Едва успел я дать Евгению Чернышеву ответ на его сомнительные евхаристические рассуждения, как на РНЛ появилась гораздо более одиозная статья Сергея Абачиева на сию же тему под названием «В защиту профессора А.И. Осипова из-за опасности схоластического восприятия таинства Евхаристии».
Надо сказать, что г-н Абачиев ранее уже отметился на РНЛ, выступая с позиций эволюционной теории против библейского учения о происхождении мира. В своей последней статье г-н Абачиев пишет следующее: «Для нас, православных, Тайная Вечеря Спасителя - это ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. И на этом первом в истории Таинстве Царств Спаситель очевидным, опытно данным образом претворил в материализованую Вторую Ипостась Пресвятой Троицы внешние по отношению к Своему телу хлеб и вино».
Т.е. мы имеем дело с вульгаризированной формой раз двадцать опровергнутого мнения проф. А.И.Осипова о принятии хлеба и вина во Вторую Ипостась Пресвятой Троицы. В результате чего в ней оказываются не две, как учит Православие, а четыре природы: не только Божественная и человеческая, но еще также «хлеба и вина». Мнение явно нечестивое и нелепое. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь проф. Осипов этой своей ложной гипотезой пытается объяснить образ претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Хотя согласно догматическому учению Православной Церкви объяснить сей образ невозможно. Так, например, в «Послании восточных Патриархов», основанном на Деяниях Иерусалимского Собора 1672 г., подчеркнуто: «Образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню ... нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия». Последнее как раз сугубо и получается у С.Абачиева, когда он, да еще со свойственным ему своеумием, пытается повторять ложное и опровергнутое Церковью учение Осипова.
Однако, Абачиеву этого мало. Он пытается отрицать ту основную истину православного учения о Таинстве Евхаристии, что в нем хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христову. Так он пишет: «В нынешнем православном богословии есть серьёзная опасность схоластизации ключевых вопросов и проблем. Евхаристическое Таинство Царств - одна из центральных проблем такого рода. По сей день остаются популярными представления, согласно которым предельно духоносное вещество хлеба и вина Святого Причащения суть буквально Тело и Кровь Спасителя. Более того, такой буквализм с многочисленными апелляциями к Отцам Церкви полемически противопоставляется концепции А.И. Осипова».
И действительно, что там Абачиеву какие-то святые отцы Церкви со своим «буквализмом»; какие они «мелочь» против проф. Осипова! Правда, такими же «буквалистами» были и святые апостолы, которые также учили, что мы причащаемся истинных Тела и Крови Христовых (см., например, 1 Кор. 11: 23-34). Но до таких экзегетических «тонкостей» безграмотный в Св.Писании и Св.Предании С.Абачиев, по-видимому, еще не доспел... До этого он еще, к счастью, не додумался, а то бы критиковал и апостолов!
Между тем, самым первым таким «буквалистом» был Сам Господь наш Иисус Христос, сказавший: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51). Причем, святой апостол Иоанн Богослов так построил этот, скажем так, пересказ учения Самого Спасителя о таинстве Евхаристии, чтобы полностью исключить какие-либо иные, не буквальные истолкования Его слов.
Ведь когда именно так, буквально понимая сии слова, «иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою?» (Ин. 6:52), - то Господь не разубедил их в сем, указывая, что Его слова не надо понимать буквально. Но, наоборот, далее Он говорит о сем, по мнению Абачиева «буквализме», еще сильнее и яснее: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:58).
Так кому же нам, причастникам св.Таин (коих особенно много в Страстную седмицу) верить?! Господу нашему Иисусу Христу или г-ну Абачиеву?! Наверное, всем понятно, кому!!! А появление такой статьи С.Абачиева на этой седмице, да еще накануне Великого Четверга, когда воспоминается установление Господом на Тайной Вечери Таинства Евхаристии, нельзя расценивать иначе, как страстное искушение!
16. Ответ на 15., Kiram:
15. Ответ на 12., Логик-методолог:
14. Ответ на 11., М.Яблоков:
13. Ответ на 8., Логик-методолог:
12. Ответ на 10., Kiram:
11. Ответ на 9., Логик-методолог:
10. Ответ на 5., Логик-методолог:
9. Ответ на 7., М.Яблоков :
8. Ответ на 6., vlad7 :
7. Ответ на 5., Логик-методолог :