В защиту профессора А.И.Осипова из-за опасности магического восприятия таинства Евхаристии

0
1513
Время на чтение 3 минуты

Недавно Синодальная библейско-богословская комиссия вынесла суждение относительно спорных богословских воззрений проф. А.И.Осипова по пяти пунктам: о вечности геенских мук, о восприятии Христом первородного греха, об Искуплении, о Евхаристии, о крещении младенцев.

Комиссия подробно и основательно разобрала все вопросы и рекомендовала известному профессору «при наличии разных подходов в святоотеческом предании освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения». Сам я люблю слушать проф. А.И.Осипова и должен признать, что он действительно не скрывает своих богословских взглядов, открыто занимая какую-либо позицию. Но со своей стороны должен высказать одно соображение в его защиту, точнее, не столько в защиту лично Алексея Ильича, сколько в пользу его мысли, которая, на мой взгляд, осталась незамеченной просто по той причине, что разбиралась со строго богословских позиций.

Речь о таинстве Евхаристии. По мнению проф. А.И.Осипова, термин «пресуществление» неверен, а это, как подробно излагает Комиссия, недопустимо. «На Константинопольском Соборе 1591 г. было подтверждено учение о сущностном преложении Св. Даров, и термин «пресуществление» был объявлен идентичным термину «преложение». Решения Константинопольского Собора были приняты в Русской Церкви Патриархом Адрианом. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного», - заключает Комиссия.

Насколько помню из выступлений Алексея Ильича, он действительно возражает против того, что сущность хлеба и вина превращается в сущность Тела и Крови Христа, поскольку Его материальное Тело состояло из тех же элементов, как и все остальные тела. Он возражает не против самого факта, что мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Спасителя, что он многократно подчеркивает, а против того, что в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую, что следует из термина «пресуществление».

На мой взгляд, Комиссия прошла мимо одной важной мысли проф. А.И.Осипова, которая является причиной его особого мнения по поводу таинства Евхаристии. Дело в том, что он предупреждает о том вульгарном и опасном толковании термина «пресуществление», которое означает буквальное превращение одного вещества в другое и восходит к европейской алхимии. Известно, что алхимики глубоко занимались подобными вопросами и достигли немалых успехов, легших позднее в основу химии. Но вот мотивация, которая двигала алхимиками, была вовсе не христианской, а зачастую - и антихристианской, например стремление создать искусственного человека. В православии этого никогда не было, поскольку воспринималось как богопротивное дело. Сегодня же на Западе существуют целые направления, которые занимаются современной алхимией - генной инженерией, прочими биотехнологиями, клонированием и другими опытами над жизнью, которые ставят человека на место Бога.

Ели термин «пресуществление» принят Православной Церковью, то мы не можем от него отказываться. Но проф. А.И.Осипов указывает на огромную опасность попадания в западное понятийное поле, если понимать Евхаристию как некий магический акт по превращению одного вещества в другое. Возможно, он действительно не прав со строго богословской точки зрения, здесь я не берусь судить. Но то, что он обращает наше внимание на опасность ухода православного мышления в магическое понимание, - это очень важно. Ведь мы и так сильно подвержены влиянию западной мистики (впрочем, как и восточной). А то, что термин «пресуществление» проник с Запада уже в то время, когда тот отпал от Вселенской Церкви (XV-XVII вв.), - это факт, который ни в коем случае нельзя упускать из внимания. И обходить возможные ловушки латинства, возникающие при неправильном понимании терминов, - это наш долг.

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

81. Ответ на 75., vlad7:

Есть только ипостась хлеба, или чего угодно, а сущности, которая в неделимом, нету

Не, есть только сущность, которую можно отделить от свойств, как рыбу от костей. До какого только бреда криптокатолики не додумаются!
Сергей Швецов / 23.05.2016, 15:47

80. Ответ на 73., М.Яблоков:

Ну,и чем то естество, которое в неделимом,отличается от ипостаси? Тоже мне, нашел аргумент. Дамаскин свидетельствует против тебя, а не за тебя.
Сергей Швецов / 23.05.2016, 15:44

79. Ответ на 75., vlad7:

то, которое — в неделимом, Эту истину они не признают, да. Есть только ипостась хлеба, или чего угодно, а сущности, которая в неделимом, нету. Сон Будды. Есть только та, которая созерцается в роде, и ее превращение приведет к ликвидации всего хлеба на земле.

Именно так.
М.Яблоков / 23.05.2016, 12:49

78. Ответ на 74., Вячеслав Макарцев:

...А как быть с раскольниками, глаголемыми "старообрядцами"? Они ведь, наверное, те же слова на евхаристическом каноне произносят. Можно ли их назвать православными христианами и происходит ли у них пресуществление хлеба и вина? Думаю, нет, хотя они говорят "да"...На этот вопрос, по поводу ситуации с Евхаристией при незаконном священстве, ответил архиепископ Сергий (Спасский): «...У христиан, не имеющих законного священства, причащение не есть истинное причащение; ибо Св. Дары не могут быть преложены в тело и кровь Христовы незаконным епископом или священником, нерукоположенным законным епископом»(Архиепископ Сергий [Спасский]. Православное учение о почитании святых икон http://azbyka.ru/ote...ochitanii-ikon/18_2 ). Далее владыка Сергий уточняет, в примечании № 57, касаясь священнической благодати старообрядцев: «Старообрядцы весьма чтут иконы, но чудес от икон у них нет, ибо не имеют законного священства, а следовательно и Духа Святого не имеют» (Там же).

Аминь!
М.Е. / 23.05.2016, 12:29

77. Ответ на 71., М.Яблоков:

Как быть с мнимыми "старообрядцами"? Вне Церкви нет ни таинств, ни спасительной благодати, ни, следовательно, и спасения.

Аминь!
М.Е. / 23.05.2016, 12:26

76. Ответ на 73., М.Яблоков:

то, которое — в неделимом,

Эту истину они не признают, да. Есть только ипостась хлеба, или чего угодно, а сущности, которая в неделимом, нету. Сон Будды. Есть только та, которая созерцается в роде, и ее превращение приведет к ликвидации всего хлеба на земле.
vlad7 / 23.05.2016, 11:58

75. Ответ на 70., М.Е.:

...А как быть с раскольниками, глаголемыми "старообрядцами"? Они ведь, наверное, те же слова на евхаристическом каноне произносят. Можно ли их назвать православными христианами и происходит ли у них пресуществление хлеба и вина? Думаю, нет, хотя они говорят "да"...

На этот вопрос, по поводу ситуации с Евхаристией при незаконном священстве, ответил архиепископ Сергий (Спасский): «...У христиан, не имеющих законного священства, причащение не есть истинное причащение; ибо Св. Дары не могут быть преложены в тело и кровь Христовы незаконным епископом или священником, нерукоположенным законным епископом»(Архиепископ Сергий [Спасский]. Православное учение о почитании святых икон http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/pravoslavnoe-uchenie-o-pochitanii-ikon/18_2 ). Далее владыка Сергий уточняет, в примечании № 57, касаясь священнической благодати старообрядцев: «Старообрядцы весьма чтут иконы, но чудес от икон у них нет, ибо не имеют законного священства, а следовательно и Духа Святого не имеют» (Там же).

74. Владу:

Вот что оригенисты отвергают: "Итак, Бог Слово, воплотившись, воспринял не то естество, какое усматривается в чистом умозрении, ибо это было бы не воплощение, но обман и призрак воплощения, а равно (воспринял Он) и не то естество, какое созерцается в (целом) роде, ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества, но (Он воспринял) то, которое — в неделимом, тождественное с тем, которое — в роде. Ибо Он воспринял начаток нашего состава, — не такой, который сам по себе существовал бы и прежде назывался неделимым, и в таком виде был Им принят, но — (наше естество), которое получило бытие в Его ипостаси" http://goo.gl/h4dJYc
М.Яблоков / 23.05.2016, 11:00

73. Ответ на 68., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Тему можно закрыть.Согласен. Христос Воскресе!

Воистину воскресе Христос!
М.Яблоков / 23.05.2016, 10:54

72. Ответ на 70., М.Е.:

Как быть с мнимыми "старообрядцами"? Вне Церкви нет ни таинств, ни спасительной благодати, ни, следовательно, и спасения.
М.Яблоков / 23.05.2016, 10:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Чернышев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06