itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В защиту профессора А.И.Осипова из-за опасности схоластического восприятия таинства Евхаристии

0
2173
Время на чтение 6 минут

Эта моя заметка дополняет заметку Евгения Чернышева «В защиту профессора А.И.Осипова из-за опасности магического восприятия таинства Евхаристии». Если бы не Великопостное воздержание редакции РНЛ от читательских комментирований статей, то дал бы своё дополнение в виде комментария.

Тот же А.И.Осипов постоянно и справедливо подчёркивает перманентные опасности влияния на православное богословие богословия католического с его непомерной логической заформализованностью. Это - са́мая методологическая суть западноевропейской схоластики.

Теоретическая наука современного, новоевропейского исторического типа обходит соблазны схоластизаций благодаря тому, что систематически контролирует и периодически корректирует свои теоретизирования обращениями к достоверным опытным фактам. Этим она и сильна, несмотря на «обратную сторону медали» своих методов - на узкие специализации своих теоретических умопостроений. Свидетельства тому - технологии, а с ХХ века - супертехнологии, в которых специфически материализуются (овеществляются) её объективно-истинные знания. Ни на что подобное не было способно то, что́ до научной революции Нового времени именовалось наукой.

К святоотеческому богословию следует относиться с пониманием того, что до научной революции Нового времени вся европейская культура, включая методологическую культуру рационального мышления, была под сильным влиянием логической заформализованности. (Речь только о богословии как о человеческих попытках общезначимого словесно-понятийного, заведомо ограниченного выражения и отражения духовного опыта, крайне проблематичного как раз в передаче в человеческих словах и понятиях.) Средневековая схоластика - это само собой, но и богословие Восточного христианства по исторической необходимости было этим обременено. Ведь просто объективно, по историческому факту не было тогда другой методологической культуры рационального мышления!

Поэтому во многих вопросах современного православного богословия простые цитирования Отцов Церкви по своей сути представляют собой апелляции к авторитетам для избавления себя от самостоятельных размышлений и исследований на современном уровне науки, прежде всего - обществоведческой с её эволюционизмом.

В своих заметках «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева» я особо подчёркивал, что если об эволюционизме как мировоззрении и методологии можно богословски дискутировать по отношению к предметам естествознания, то по отношению к Мировой истории во всех её аспектах эволюционный подход богословски бесспорен. А эволюционный подход здесь предполагает в первую очередь аутентичность в понимании того, ка́к люди мыслили и воспринимали мир в прошлые исторические эпохи. А иначе получаются грубо неаутентичные «модернизации» и, соответственно, ложные теоретические реконструкции истории в её разнообразных аспектах.

Особо подчеркну, что впервые со всей научной тщательностью и результативно эти аспекты обществоведческого эволюционизма были исследованы К.Марксом и Ф.Энгельсом на конкретном материале методологических уроков истории экономических учений.

И в нынешнем православном богословии есть серьёзная опасность схоластизации ключевых вопросов и проблем. Евхаристическое Таинство Царств - одна из центральных проблем такого рода. По сей день остаются популярными представления, согласно которым предельно духоносное вещество хлеба и вина Святого Причащения суть буквально Тело и Кровь Спасителя. Более того, такой буквализм с многочисленными апелляциями к Отцам Церкви полемически противопоставляется концепции А.И.Осипова. И если бы только полемически! А то ведь иные критики посягают и на прерогативу Страшного Суда Христова по отношению к заслуженному профессору, именуя его душегубом, а следовательно, и еретиком с заведомо погубленной своей душой!

Здесь нет смысла цитировать соответствующую концепцию А.И.Осипова, как и её оппонентов-полемистов. Всё это в наше время можно по первому желанию заполучить из Интернета по ключевым словам «А.И. Осипов и Таинство Евхаристии». Суть позиции А.И.Осипова в том, что Таинство Царств на то и ТАИНСТВО, что его адекватное рациональное отражение в человеческих понятиях ЗАВЕДОМО ОГРАНИЧЕННОЕ. ТАЙНА Второй Ипостаси Пресвятой Троицы на то и ТАЙНА, что материальное вхождение Бога-Слова в Мировую историю в роли её конкретно-исторического Персонажа Иисуса Христа не есть единственно возможная форма Её специфического сродства материальному миру. В хлебе и вине Святого Причащения Вторая Ипостась представлена в одной из иных Своих материализованных форм.

Евангелие от Иоанна повествует о том, что предварительное представление Спасителем этого Таинства как Причащения Своего Тела и Крови шокировало часть Его учеников, которые отшатнулись от Него [Ин. 6: 48-71]. Но во времена земной жизни Спасителя этот образ апеллировал к иудейским представлениям той эпохи, которые наивно связывали «неуловимую» человеческую духовную сущность с текучей и всенаполняющей человеческое тело кровью. Согласно современному обществоведческому эволюционизму с его требованием аутентичных теоретических реконструкций истории, Свои проповеди Спаситель подстраивал под этот реальный менталитет еврейского народа той исторической эпохи. В Его словах о человеческих вкушениях Своего Тела и Своей Крови не было того буквализма, на котором настаивают оппоненты А.И. Осипова. И всё равно часть Его учеников восприняла будущееТаинство Царств как какой-то несусветный и дикий ритуальный каннибализм по отношению к Нему.

И уж тем более на такое вульгарное понимание провоцирует буквализм в понимании Таинства Царств в наши времена. Над таким вульгарным пониманием в своей «альтернативной» и запредельно горделивой богословской партизанщине издевался Л.Н.Толстой, выдавая его за православное учение. Ныне подобные издевательства широковещательно излагает вконец забесованный А.Г.Невзроров в таком своём воинствующем атеизме, до изощрённой ядовитости которого далеко и Ленинскому.

Между тем, порядком схоластически заформализованные дискуссии и полемики вокруг позиции А.И. Осипова, на мой взгляд, разрубаются радикально, подобно Гордиеву узлу -апелляцией непосредственно к Евангельскому повествованию. Для нас, православных, Тайная Вечеря Спасителя - это ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. И на этом первом в истории Таинстве Царств Спаситель очевидным, опытно данным образом претворил в материализованую Вторую Ипостась Пресвятой Троицы внешние по отношению к Своему телу хлеб и вино.

По-моему, на этом надо и закончить все дискуссии и полемики по данному ключевому богословскому вопросу. Закончить в лучших методологических традициях науки современного исторического типа, для которой факты являются самыми доказательными аргументами и контраргументами.

Мне как профессиональному логику схоластическая заформализованность данной богословской проблемы представляется сродни логическому «парадоксу лжеца». Истинность высказывания «Я лгу» означает, что данное высказывание - ложь; но если оно - ложь, тогда то, что́ оно утверждает, истинно. Следовательно, ложь то, что данное высказывание - ложь, и, следовательно, данное высказывание истинно. Цепочка рассуждений зацикливается, как сказка про белого бычка. Но статус этого парадокса как «короля парадоксов» был исторически оправдан в античную эпоху, когда европейская культура проходила Аристотелеву «начальную школу» логико-методологической дисциплины рационального мышления. В наши времена этот парадокс элементарно упраздняется с позиций Ленинского положения о том, что абстрактной истины нет и что объективная истина всегда конкретна. То же самое можно сказать и о лжи. Человек не может лгать «вообще». Если он лжёт, то только и только на какие-то частные, конкретные темы. А посему от античного «короля логических парадоксов» не остаётся ничего.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Абачиев
Пандемия коронавируса: наступает момент истины
Навальный рискует стать «российским Флойдом»
12.06.2020
Сталин так и останется «неизвестным главнокомандующим»?
Открытое письмо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину
04.06.2020
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
03.06.2020
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Размышления в карантинном затворе
12.05.2020
Мозаичное панно стало «яблоком раздора» для православной части россиян
Какой пример мы подаём неверующему большинству сограждан?
08.05.2020
Все статьи Сергей Абачиев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04