Постиндустриальный «кнопочный» труд: без радости и смысла

Илья Колодяжный 
0
24.09.2016 628

Современный труд постиндустриальной эпохи - большей частью «кнопочный» (и на производстве, и в офисе), связанный с контролем или управлением автоматических и полуавтоматических систем и устройств (различные промышленные автоматические системы, станки с программным обеспечением, автомобили, кассовые аппараты, компьютеры, гаджеты и т.д.). По сравнению с трудом индустриальной эпохи современный труд стал ещё более однообразным, пассивным, отчуждённым и обезличенным.Увы, такова обратная сторона нынешней денежной техноцивилизации, которая в погоне за прибылью готова полностью устранить из производственных отношений такой затратный, неэффективный, строптивый, требующий разных прав и свобод «компонент», как человек.

Постиндустриальный труд, труд операторов и контролёров, окончательно закрепляющий положение человека при машине, обезволивает, обессмысливает человеческую деятельность. При этом утрачивается понимание труда как напряжённого творческого акта; трудовая деятельность всё больше ассоциируется с комфортным времяпрепровождением, не требующим значительного физического и умственного усилия, что, по сути, является подменой, имитацией труда (выморочные инсталляции и перфомансы - наглядный пример подобной имитации в сфере искусства). Таким образом, кописанной К.Марксом и Э.Фроммом проблеме отчужденного труда добавилась проблема отсутствия самого труда.Миллионы людей обречены на бесполезный, праздный труд, не зная толком, чем занять свои руки и голову. Таким образом, человек лишается активного волевого отношения к жизни и, если смотреть шире, самоустраняется из человеческой истории, то есть переходит в постчеловеческое, постисторическое состояние.

Очевидно, что постиндустриальной труд не может приносить подлинную радость и удовлетворение, которые приносит традиционный труд. С другой стороны, люди, отвыкшие от напряжённой работы, воспринимают её как досадную неприятность, которую следует всячески избегать. В этом смысле, В итоге постиндустриальный человек получает суррогатное самоудовлетворение не от труда, а от его комфортности, не от плодов труда, а от денежного вознаграждения. Комфорт и банкомат - вот главные «центры удовольствий» современного обывателя.

Кроме того, постоянное общение с техникой, а также психологический перенос утилитарных отношений «человек-техника» на отношения «человек-человек» ведёт к отчуждению, разъединению людей. Искусственная среда, определяющая современный образ жизни, формирует искусственные отношения между людьми, оказавшиеся деструктивными. Социологи, эти новоявленные жрецы человечества, ещё недавно восторженно пропагандировавшие достижения рационально построенного гигантского «человейника», сегодня вынуждены констатировать его стремительную и всеобщую деградацию. Любопытно, что художественная литература Запада (начиная с романтиков) задолго до запоздалых прозрений социологов писала об уродствах человеческих отношений в новом искусственном социуме.

Чтобы не допустить обессмысливания человеческой деятельности, а также распада человеческих связей, требуется хотя бы частичное сохранение традиционного труда, в своей основе ручного, целостного, разнообразного, непосредственно соприкасающегося с другими людьми и природой (вспомним, что главной «машиной» или «автоматом» русского крестьянина было такое благородное животное, как лошадь). Стоит внимательно прислушаться к размышлениям основателя крестьянской общиныАлександра Любимова (Иркутская обл.), который считает крестьянский труд, крестьянский образ жизни корнем человеческого бытия, самым простым и в то же время самым надежным способом обрести полноту и совершенство внутреннего мира человека.

К сожалению, общемировая тенденция в сфере сельского труда идет в направлении полной автоматизации. Повсеместное насаждение крупных, городского типа агрофирм неизбежно приведет к окончательному исчезновению традиционного сельского образа жизни, а значит, к угасанию человека, как активного творящего существа. Логика апологетов рыночных отношений такова: раз деревня не приносит прибыли, как агрохолдинг, то она вследствие неконкурентоспособности подлежит ликвидации. Кроме того, корпорациям, в том числе агрокорпорациям, очень не нравится тот факт, что традиционная деревня слабо вовлечена в общемировой товарный и денежный оборот, и к тому же является конкурентом в производстве сельхозпродукции (гораздо более полезной и вкусной) и некоторых предметов быта (имеются в виду ремесленные изделия, гораздо более оригинальные и привлекательные, чем заводская штамповка). Отсюда нарастающие с каждым годом различные ограничения - под видом заботы о безопасности потребителей - на продажу продукции крестьянских хозяйств, отсюда непрекращающаяся попытка объявить традиционную деревню и труд пережитками прошлого.

Действительно, деревня в лице крестьянско-фермерских хозяйств не может соревноваться с большими агропредприятиями, но ведь она и не должна соревноваться, так как современное назначение деревни состоит не в извлечении прибыли (как известно, сельское хозяйство в России, что называется, по определению не может являться высокодоходной отраслью) и даже не в обеспечении продовольствием мегаполисов (с этим сегодня неплохо справляются агрохолдинги), а в сохранении и воспроизводстве здоровых сил нации. Понятно, что нынешняя деревня не имеет возможности жить натуральным хозяйством, на самообеспечении, и нуждается в серьезной государственной поддержке в той же мере, что и другие стратегические отрасли, такие как образование, наука, культура, армия, медицина.

Первые шаги в этом направлении государством уже сделаны, например, право использовать материнский капитал для приобретения жилого дома в сельской местности, бесплатное предоставление гектара земли на Дальнем Востоке, различные программы поддержки начинающих фермеров и т.д.Эти шаги, пусть пока робкие и половинчатые, отвечают сегодняшнему стремлениюмногих людей иметь достойную альтернативу постиндустриальному труду. При этом речь идет не о том, чтобы снова сделать Россию аграрной страной, а о том, чтобы вновь обрести утерянные в погоне за комфортом радость и смысл жизни.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Постиндустриальный «кнопочный» труд: без радости и смысла

как известно, сельское хозяйство в России, что называется, по определению не может являться высокодоходной отраслью (с) Глупость :) самый плодородный чернозем в мире - это наш, воронежский.
рудовский / 03.10.2016 15:07

1. Re: Постиндустриальный «кнопочный» труд: без радости и смысла

Постиндустриальный труд является естественным продолжением труда индустриального. Автор в своём критическом настрое, конечно, прав, но настоящий труд - он доиндустриальный. Конвейер и индустриализация - это синонимы. Но автор прав и в том, что настоящий труд - тяжёл. Осмысленен, но тяжёл. Кто будет делать что-то сам, если есть возможность доверить это роботу. Автор-то сам будет делать? М.б. автор сам руками стирает себе рубашки? Или он всё-таки закладывает их в стиральную машину? А призывы к возрождению деревни всегда умиляют. Обычно их артикулируют горожане. Автор сам занимается "воспроизводством здоровых сил нации"? Полол ли он хоть раз клубнику, доил ли корову, чистил ли курятник, не говоря уже про клозет...
Андрей Карпов / 25.09.2016 12:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Илья Колодяжный
Все статьи Илья Колодяжный
Последние комментарии
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 23:10
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от Кирилл Д.
24.10.2021 23:03
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:02
Русский исполин
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:00
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 22:49
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 20:52