По последним данным ВЦИОМ, большинство россиян хотят жить в светской стране, чтобы вера была личным делом каждого. Эти данные, постараюсь показать, не являются отражением формирующегося мировоззрения России и являются полуправдой. Потому что опросы еще нужно уметь читать. Рассмотрим этот вопрос внимательнее.
Доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, выросла с 54% в 2007 году до 64% в 2015-м. Взятые сами по себе, эти цифры как будто свидетельствуют о росте антирелигиозных настроений. Однако в данный момент 34% опрошенных хотят, чтобы в России религиозные ценности играли важную роль в общественной жизни. При этом среди москвичей и петербуржцев - внимание! - таковых 46%, т.е. почти половина. Это говорит о том, что две столицы, как наиболее урбанизированные и продвинувшиеся по западному пути обустройства жизни, сильнее всего ощущают недостаток духовной составляющей.
Обращу особое внимание на вопрос об отношениях между Церковью и обществом/государством. В 2012 году доля тех, кто считал, что Церковь оказывает недостаточное влияние на жизнь общества и государства и ей следовало бы активнее участвовать в обсуждении/решении важных для страны вопросов, составляла 23%. В 2015 году она уменьшилась до 18%. Казалось бы, результат однозначный - все меньше людей хотят видеть Церковь значимой силой в России. Но при этом одновременно доля тех, кто считает, что Церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо и не вмешивается в посторонние вопросы, - доля таких людей выросла с 43% до 47 %. Доля же тех, кто вовсе считает Церковь слишком активной, осталась без существенных изменений, снизившись с 19% до 18%. Эти результаты позволяют говорить о том, что за 3 года несколько процентов граждан просто стали более удовлетворены активной позицией Церкви, перейдя из одной группы в другую. Ведь доля тех, кто хотел бы более активной позиции Церкви, снизилась, а доля тех, кто уже удовлетворен ей, настолько же выросла. То есть все говорит о том, что Церковь стала более активной в ответ на запрос этого со стороны населения.
Еще один заданный людям вопрос важен для понимания происходящих процессов. Спрашивалось: «В какой стране Вы лично хотели бы жить: в стране, где религиозные ценности играют важную роль в жизни общества, или там, где вопрос отношения к религии является частным делом и не влияет на общественную жизнь?» Так вот доля первых с 2000 года выросла с 14% до 18%, притом что доля вторых - с 25% до 26%. Одновременно с этим доля тяготеющих к первому ответу (за важную роль религиозных ценностей) снизилась с 21% до 16%, а доля тяготеющих ко второму ответу - с 40% до 31%, т.е. гораздо больше. Таким образом, за религиозные ценности стало выступать больше, чем против, а доля «скорее тяготеющих» уменьшилась везде, но сильнее именно у противников религии. Все это явно говорит в пользу ощущения людьми важности религиозных ценностей, что пока, возможно, остается еще на уровне интуиции. Также доля затруднившихся с ответом выросла за 15 лет с 0% до 9%.
И вот здесь я сделаю свое предположение, которое, конечно, никак нельзя проверить, но которое имеет свою логику. Назовем условно первых верующими, а вторых - атеистами. Так вот доля «скорее верующих» сократилась на 5%, а доля определенно верующих выросла на 4%. Логично предположить, что, как и в предыдущем вопросе, эта часть «скорее верующих» стала верующей уже вполне твердо. В случае же с атеистами число убежденных атеистов практически не изменилось - было 25%, стало 26%. А вот число «скорее атеистов» сократилось на 9% (с 40% до 31%). Но - внимание! - одновременно на эти же 9% выросла доля затруднившихся с ответом. И здесь я снова предполагаю, что те, кто в 2000 году были «скорее атеистами», под влиянием происходящего в мире теперь уже не тяготеют к атеизму, а являются сомневающимися. Я же не сомневаюсь, что пройдет еще какое-то время - и они пополнят долю «скорее верующих». Потому что идеологическое противостояние в мире все больше наполняется религиозным смыслом, и в этих условиях ратовать за атеизм просто недальновидно.
В случае же с конституционной нормой о светском государстве, думается, россияне просто опасаются межрелигиозной вражды, которая губительна для России, и выступают за то, чтобы сам институт государства нельзя было использовать для этих целей. Действительно, сейчас заниматься официальным узаконением православия просто не время. Для этого еще нет достаточных предпосылок. Церковь должна играть активную роль в жизни общества по факту, что вовсе не должно подразумевать каких-то законных привилегий уже сейчас, ибо это станет яблоком раздора. Тем более, как показывают результаты опроса, определенные сдвиги в умонастроении людей в лучшую сторону происходят.
Такова моя интерпретация полученных в результате опроса результатов. Взятые же с новостных сайтов, где приводятся лишь некоторые цифры и под вполне определенным углом зрения, они воспринимаются совсем по-другому - в секулярном ключе.
Отмечу также, что, по данным того же ВЦИОМ, россияне стали более суеверными. Так, доля россиян, верящих в возможность предсказывать будущее, выросла с 1990 года с 43% до 55%. Более половины россиян верят в предсказания! Среди них, конечно, не только те, кто считают себя верующими, но и неверующие, а также минимум 18% тех, кто выступает за светское государство (т.к. из 63% таких россиян не верят в предсказания будущего лишь 45%). Также больше стало и тех, кто верит, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу - с 37% до 48%. Так что представления о светском государстве прекрасно уживаются с магическими установками. Это говорит о том, что в наших головах каша.
Отдельно обращу внимание на то, что доля НЕ верящих в колдовство выросла с 33% до 44%, а доля НЕ верящих в приметы - с 26% до 42%. Это существенный рост. Я делаю из этого следующий вывод: в России одновременно развиваются две противоположные тенденции. В формально светском государстве растет как число верующих людей, так и число суеверных. При этом верующих меньшинство, и они являются носителем рационального мировоззрения. Да, религиозного, но предельно рационального о рациональности религии я писал в статье. Большинство же на словах выступают за светскость, но по факту являются носителями суеверных взглядов, которые являются личными фантазиями. Поэтому и религию как «личное дело каждого» поддерживают большинство россиян.
В целом же воцерковление России медленно, но верно идет, что можно видеть по наполняемости храмов и контингенту прихожан. А всякие опросы, показывающие якобы секулярность России, нужно читать самым внимательным образом. И не попадаться на удочку готовых объяснений.
Евгений Чернышёв, Донецк