В своей статье «В защиту профессора А.И.Осипова из-за опасности магического восприятия таїнства Евхаристии», опубликованной на РНЛ, Е.Чернышев пишет следующее: «По мнению проф. А.И.Осипова, термин «пресуществление» неверен, а это, как подробно излагает (Синодальная) Комиссия, недопустимо. «На Константинопольском Соборе 1591 г. было подтверждено учение о сущностном преложении Св. Даров, и термин «пресуществление» был объявлен идентичным термину «преложение». Решения Константинопольского Собора были приняты в Русской Церкви Патриархом Адрианом. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного», - заключает Комиссия». «Насколько помню из выступлений Алексея Ильича,- утверждает Чернышев, - он действительно возражает против того, что сущность хлеба и вина превращается в сущность Тела и Крови Христа, поскольку Его материальное Тело состояло из тех же элементов, как и все остальные тела. Он возражает не против самого факта, что мы причащаемся істинного Тела и истинной Крови Спасителя, что он многократно подчеркивает, а против того, что в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую, что следует из термина «пресуществление».
В связи с этими высказываниями можно дать следующий совет Евгению Чернышеву: при рассуждениях о православных догматах советуем Вам читать не только сочинения проф. А.И.Осипова или слушать его лекции, но и знакомиться с другими источниками. В частности, в данном конкретном случае Вам бы следовало более внимательно прочитать заключение Синодальной библейско-богословской комиссии, на которое Вы сами ссылаетесь. Тогда бы Вы узнали, что:
Во-первых, «в период полемики с протестантизмом Православной Церковью было соборно прийнято употребление термина "пресуществление". Это произошло на Иерусалимском Соборе 1672 г. и Константинопольском Соборе1691 г. В частности, последний Собор подвергает противников термина "пресуществление" самым строгим каноническим прещениям; решения Собора были реципированы Русской Православной Церковью и включены в Догматическое послание Патриарха Московского и всея Руси Адриана. С этого времени термин "пресуществление" становится обычным в православной евхаристологии».
Таким образом, термин «пресуществление» не просто принят Патриархом Адрианом, а был реципирован Русской Православной Церковью. А это значит, что допустимость его употребления является учением нашей Церкви. Теперь сравните учение Православной Церкви, которая непогрешима, с, как Вы совершенно правильно пишите, мнением; мнением человека, который может погрешать! И кто же из них прав?! Непогрешимая Церковь или проф. Осипов?!
Во-вторых, в Заключении Синодальной комиссии специально для Вас сказано: «Употребление в православном богослови термина "пресуществление" не является попыткой раціонально объяснить тайну Евхаристии. В "Послании восточных Патриархов", основанном на Деяниях Иерусалимского Собора 1672 г., подчеркнуто: "Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия; но [этим словом] показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного, и не случайная какая-либо принадлежность хлеба и вина прелагается в случайную принадлежность Тела и Крови Христовой, каким-либо изменением или смешением, но, как выше сказано, истинно, действительно и существенно хлеб бывает самим истинным Телом Господним, а вино - самой Кровью Господней" (Догматические послания православних иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 180-181).
Таким образом, Евгений, как видите, Ваше и проф.Осипова возражение «против того, что в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую, что, якобы,следует из термина пресуществление», - совершенно неосновательно. Ибо согласно православному учению о сем термине: «Словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие когут бать следствием только безумия и нечестия».
Поэтому говоря о пресуществлении св. Даров, мы имеем в виду отнюдь не превращение одной сущности в другую (тем более, - магическое, что вообще крайне нечестиво). А лишь исповедуем ту общеизвестную православным истину нашей веры, что до слов священника: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь», - на св.престоле были хлеб и вино; после же сих слов на нем уже истинные Тело и Кровь Христовы. Или, как сказано в Догматическом послании православных иерархов: «Истинно, действительно и существенно хлеб бывает самим истинным Телом Господним, а вино - самой Кровью Господней"! Таким образом термином «пресуществление» мы исповедуем лишь это, и не более того!!! Образ же преложения или пресуществления св. Даров нам неизвестен, и пытаться его узнать православие нам воспрещает.
Когда же Вы нарушаете этот запрет и начинаете фантазировать на тему ложного, не православного истолкования термина «пресуществление»: якобы, как Вы говорите, из него следует, что «в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую», - вы как раз пытаетесь дать образ преложения св. Даров. Хотя, еще раз повторю православное учение: «Образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие когут бать следствием только безумия и нечестия». Под кое соборное прещение Церкви Вы и попадаете.
Замечу, что все эти догматические истины особенно актуальны в преддверии Великого Четверга, когда будет вспоминаться установление Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери Таинства Евхаристии. Весьма желательно, чтобы в этот, да и во все другие дни, мы, верные чада Православной Церкви, участвовали в сем Таинстве не только с чистой совестью, но и с православным исповеданием веры, которое содержит наша Православная Церковь, - особенно относительно самого Таинства Евхаристии!
23. Ответ на 22., Lucia:
22. М.Яблоков:
21. 20.владу7.
20. Ответ на 16., Писарь:
19. 18.М.Яблокову.
18. Ответ на 17., Писарь:
17. 11.М.Яблокову.
16. 10.vIad7.
15. Ответ на 14., vlad7:
14. Ответ на 12., боец: