привести также другой пример: кожный покров человека. С одной стороны он является защитой тела человека и отделяет его от внешней среды, но с другой стороны Господь творя человека, не создал кожу его абсолютно непроницаемой. Вообще, Господь, творя этот мир и его создания, избегает абсолютизма. Абсолютизм присущ только несовершенному дискурсивному мышлению человека. На примере кожи человека можно понять, каким образом кожа одновременно является граничной средой человека и вместе с тем через поры пропускает воду, воздух, пот и другие вещества. То есть опять антиномичность - непроницаемость и проницаемость кожного покрова человека. Подобное можно мыслить и в богословском вопросе спасения некрещеных младенцев.

Верен ли постулат «Некрещенные не спасутся»? Верен, но он не абсолютен, есть лазейки, есть поры. Можно назвать их порами милосердия Божия и Царицы Небесной.

В отношении младенцев некрещеных это видно особенно явственно. Уважаемые богословы пессимистического лагеря, Вы говорите о справедливости и Правде Божией, выдвигая постулат о абсолютности слов Господа: «Кто не родится от воды и духа, тот не может войти в Царство Небесное». Да первородный грех очень важен, именно поэтому эти младенцы сразу после того, как их убили омраченные умом родители, не попадают в рай (об этом говорит известное видение преподобного старца Паисия Святогорца о душах абортированных младенцев и видения других старцев и стариц). Именно из-за поврежденности человеческой природы, которая в необновленном святым таинством крещения состоянии не может лицезреть Свет Божественный. Но затем, вы делаете непозволительную ошибку, консервируя и замораживая в вечность это состояние таких младенцев. Во-первых, здесь есть элемент Божией Правды и справедливости - ведь младенцы эти не сделали сознательного выбора между Христом и велиаром, значит надежда есть. Пока мы только говорим о Правде и справедливости Божией, не продвигаясь до милосердия Божия. Даже по этой Правде винить этих младенцев не в чем. Поэтому и возникла эта теория о том, что они «не будут не прославлены, ни наказаны» святого Григория Богослова. Именно она и принята пока нашей Святой Церковью. Но вот что это такое - никто толком разъяснить не может, потому, как не знает.

Уважаемый батюшка Георгий Городенцев в статье «Об участи младенцев, умерших некрещенными» выдвинул интересную теорию о месте, подобном лону Авраамову, в которое эти младенцы могут попасть и из которого эти младенцы при условии молитвы родителей за них и добрых дел в память их могут двигаться и дальше в лучшую сторону, благодарим батюшку Георгия за такие добрые и светлые мысли. Кроме того батюшка Георгий вводит обоснование необходимости и правильности молитв матерей о своих загубленных чадах - это радует наши сердца. Уважаемый батюшка Рафаил (Карелин) тоже говорит о благотворности молитв за младенцев, но с меньшей убедительностью, так как он не допускает их вечного спасения, то есть попадания в рай и выдумывает подобно католикам, придумавших чистилище, некое третье место, в котором эти младенцы будут в вечности находиться (то есть не в раю, не в аду, что соответствует «не прославлены, не наказаны»). Вот только что это за третье место? Вспомним притчу Господа о Страшном суде, там вроде про это третье место не говорится. Или когда богословам выгодно, они могут изменять слова Господа, а когда невыгодно они безапелляционно заявляют об абсолютности Его слов (вспомним статью уважаемого батюшки Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..» Получается не совсем честно. А что Вы скажете уважаемые богословы, склонные к абсолютизации, о словах Господа Иисуса Христа: «...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Стали ли вы как дети (как впрочем и все мы), а если не стали, какую надежду на спасение имеете (имеем)? Ведь здесь, как и в словах о крещении, говорится слово «истинно», а если Бог говорит только правду, а это так - то, что нам всем делать?

Итак, представим себе эту картину. Настал Страшный Суд и Господь Иисус Христос, обращаясь к младенцам абортированным, говорит им: «идите от меня проклятые в огонь вечный, ибо алкал я и вы не дали мне есть...» и другие слова. Правда, глупо выглядят такие слова в отношении этих несчастных младенцев? Вы уважаемые сторонники теории неспасения абортированных некрещеных младенцев скажете, что такого не говорили. Как не говорили, а кто нас в мудрых книгах и статьях убеждал, что некрещеные младенцы не спасутся? Вы убеждали. Или неспасение Вы понимаете иначе? Но тогда измените Евангелие на радость модернистам и добавьте к словам Господа ваши слова о третьем месте (не огонь вечный и не Царство Божие), в котором эти младенцы будут иметь относительный покой. Так где же находится это место? Не знаете! А если не знаете, зачем говорите, как знающие? Предположим, что это место находится где-то в уголочке рая (Царства Небесного), ведь в аду и геенском огне покоя быть не может, думаю, вы согласитесь. Но раз в раю - значит они спасутся.

Вот видите, как все сложно! Вот до чего доводит схоластика, схематизм и дискурсивное мышление. Двоичная логика как в компьютере. Но ведь мир Божией он не дискретен, как оцифрованная фотография, и потому не описывается этой двоичной логикой. Даже приснопамятный батюшка Даниил Сысоев говорил, что «бытие Божие сверхлогично», а мы все пытаемся логикой познать и «алгеброй гармонию поверить», как Сальери.

Есть ведь еще тайны Божии, недоступные человеческому уму. А что нам доступно, то Господь открыл: «молитесь за себя и за других», «просите и дано будет вам», «все возможно верующему».

Так что получается можно успокоиться и не молиться за этих младенцев, раз они вроде некоторый покой по минимуму приобретут? Нет, конечно, и почему так - раскрыто в прошлой моей статье «Почему надо молиться за абортированных младенцев». Кроме того, если не молиться за них, то «покой» минимальный и весьма ущербный, ни в коей мере ни равноценный райской радости, они может и обретут по милости Божией, но только в вечности после Страшного Суда, но вечность еще на настала, а пока не настала мы можем менять их участь к лучшему (просить об этом Бога). И еще, когда младенец плачет, это говорит о том, что ему плохо (вспомните видение преподобного старца Паисия Святогорца об абортированных младенцах).

В следующей статье, если Бог даст, надеюсь раскрыть более подробно динамику картины нахождения этих младенцев в том мире и предположения о их вечной участи, в зависимости от молитв и милостыни за них их сродников или в случае отсутствия таковых. Да поможет нам милосердный Господь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

50. Ответ на 49., М.Яблоков:

Я не читаю длинные комментарии. И не только по тому, что лень, а потому, что если человек не может кратко выразить свою мысль, то значит он сам ее до конца не понимает.

Значит, всё же и ЛЕНЬ читать что-то хотя бы строк в 20! А кОсите тут под читателя Святых Отцов! Не верю, как говаривал Станиславский. А кратенько можно только словесные зуботычины раздавать, чтО Вы, в основном, и делаете в своих комментариях.
Сергей Абачиев / 14.12.2016, 19:34

49. Ответ на 48., Сергей Абачиев:

Я не читаю длинные комментарии. И не только по тому, что лень, а потому, что если человек не может кратко выразить свою мысль, то значит он сам ее до конца не понимает.
М.Яблоков / 14.12.2016, 15:57

48. Ответ на 46., М.Яблоков:

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.

Где Ваша мало-мальски внятная реакция на мой Вам ответ в комментарии 36?
Сергей Абачиев / 14.12.2016, 13:40

47. Ответ на 46., М.Яблоков:

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.

Михаил "кроет", как обычно, по Маяковскому - "шершавым языком плаката.
Сергей Абачиев / 14.12.2016, 11:28

46. Ответ на 45., Сергей Абачиев:

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.
М.Яблоков / 13.12.2016, 10:05

45. Ответ на 44., М.Яблоков:

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин.3.5). Вопросы есть?! - Вопросов нет.

Ошибаетесь, товарищ подполковник! Не с боевым уставом дело имеем. Вопросов возникает немало. Здесь ДУМАТЬ надо, а Вы призываете РАССУЖДАТЬ.
Сергей Абачиев / 13.12.2016, 08:50

44. Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин.3.5). Вопросы есть?! - Вопросов нет.
М.Яблоков / 13.12.2016, 05:50

43. Лоно Авраамово

Пребываю в изумлении от статьи. Автору показалась оригинальной "теория" будто бы выдвинутая о. Георгием Городенцевым о т.н. "Лоне Авраамовом". "Теория" эта есть не что иное как возрождённое средневековое католическое учение о лимбе. Погуглите, если лень Данте читать. Учение это РКЦ отвергла - можете почитать катехизис РКЦ.
Hélène / 12.12.2016, 21:06

42. Ответ на 38., Сергей Абачиев:

Так ведь я-то там суть первого члена Символа Веры представляю!

Не надо так бездарно привирать. Там именно цитата (а не "суть"), но любой человек, который Символ Веры учил (или хотя бы слышал), процитировал бы его на ЦСЯ, так, как его следует учить, и как на Литургии его читают. Ишь ты - даже картотеку моих комментариев закачал в память компьютера и знает, где там и что лежит.

Не стоит обольщаться - нет у меня никакой картотеки, просто в памяти отложился этот ляп. Найти его было через поиск - пару минут заняло. Ваши комментаторские наскоки на меня уже без малого два года - своего рода "идея фикс".

В зеркало посмотритесь. Психотерапевтическая помощь Вам нужна.

Это Вам как раз подходит. Тем более, опыт уже есть, так что привычно будет. Я уж не говорю о необходимости покаяния в публичных осуждениях меня направо и налево.

Может, вначале свою лесопилку у себя из глаза вынете, со своей перманентной руганью-матерщиной в мой адрес?
Коротков А. В. / 12.12.2016, 16:10

41. Ответ на 40., Kiram:

Вообще интересно наблюдать за тем, как при появлении одних и тех же комментаторов кроме скандала нет ничего.

Так ведь эти одни и те же комментаторы - прирождённые скандалисты и всё норовят меня публично поводить мордой по щебёнке, как говаривал в мою бытность офицером-двухгодичником наш командир дивизиона. А мне это, понятное дело, не нравится. И кому вообще такое понравится? А так я готов с толковыми оппонентами объясняться вполне себе доброжелательно и конструктивно. Объём таких моих комментариев на РНЛ под стать объёму моих статей. И в Вами у меня были продуктивные обмены комментариями.
Сергей Абачиев / 12.12.2016, 16:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Станиславович Урусов
«Что противного природе Бога, когда молятся о некрещёных младенцах?»
Продолжение (второе) о ереси отрицания Всемогущества Божия
08.10.2022
Об одной малозаметной ереси
К полемике о том, могут ли спастись некрещёные
02.09.2022
Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?
Размышления Владимира Урусова о возможности спасения некрещеным
17.09.2018
Спектакль для граждан России
Владимир Урусов о фракционной дисциплине в Государственной Думе и о необходимости борьбы за отмену статьи Конституции о приоритете международного права над российским
30.08.2018
Все статьи Владимир Станиславович Урусов
Последние комментарии
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 12:25
Митрополит Иларион: Единая Русская Церковь - это великая духовная сила
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 12:01
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.11.2024 12:00
Настал момент спросить: «Кто русский?»
Новый комментарий от Игорь Ал
25.11.2024 11:00
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
25.11.2024 10:21