Русская провинция как Ноев ковчег

В поисках народного идеала будущего жизнеустройства

Новости Москвы 
0
756
Время на чтение 6 минут

Детально и подробно говорить об альтернативе нынешнему потребительскому обществу затруднительно, так как народный идеал будущего жизнеустройства ещё только формируется. Однако можно попытаться охарактеризовать одну из главных черт этого жизнеустройства, без которой невозможно хоть сколько-нибудь продолжительное существование России и мира в целом.

Очевидно, что в обществе будущего должно установиться новое равновесие между городом и селом. Существующая модель, когда большая часть населения живет в больших городах, нежизнеспособна. Современный мегаполис, задающий ритм и образ жизни для всего населения, в том числе живущего в малых городах и сёлах, ведет к всеобщей деградации. Опыт последних десятилетий показывает, что мегаполис в демографическом отношении в буквальном смысле бесплоден, он не воспроизводит население, не даёт новой жизни.

Современный мегаполис нежизнеспособен и с экономической точки зрения. Он производит и потребляет массу ненужных и - очень часто - вредных услуг и товаров, не задумываясь о последствиях. Это экономика лишних вещей, сверхкомфорта и сверхпотребления, экономика «одноразовой» цивилизации. Более того, экономика мегаполисов, которая определяет экономическую жизнь Запада в целом, абсолютно нерентабельна и неэффективна, доказательством чего служат громадные долги всех стран, входящих в пресловутый «золотой миллиард». Это экономика банкротов, живущих в долг, жадных, безумных эгоистов, проедающих будущее своих потомков. А управляющие западной экономикой топ-менеджеры, чью деятельность нам ставят в пример, профнепригодны, так как вся их «креативная» работа заключается только в том, что они из года в год увеличивают алчность потребителей, забрасывая в их пасть всё новые товары и услуги.

Кроме того, мегаполис представляет перманентную опасность для нормального функционирования государства. Современные города создают идеальную среду для формирования человека с психологией самовлюбленного иждивенца и эгоиста, начисто оторванного от национальной почвы, лишённого сопричастности с родной историей и природой, чьи устремления полностью совпадают с устремлениями «гражданского общества» древнего Рима, требовавшего «хлеба и зрелищ». В мегаполисе народ превращается в толпу, то  есть в самое низшее состояние человека. Громадная масса людей, в основе своей космополитическая и падкая на популистские обещания сладкой жизни «как за границей», становится лёгкой добычей для внешнего манипулирования. Другими словами, мегаполис создаёт оптимальные условия для так называемых «цветных революций». Всё это чрезвычайно ослабляет государственную власть, делает её заложницей сиюминутных, эгоистических требований толпы.

Действуя как самодовлеющая неуправляемая сила, развиваясь по собственным законам, которые не считаются с человеческими возможностями и потребностями, мегаполис ведёт сугубо паразитический образ жизни: высасывает из провинции людские и природные ресурсы, а взамен оставляет искалеченные души и изуродованную, отравленную природу. С каждым годом увеличивается армия неудачников (лузеров), не нашедших сил выдержать страшное давление бесчеловечной в своей основе техноцивилизации. Так город-сад, воспетый Маяковским, постепенно превратился в город-ад, город жизни - в город смерти. Нынешние мегаполисы правильнее было бы называть некрополисами (любопытно, что на Западе появляется всё больше игр и фильмов, в которых изображается уничтожение/вырождение городов или их посмертная жизнь с участием иных существ: монстров, вампиров, инопланетян).

Продолжающаяся во всём мире политика переселения сельских жителей в новые города-миллионники (которая особенно активно проводится в Китае, Индии, странах Латинской Америки) крайне недальновидная, так как она приводит к деградации и государства, и общества. Такая политика выгодна только власти ТНК, для которых мегаполис - это идеальный рынок сбыта для своих - большей частью ненужных - товаров и услуг.

Особенно уродливо развиваются столицы, чья площадь может достигать несколько тысяч (!) квадратных километров (то есть площадь небольшой страны), а население - больше 10 миллионов человек. К сожалению, Россия в этом отношении отличается не в лучшую сторону: так называемая «Большая Москва», окончательно выплеснувшаяся за МКАД, занимает 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира по площади (2510 кв. км; чуть меньше территории Люксембурга) и примерно 10-е место по численности населения (12,2 млн. чел.). ВXX веке Москва, как чёрная дыра, засасывала деревни Подмосковья и соседних областей, нынешняя «Большая Москва» уже начнёт пожирать города.

Если человечество собирается продолжить своё пребывание на Земле, оно должно строить свою политику, исходя из аксиомы, что село - единственный возобновляемый источник здоровых народных сил (примечательно, что даже такой убеждённый «антифеодалист», как К. Маркс считал деревню «резервным фондом для возрождения жизненной силы нации»). Рассредоточение населения, развитие сёл и малых городов является приоритетной задачей для любого государства в ближайшие десятилетия.

Глядя на современную - фактически исчезнувшую - российскую деревню, трудно питать надежду на её возрождение. Но есть нечто, побуждающее не падать духом и не опускать руки. По словам священника Виктора Салтыкова, живущего в глухом селе Ивановской области, русская деревня сегодня являет собой своеобразные мощи, которые способны творить чудеса. Этот проникновенный, трагически-прекрасный образ перекликается с размышлениями Михаила Меньшикова, высказанными ещё в 1899 году, в небольшой, но чрезвычайно глубокой статье «Кончина века»: «Мне кажется, спасительный переворот, если суждено нам пережить его, произойдет - как всегда - таинственно и незримо, в глубине душ, подобно зреющему плоду<...>Богатый, пышный, роскошный, кровожадный, исступленный мир может вдруг потерять свою прелесть, и снова людей живого духа потянет вон из городов, вон из толпы, к вечной тишине природы, к уединению, к свободе. Тогда среди развалин деревень, среди заглохших полей снова раздадутся счастливые молитвы вновь обретенному Отцу миров<...>Иного спасительного пути я не вижу».

В самом деле, нельзя не ощущать, как сегодня «таинственно и незримо» зреет в народной глубине «спасительный переворот», приготовляющий добровольное возвращение в провинцию. Важно, чтобы это долгожданное возвращение людей на свою малую родину всячески - и материально, и идеологически - поддерживалось государством, так как понятно, что самостоятельно справиться с деревенскими проблемами городской обыватель не сможет.

Впрочем, есть уже немало примеров, когда люди разных возрастов и профессий, не дожидаясь государственной помощи, переселяются из городов в сельскую местность. Самый известный и, пожалуй, самый символичный - Герман Стерлигов, который в 1990-е годы начинал как успешный и продвинутый бизнесмен (организовал первую в России товарную биржу), а в 2000-е вдруг бросил своё дело, бросил город и переехал с семьёй в дальнюю подмосковную деревню, чтобы заниматься там фермерским хозяйством. Можно не разделять некоторые радикально-консервативные  взгляды Стерлигова (которые являются прямой реакцией на радикализм современной либеральной идеологии), но общий вектор его нынешней деятельности, направленный на пропаганду сельского и экологического  образа жизни, заслуживает всяческого внимания и уважения.

Примечательно, что приезжие поселенцы создают в умирающих сёлах и деревнях новые очаги жизни, которые могут быть разными по форме. Приведу известные мне лично примеры таких «селообразующих» очагов. Это школа в селе Ивановском (Ярославская обл.), которой руководит Владимир Мартышин, это православный приход в селе Жарки (Ивановская обл.), где служит священник Виктор Салтыков, это крестьянское хозяйство пасечника Василия Коренькова в деревне Ключи (Рязанская обл.) и в этой же деревне охотничье хозяйство Ивана Пучкова, это сельхозкооператив в селе Галкинское (Свердловская обл.), возглавляемый Василием Мельниченко.

Конечно, все эти люди являются волевыми, сильными личностями или, как сказал бы Лев Гумилёв, пассионариями, и очень немногие среди городского населения способны без посторонней помощи решиться на подобный шаг. Но важно понимать, что в их судьбе воплотился ход истории, который в ближайшем будущем так или иначе коснётся всех.   

И последнее. Русская провинция, не имеющая себе равных по территории,по первозданности природы (даже несмотря на её варварское покорение и потребление в индустриальную и постиндустриальную эпохи), сама по себеявляется огромной ценностью для всего мира, ценностью, решительно перевешивающей все современные материальные ценности вместе взятые - нефть, газ, электроэнергию, нанотехнологии.Она всё ещё таит в себе священный дар самозарождения человеческого бытия.Русская деревня есть необъятный заповедник или, по словам священника Виктора Салтыкова, Ноев ковчег, где двери пока открыты для всех и где может найти приют и спасение душа современного человека.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Русская провинция как Ноев ковчег

Специальный репортаж "Наследницы" https://youtu.be/wEBbQ9JmWns
зиф / 23.12.2015, 17:57

4. Ответ на 3., зиф:

И Вам спасибо за добрые слова.
Алёша / 22.12.2015, 00:49

3. Ответ на 2., Алёша:

Спасибо за теплые слова о нашей милой Родине. Будем молиться и делать что-то для нее, хотя бы на воробышкину долю. Душа России складывается из душ наших, сбережем это главное в чистоте и верности, Господь управит, по молитвам воздаст.
зиф / 21.12.2015, 16:37

2. Re: Мой старый стишок на эту тему

Закрылись двери сельских школ, Ушли в небытие деревни... Что за погром произошёл, Там где народ мой жил издревле? Какая страшная беда Нависла над моей землёю? Какая чёрная орда Прошлась по Родине войною? А имя ей - капитализм - Безбожная, чужая сила, Чей омерзительный девиз: Чтоб жадность прибыль приносила. Ей безразличен человек - Он лишь ресурс для бизнесмена. Уклад, что шёл за веком век, Изломан, а ему на смену Пришла гнилая карусель, Похабное, дрянное действо, Где ладной жизни нет совсем, Где правят ложь, цинизм, злодейство. Где всех сгоняют в города Вариться в гибельном бульоне, Чтобы никто и никогда Про землю-мать уже не вспомнил. Ликует чёрная орда... И давит грудь тисками боли: Когда уйдёт эта беда? Доколе ждать ещё? Доколе? Когда он написался, всё же ещё думалось, что ситуация поправима. Теперь же мне всё больше и больше кажется, что ответом на вопрос "Доколе?" является "Никогда".
Алёша / 21.12.2015, 15:58

1. Re: Русская провинция как Ноев ковчег

Давным-давно перезревшая уже проблема. Самый ключевой вопрос из всех ключевых вопросов, который в упор не видят наши великие реформаторы, тем самым, выводя себя за черту адекватности и профпригодности. Но разговор этот очень большой...
Берест / 21.12.2015, 11:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Владимирович Колодяжный
Все статьи Илья Владимирович Колодяжный
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26