Евразийство и европоцентризм: два типа взаимоотношений народов

Александр Сергеевич Пушкин 
0
725
Время на чтение 6 минут

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...

Фёдор Тютчев

Почему именно России принадлежит инициатива в борьбе с нынешним несправедливым миропорядком, а не, к примеру, Китаю или Индии, которые, с одной стороны, сегодня превосходят нас в экономической мощи и человеческих ресурсах, а с другой стороны, в большей степени, чем мы, обладают крестьянским, антипотребительским сознанием (процесс урбанизации и индустриализации начался в этих странах на 20-30 лет позже, чем в России). Как представляется, дело здесь во многом состоит в различии национальных менталитетов. Присущие русскому народу всечеловечность и всемирная отзывчивость, о которых так глубоко и проникновенно говорил Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 года, а также жажда всеобщей справедливости побуждают нас первыми вступить в жестокое противостояние с диктатурой мирового капитала.

Стоит подчеркнуть, что эти чертырусского национального характера, составляющие его сущность, легли в основание такого уникального, многонационального пространства, как субконтинент Евразия, что, в свою очередь, дало право русскому народу называться евразийским. В.Кожинов, считавший учение евразийцев наиболее плодотворным в деле постижения российской историии опубликовавший в 1981 году своеобразное продолжение Пушкинской речи Достоевского (программная статья «И назовет меня всяк сущий в ней язык ...»), писал, что «евразийским народом является именно и только русский народ; остальные населяющие Россию народы - это в основе своей либо европейские, либо азиатские народы, обретающие евразийские черты лишь в «магнитном поле» России. И если они оказываются за пределами этого поля, они утрачивают евразийский характер и постепенно превращаются в собственно европейские или же азиатские».

Естественно, что идеология евразийства, позволяющая объединяться десяткам народам в единое могучее целое, идёт вразрез с экспансионистскими интересами глобальной власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что евразийство подвергается всяческой дискредитации. В качестве примера можно назвать книгу «Национальная идентичность: Постижение смысла» (2009), написанную будто бы по заказу внешнеполитического ведомства США(её автор С.Кортунов - родной брат А.Кортунова, руководителя фонда «Новая Евразия», являющегося дочерней организацией американского фонда «Евразия»), где из множества упоминаемых политико-идеологических доктрин только евразийство удостоилось специального рассмотрения и многостраничной критики (надо признать, довольно умной и тонкой).

Параллельно с этой дискредитацией наши «партнёры» с большим прилежанием и энергией разъединяли (и до сих пор разъединяют) народы Евразии, не допуская у них самой мысли о возможности воссоединения. Таким образом, американская политика в отношении нас была не просто антироссийская, а именно антиевразийская, где главный акцент делался на насаждении национализма и русофобии в бывших советских республиках и раздувании русского национализма в России (дабы лишить евразийское пространство цементирующей, связующей основы).

К сожалению, для некоторых наших патриотов славянофильского, точнее, русофильского направления (и для большинства либералов) концепция евразийства, занимающая, несомненно, стержневое место в отечественной историософии, до сих пор является объектом для нападок и раздраженной критики. Им кажется, что в евразийстве есть некое ущемление прав/интересов русского народа и даже угроза его растворения среди других народов и последующей гибели (либералы обличают евразийцев за их якобы воинственную «имперскость» и стремлению к изоляционизму). Не углубляясь в полемику, можно сказать здесь, что, во-первых, за 1200 лет своего «евразийского» существования русские не растворились и исчезать в обозримом будущем не собираются (по крайней мере, нынешняя демографическая ситуация в России выглядит лучше, чем во многих других постиндустриальных странах), во-вторых, последовательный противник евразийства должен отвергать всечеловечность, как черту русского народа (с такой силой и мощью воплотившуюся в русской литературе), то есть по существу отрицать национальное своеобразие и самобытность, за утверждение которых вроде бы борются славянофилы. В этой связи курьёзно смотрятся отрицающие евразийство радикальные западники-либералы, которые, по сути, являются русскими людьми в своём крайнем проявлении, когда чрезмерное увлечение «всемирной отзывчивостью» оборачивается слепым поклонением Западу и - с другой стороны - слепым же самобичеванием и поношением России.

Вполне естественно, что в евразийстве, как и в любом другом течении общественной мысли, имеются представители с экстраординарными взглядами (к примеру, А.Дугин, евразийство которого являет собой причудливую и противоречивую смесь из европейских национал-консервативных доктрин, мистицизма и арийской мифологии, или последователи Л.Гумилёва, положительно оценивающие и превозносящие только «азийское» начало), однако судить то или иное духовное направление следует не по крайностям, а по тому, что находится, так сказать, в его «сердцевине».

Собственно, евразийство не нуждается в специальной защите и «оправдании»: оно не является чьим-то вымыслом (пусть и оригинальным), а объективно выражает установившийся с самого рождения Руси-России тип отношений с другими народами, который можно определить как равноправный и - в идеале - братский диалог. В этом смысле евразийство противостоит европоцентризму - господствующей на Западе и освящённой именем Гегеля историософской концепции, отражающей монологический тип отношений, согласно которому окружающий мир был бесправным «объектом» приложения сил западной цивилизации. Данный тип отношений, обусловивший героически-завоевательный характер западной истории, при нынешнем количестве и возможностях современного оружия нуждается в мощном противовесе. И мы видим, как Россия, едва придя в себя после очередной смуты, с большим успехом начала восстанавливать нарушившийся после 1991 года равновесие сил, занимаясь своим привычным, «всечеловечным» делом - установлением мира на планете, исходя из своего идеала справедливости и братских отношений между народами.

Данная внешнеполитическая деятельность, в основе своей бескорыстная (в отличие от западных стран), не является личной прихотью нашего руководства, в ней воплощается воля всего народа. Доказательством тому служит беспрецедентная поддержка, которую оказывает население в последние несколько лет президентскому курсу. Эта поддержка доказывает и другой тезис: у русских отсутствует национальный эгоизм (о чём говорил ещё П.Чаадаев). Мы готовы пожертвовать собственным благополучием, собственными интересами (в том числе, материальными) ради общего дела и общих интересов (хотя, конечно, среди русских найдутся и те, кто посчитает такое самопожертвование неоправданным и даже вредным). Если бы было наоборот (то есть русские в первую очередь преследовали свой корыстный интерес, как например, западные народы), то самый высокий рейтинг президента должен был наблюдаться в «тучные» 2000-е годы, время существенного роста благосостояния населения, а вовсе не сейчас, когда жизнь заметно подорожала.

В самом деле, для русского человека гораздо привлекательнее и важнее ощущать вокруг себя торжество гармонии, истины и справедливости, и, соответственно, прилагать усилия для их утверждения, нежели педантично благоустраивать свою жизнь, руководствуясь частным интересом. Именно поэтому можно с большой вероятностью ожидать в ближайшем будущем от России такой же блестящей внешней политики и такой же - менее блестящей - внутренней. Вероятно, этот дисбаланс в российской политике вызовет у многих наших граждан, воспитанных в последние десятилетия в духе индивидуализма и потребления, вполне объяснимое негодование, которое, однако, по зрелом размышлении, следует отнести к проявлению юношеского максимализма, поскольку наивно требовать от страны одинаковой увлечённости и напряжённости в таких противоположных областях, как труд на всеобщее благо и труд на самого себя.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Евразийство и европоцентризм: два типа взаимоотношений народов

Для начала нужно понять откуда и почему евразийство и европоцентризм. Истоки и причины этих феноменов. Для этого нам волей неволей придётся обратиться к этногенезу. Ведь это он определяющий в связке этногенез - история. Итак. 1. Человечество развивается через два сопряжённых процесса: этногенез и историю. В ходе развития возникла этносфера людей, которая в последние несколько тысячелетий суперэтнизирует- ся. Параллельно происходит социально-экономическая глобализация. В итоге к началу 21 века сложились десять этно- генетических полей, основ будущего многополярного мира. Впрочем, почему будущего? Он уже структурируется через БРИКС. 2. Русско-евразийское этногенетическое пространство Северной Евразии в границах Российской Империи одно из десяти. Почему "русско-евразийское" или, например, не "советское" или "постсоветское"? Русско-евразийское наиболее корректно и полно отражает этногенетические и социально-экономические процессы в Северной Евразии. Русский этнос возник при контакте, смешении и взаимной ассимиляции нескольких разнородных в прямом смысле племён на севере Восточной Европы в межозёрье Ильмень - Чудское - Ладожское - Белое. Его этногенетической матрицей стали местные племена финно-угров, активное участие приняли пришедшие с юга и запада славянские племена, балты и алтайские тюркоязычные племена. Ведущим и титульным этносом в силу высокой на тот момент пассионарности становится германское племя скандинав- ского происхождения РУСЬ. В 882 году их сборная дружина двинулась на юг, захватила городок Киев, определило его как столицу - "матерь городов русских" и приняла общий для всех этноним РУСЬ. Языком общения избран язык славян. С этого времени русь расширяет территорию обитания до Карпат на Западе, Волги на востоке, Чёрного моря на юге за счёт близкородственных племён. Формируется этногенетическое русское поле, уникальное в своём роде. Закладываются основы государственности русской. Первый период русского этногенеза заканчивается этногенетической бифуркаций, временным распадом русского этноса на несколько частей в границах древнерусских княжеств. Нашествие монголо-татар положило начало второму периоду, разделению русского пространства на три основных части - восточную, юго-западную, северо-западную (Русь Великую, Малую, Белую). Соответственно на этих территориях формируются основные русские субэтносы - великороссов, малороссов, белороссов. Их различия имели в основе смешение с разными народами. На востоке русские смешивались с народами уральскими и татарами Золотой Орды. На юго-западе с татарами крымскими, поляками, волохами, венграми и прочими. На северо-западе с литвой, пруссами, ятвягами и пр. Второй период русского этногенеза заканчивается объединением большей части исконно русских земель в едином государстве Россия. Русские выходят за границы местообитания на юг в Дикое поле и на восток за Волгу. В начале 17 века последовала очередная бифуркация - Русская Смута. Третий период начался успокоением в обществе, имперскими амбициями. Русские расширяют территорию обитания до максимально возможного на всю Северную Евразию. Включая в общий этногенез десятки народов Поволжья, Прибалтики, Сибири, Кавказа, Средней Азии. Это и называется суперэтнизацией когда моноэтничное этногенетическое поле русского этноса расширяется за счёт других народов. Тем самым формируется поле суперэтнического характера в котором русские ведущий и титульный этнос, народы С. Евразии этногенетическая матрица. Осознание этого факта начинается в 19 веке, при ускорении и усложнении русско-евразийского этногенеза. Наиболее близко к теме подошёл Данилевский. Затем продолжили евразийцы зарубежья, Лев Николаевич Гумилёв. 3. Что же произошло в конце 20 века и начале 21-го? Русский этнос перешёл в период старения, распада общего этногенетического поля на русское, украинское, белорусское. Распалось и суперэтническое поле на полтора десятка отдельных в границах постсовет -ских государств. И дело тут вовсе не в менталитетах, не в борьбе с "диктатурой мирового капитала". Идут закономерные этногенетические процессы в сопровождении социально-экономических трансформаций от единого государства к нескольким. Тем временем в этносфере сформировались десять этногенетических полей суперэтнического характера - полюсов многополярного мира. Разворачивается борьба двух идей: однополярного мира с США во главе и остальным евро-атлантическим сообществом в качестве вассалов; и многополярного мира из всех остальных с Россией во главе и равноправными отношениями. Почему так получилось, что Россия возглавила движение? Ответ прост: в силу этногенетической зрелости системы, накопленного культурного и духовного потенциала. Остальные в разной степени этногенетической и социально-экономической интеграции. Китайцы и арабы вошли в период зрелости и имперских амбиций с последующим расширением территории и включением новых народов в общий этногенез. Примеров китайской экспансии достаточно - экономическая, культурная, геополитическая. Арабы тоже не дремлют, мигрируя в Европу. Европейцы на пороге больших перемен, смены этногенетической матрицы - западной индоевропейской, а также индоевропейского анропологического типа, культурно-духовного кода. Индийское пространство в периоде начальной интеграции. Как и австрало-островное, индокитайское, африканское, южно-американское, североамериканское. Наше евразийство обосновано не только этногенетически через смешение русских с народами С. Евразии, взаимной ассимиляции. Но и исторически, мы прошли путь от простого этнического до суперэтнического в границах единого государства Россия, Российская Империя. А также географически, геоэкономически, геополитически. Всякая попытка русской узкой национализации ведёт к обособлению, потере контактов с североевразийской этногенетической матрицей, замыканию в границах Руси Московской от 15 века и последующего закабаления европейцами. Евразийство же помогает нам русским осознать свою роль в Северной Евразии, в русско-евразийском этногенезе. Потому что с распадом СССР началась реинтеграция постсоветских государств в ЕАЭС. Что является дальнейшей этногенетической реинтеграцией. Эпицентр русского, русско-евразийского этногенеза смещается из Волго-Окского региона на Южный Урал с цетром геополитическим в Екатеринбурге. С центром духовным в месте убиения Царской Семьи. Когда русское по линии евразийских степей от Днепра до Амура будет уравновешиваться евразийским по меридиану татарско-уральским на севере и казахско-среднеазиатским на юге. Своеобразный русско-евразийский этногенетический крест. "Евразийство - философия предвосхищения" - http://evrazia.org/article/1547
Абазинский / 14.01.2017, 08:20

1. Благодарю автора за прекрасную статью

Рыбин / 13.01.2017, 22:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Владимирович Колодяжный
Все статьи Илья Владимирович Колодяжный
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2024
Подросткам – о Пушкине. (О книге Светланы Замлеловой)
"Русский гений. Биографическая повесть о Пушкине"
29.06.2024
Украина для США – «золотой рудник»
Американское «золото» будет бороться за свою победу до конца
20.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
23.07.2024 17:01
Русская история едина
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 15:55
«География не важна в делах Духа»
Новый комментарий от Кожухевич
23.07.2024 15:53
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Лев
23.07.2024 14:15
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Константин В.
23.07.2024 13:27
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.07.2024 13:24