Евразийство и европоцентризм: два типа взаимоотношений народов

Илья Колодяжный 
0
13.01.2017 409

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...

Фёдор Тютчев

Почему именно России принадлежит инициатива в борьбе с нынешним несправедливым миропорядком, а не, к примеру, Китаю или Индии, которые, с одной стороны, сегодня превосходят нас в экономической мощи и человеческих ресурсах, а с другой стороны, в большей степени, чем мы, обладают крестьянским, антипотребительским сознанием (процесс урбанизации и индустриализации начался в этих странах на 20-30 лет позже, чем в России). Как представляется, дело здесь во многом состоит в различии национальных менталитетов. Присущие русскому народу всечеловечность и всемирная отзывчивость, о которых так глубоко и проникновенно говорил Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 года, а также жажда всеобщей справедливости побуждают нас первыми вступить в жестокое противостояние с диктатурой мирового капитала.

Стоит подчеркнуть, что эти чертырусского национального характера, составляющие его сущность, легли в основание такого уникального, многонационального пространства, как субконтинент Евразия, что, в свою очередь, дало право русскому народу называться евразийским. В.Кожинов, считавший учение евразийцев наиболее плодотворным в деле постижения российской историии опубликовавший в 1981 году своеобразное продолжение Пушкинской речи Достоевского (программная статья «И назовет меня всяк сущий в ней язык ...»), писал, что «евразийским народом является именно и только русский народ; остальные населяющие Россию народы - это в основе своей либо европейские, либо азиатские народы, обретающие евразийские черты лишь в «магнитном поле» России. И если они оказываются за пределами этого поля, они утрачивают евразийский характер и постепенно превращаются в собственно европейские или же азиатские».

Естественно, что идеология евразийства, позволяющая объединяться десяткам народам в единое могучее целое, идёт вразрез с экспансионистскими интересами глобальной власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что евразийство подвергается всяческой дискредитации. В качестве примера можно назвать книгу «Национальная идентичность: Постижение смысла» (2009), написанную будто бы по заказу внешнеполитического ведомства США(её автор С.Кортунов - родной брат А.Кортунова, руководителя фонда «Новая Евразия», являющегося дочерней организацией американского фонда «Евразия»), где из множества упоминаемых политико-идеологических доктрин только евразийство удостоилось специального рассмотрения и многостраничной критики (надо признать, довольно умной и тонкой).

Параллельно с этой дискредитацией наши «партнёры» с большим прилежанием и энергией разъединяли (и до сих пор разъединяют) народы Евразии, не допуская у них самой мысли о возможности воссоединения. Таким образом, американская политика в отношении нас была не просто антироссийская, а именно антиевразийская, где главный акцент делался на насаждении национализма и русофобии в бывших советских республиках и раздувании русского национализма в России (дабы лишить евразийское пространство цементирующей, связующей основы).

К сожалению, для некоторых наших патриотов славянофильского, точнее, русофильского направления (и для большинства либералов) концепция евразийства, занимающая, несомненно, стержневое место в отечественной историософии, до сих пор является объектом для нападок и раздраженной критики. Им кажется, что в евразийстве есть некое ущемление прав/интересов русского народа и даже угроза его растворения среди других народов и последующей гибели (либералы обличают евразийцев за их якобы воинственную «имперскость» и стремлению к изоляционизму). Не углубляясь в полемику, можно сказать здесь, что, во-первых, за 1200 лет своего «евразийского» существования русские не растворились и исчезать в обозримом будущем не собираются (по крайней мере, нынешняя демографическая ситуация в России выглядит лучше, чем во многих других постиндустриальных странах), во-вторых, последовательный противник евразийства должен отвергать всечеловечность, как черту русского народа (с такой силой и мощью воплотившуюся в русской литературе), то есть по существу отрицать национальное своеобразие и самобытность, за утверждение которых вроде бы борются славянофилы. В этой связи курьёзно смотрятся отрицающие евразийство радикальные западники-либералы, которые, по сути, являются русскими людьми в своём крайнем проявлении, когда чрезмерное увлечение «всемирной отзывчивостью» оборачивается слепым поклонением Западу и - с другой стороны - слепым же самобичеванием и поношением России.

Вполне естественно, что в евразийстве, как и в любом другом течении общественной мысли, имеются представители с экстраординарными взглядами (к примеру, А.Дугин, евразийство которого являет собой причудливую и противоречивую смесь из европейских национал-консервативных доктрин, мистицизма и арийской мифологии, или последователи Л.Гумилёва, положительно оценивающие и превозносящие только «азийское» начало), однако судить то или иное духовное направление следует не по крайностям, а по тому, что находится, так сказать, в его «сердцевине».

Собственно, евразийство не нуждается в специальной защите и «оправдании»: оно не является чьим-то вымыслом (пусть и оригинальным), а объективно выражает установившийся с самого рождения Руси-России тип отношений с другими народами, который можно определить как равноправный и - в идеале - братский диалог. В этом смысле евразийство противостоит европоцентризму - господствующей на Западе и освящённой именем Гегеля историософской концепции, отражающей монологический тип отношений, согласно которому окружающий мир был бесправным «объектом» приложения сил западной цивилизации. Данный тип отношений, обусловивший героически-завоевательный характер западной истории, при нынешнем количестве и возможностях современного оружия нуждается в мощном противовесе. И мы видим, как Россия, едва придя в себя после очередной смуты, с большим успехом начала восстанавливать нарушившийся после 1991 года равновесие сил, занимаясь своим привычным, «всечеловечным» делом - установлением мира на планете, исходя из своего идеала справедливости и братских отношений между народами.

Данная внешнеполитическая деятельность, в основе своей бескорыстная (в отличие от западных стран), не является личной прихотью нашего руководства, в ней воплощается воля всего народа. Доказательством тому служит беспрецедентная поддержка, которую оказывает население в последние несколько лет президентскому курсу. Эта поддержка доказывает и другой тезис: у русских отсутствует национальный эгоизм (о чём говорил ещё П.Чаадаев). Мы готовы пожертвовать собственным благополучием, собственными интересами (в том числе, материальными) ради общего дела и общих интересов (хотя, конечно, среди русских найдутся и те, кто посчитает такое самопожертвование неоправданным и даже вредным). Если бы было наоборот (то есть русские в первую очередь преследовали свой корыстный интерес, как например, западные народы), то самый высокий рейтинг президента должен был наблюдаться в «тучные» 2000-е годы, время существенного роста благосостояния населения, а вовсе не сейчас, когда жизнь заметно подорожала.

В самом деле, для русского человека гораздо привлекательнее и важнее ощущать вокруг себя торжество гармонии, истины и справедливости, и, соответственно, прилагать усилия для их утверждения, нежели педантично благоустраивать свою жизнь, руководствуясь частным интересом. Именно поэтому можно с большой вероятностью ожидать в ближайшем будущем от России такой же блестящей внешней политики и такой же - менее блестящей - внутренней. Вероятно, этот дисбаланс в российской политике вызовет у многих наших граждан, воспитанных в последние десятилетия в духе индивидуализма и потребления, вполне объяснимое негодование, которое, однако, по зрелом размышлении, следует отнести к проявлению юношеского максимализма, поскольку наивно требовать от страны одинаковой увлечённости и напряжённости в таких противоположных областях, как труд на всеобщее благо и труд на самого себя.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Евразийство и европоцентризм: два типа взаимоотношений народов

Для начала нужно понять откуда и почему евразийство и европоцентризм. Истоки и причины этих феноменов. Для этого нам волей неволей придётся обратиться к этногенезу. Ведь это он определяющий в связке этногенез - история. Итак. 1. Человечество развивается через два сопряжённых процесса: этногенез и историю. В ходе развития возникла этносфера людей, которая в последние несколько тысячелетий суперэтнизирует- ся. Параллельно происходит социально-экономическая глобализация. В итоге к началу 21 века сложились десять этно- генетических полей, основ будущего многополярного мира. Впрочем, почему будущего? Он уже структурируется через БРИКС. 2. Русско-евразийское этногенетическое пространство Северной Евразии в границах Российской Империи одно из десяти. Почему "русско-евразийское" или, например, не "советское" или "постсоветское"? Русско-евразийское наиболее корректно и полно отражает этногенетические и социально-экономические процессы в Северной Евразии. Русский этнос возник при контакте, смешении и взаимной ассимиляции нескольких разнородных в прямом смысле племён на севере Восточной Европы в межозёрье Ильмень - Чудское - Ладожское - Белое. Его этногенетической матрицей стали местные племена финно-угров, активное участие приняли пришедшие с юга и запада славянские племена, балты и алтайские тюркоязычные племена. Ведущим и титульным этносом в силу высокой на тот момент пассионарности становится германское племя скандинав- ского происхождения РУСЬ. В 882 году их сборная дружина двинулась на юг, захватила городок Киев, определило его как столицу - "матерь городов русских" и приняла общий для всех этноним РУСЬ. Языком общения избран язык славян. С этого времени русь расширяет территорию обитания до Карпат на Западе, Волги на востоке, Чёрного моря на юге за счёт близкородственных племён. Формируется этногенетическое русское поле, уникальное в своём роде. Закладываются основы государственности русской. Первый период русского этногенеза заканчивается этногенетической бифуркаций, временным распадом русского этноса на несколько частей в границах древнерусских княжеств. Нашествие монголо-татар положило начало второму периоду, разделению русского пространства на три основных части - восточную, юго-западную, северо-западную (Русь Великую, Малую, Белую). Соответственно на этих территориях формируются основные русские субэтносы - великороссов, малороссов, белороссов. Их различия имели в основе смешение с разными народами. На востоке русские смешивались с народами уральскими и татарами Золотой Орды. На юго-западе с татарами крымскими, поляками, волохами, венграми и прочими. На северо-западе с литвой, пруссами, ятвягами и пр. Второй период русского этногенеза заканчивается объединением большей части исконно русских земель в едином государстве Россия. Русские выходят за границы местообитания на юг в Дикое поле и на восток за Волгу. В начале 17 века последовала очередная бифуркация - Русская Смута. Третий период начался успокоением в обществе, имперскими амбициями. Русские расширяют территорию обитания до максимально возможного на всю Северную Евразию. Включая в общий этногенез десятки народов Поволжья, Прибалтики, Сибири, Кавказа, Средней Азии. Это и называется суперэтнизацией когда моноэтничное этногенетическое поле русского этноса расширяется за счёт других народов. Тем самым формируется поле суперэтнического характера в котором русские ведущий и титульный этнос, народы С. Евразии этногенетическая матрица. Осознание этого факта начинается в 19 веке, при ускорении и усложнении русско-евразийского этногенеза. Наиболее близко к теме подошёл Данилевский. Затем продолжили евразийцы зарубежья, Лев Николаевич Гумилёв. 3. Что же произошло в конце 20 века и начале 21-го? Русский этнос перешёл в период старения, распада общего этногенетического поля на русское, украинское, белорусское. Распалось и суперэтническое поле на полтора десятка отдельных в границах постсовет -ских государств. И дело тут вовсе не в менталитетах, не в борьбе с "диктатурой мирового капитала". Идут закономерные этногенетические процессы в сопровождении социально-экономических трансформаций от единого государства к нескольким. Тем временем в этносфере сформировались десять этногенетических полей суперэтнического характера - полюсов многополярного мира. Разворачивается борьба двух идей: однополярного мира с США во главе и остальным евро-атлантическим сообществом в качестве вассалов; и многополярного мира из всех остальных с Россией во главе и равноправными отношениями. Почему так получилось, что Россия возглавила движение? Ответ прост: в силу этногенетической зрелости системы, накопленного культурного и духовного потенциала. Остальные в разной степени этногенетической и социально-экономической интеграции. Китайцы и арабы вошли в период зрелости и имперских амбиций с последующим расширением территории и включением новых народов в общий этногенез. Примеров китайской экспансии достаточно - экономическая, культурная, геополитическая. Арабы тоже не дремлют, мигрируя в Европу. Европейцы на пороге больших перемен, смены этногенетической матрицы - западной индоевропейской, а также индоевропейского анропологического типа, культурно-духовного кода. Индийское пространство в периоде начальной интеграции. Как и австрало-островное, индокитайское, африканское, южно-американское, североамериканское. Наше евразийство обосновано не только этногенетически через смешение русских с народами С. Евразии, взаимной ассимиляции. Но и исторически, мы прошли путь от простого этнического до суперэтнического в границах единого государства Россия, Российская Империя. А также географически, геоэкономически, геополитически. Всякая попытка русской узкой национализации ведёт к обособлению, потере контактов с североевразийской этногенетической матрицей, замыканию в границах Руси Московской от 15 века и последующего закабаления европейцами. Евразийство же помогает нам русским осознать свою роль в Северной Евразии, в русско-евразийском этногенезе. Потому что с распадом СССР началась реинтеграция постсоветских государств в ЕАЭС. Что является дальнейшей этногенетической реинтеграцией. Эпицентр русского, русско-евразийского этногенеза смещается из Волго-Окского региона на Южный Урал с цетром геополитическим в Екатеринбурге. С центром духовным в месте убиения Царской Семьи. Когда русское по линии евразийских степей от Днепра до Амура будет уравновешиваться евразийским по меридиану татарско-уральским на севере и казахско-среднеазиатским на юге. Своеобразный русско-евразийский этногенетический крест. "Евразийство - философия предвосхищения" - http://evrazia.org/article/1547
Абазинский / 14.01.2017 08:20

1. Благодарю автора за прекрасную статью

Рыбин / 13.01.2017 22:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Илья Колодяжный
Все статьи Илья Колодяжный
Последние комментарии
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 23:10
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от Кирилл Д.
24.10.2021 23:03
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:02
Русский исполин
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:00
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 22:49
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 20:52