Живое древо русского хозяйства

О том, как вести хозяйство в условиях экономического кризиса

Новости Москвы 
0
921
Время на чтение 9 минут

Наше время понимает, чувствует, переживает мир,
как хозяйство, а мощь человечества как богатство
преимущественно в экономическом смысле слова...
С.Булгаков

Кризисные явления в хозяйстве возникают не сами по cебе. Они являются результатом действия или бездействия со стороны межгосударственных, государственных структур и властей и представителей общества.

Возникновение экономических кризисов, в первую очередь, связано с мировоззренческими установками людей, которые строят или разрушают хозяйство своей страны.

Мне хотелось бы поделиться опытом с теми людьми, которые попытаются организовать свое дело в России. Вряд ли мой опыт универсален и его можно применять в любом случае, но, быть может, кому-то он и будет полезен, так как, открывая свой бизнес (дело), Вы неизбежно столкнетесь и с кризисами.

Если смотреть философски, то любое новое предприятие - это новое хозяйство. Хозяйство - владение хозяина, требующее его постоянного попечения и существующее благодаря свободному труду и обязательной работе, обеспечивающее жизнь и благосостояние владельцу и зависимым от него людям. [2]

Любое хозяйство имеет хозяина, тружеников и простых работников. Необходимо заранее обдумать, как вести хозяйство, и какие деловые и человеческие отношения выстраивать внутри него. Хозяйственная деятельность направлена на производство не только обычной продукции, но и на производство идеальных ценностей - знаний, нужных и полезных человеку. Вначале пути по строительству нового предприятия стоит изучить, как это было до нас. Русское хозяйство - это не только производство материальных объектов, но и стяжание духовных и нравственных начал.

Хозяйство есть выражение двух метафизических начал - жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма. В своем прогрессе оно есть победа организующих сил жизни над дезорганизующими силами смерти и делами ее... [2]

Хозяйство, по мнению философов, - это потребление и производство, которое достигается усилием и трудом его членов. Действительно, любой завод, любая фабрика, в первую очередь, потребляет сырье, материалы и пр. для производства готовой продукции. Cоответственно, хозяин завода фактически отвечает за потребление, а работники «радеют» - трудятся в поте лица и сообща созидают общее дело. Радение - искреннее старание в исполнении дел и обязанностей вплоть до чрезмерного усердия в следовании принятым порядкам, нормам и обычаям. [4]

Не подневольный труд рабочего из-под палки, а радетельный труженик - вот мечта истинного хозяина. Обращаясь к наследию прошлого и кладезю соборной народной мудрости, можно много почерпнуть для дела, например, ознакомившись с русскими поговорками и пословицами о работнике:

На охочего работника и дело найдется.

Каков работник - такова ему и плата.

Большой говорун - плохой работник.

Отвыкший от дела - не работник.

Работнику - полтина, мастеру - рубль.

Хороший указчик дороже десяти работников.

По работе и работника знать.

В замечательном «Словаре русской ментальности», одним из авторов которого является выдающийся ученый Колесов В.В., дано такое описание слову работник - трудящийся человек, профессионально занятый в определенной области конкретного дела или обслуживающий кого-то, работая по найму. [4]

«Ответственность» хозяина имеет глубокий смысл и, судя по всему, гармонично соотносится с радеющими труженниками и работниками. Ответственность - серьезное обязательство перед обществом или человеком, ощущаемое как бремя. Ответственность подразумевает необходимость отчитываться, отвечать за свои действия и принимать на себя вину в случае неприятного течения или положения дел. [4] Русская мудрость гласит: «каков хозяин - таков и работник». Ответственность побуждает истинного хозяина и тружеников к сверхусилиям, на которые простые работники чаще всего не способны и не готовы. Труженик народу дорог - работящий народу полезен. Труженики умирают, а дела их живут. Труженику медовые пышки, а лодырю - еловые шишки. В гармоничном согласии участников русского хозяйства рождаются новые предприятия, заводы, фирмы и тп.

В русском хозяйстве до сих пор сохраняется уникальная форма - артель, которая гармонично соединяет хозяина и труженика в одно целое, развивая и преумножая их возможности. Артель - добровольный союз (товарищество) равноправных работников, решающих производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Русские артели подробно описаны Платоновым О.А. в книге, изданной институтом Русской цивилизации. [5]

Мне представляется русское хозяйство как живое дерево с крепким стволом (хозяином), могучими корнями (предками), большими сучьями, устремленными к небу и в сторону (тружениками), и сучками, ветками (рабочими). Дерево, которое дает плоды, которое необходимо поливать, которому необходим солнечный свет и плодородная почва (благоприятные условия). Русское хозяйство подобно живому дереву.

Давайте посмотрим, что произойдет, если по какой-то причине одно из звеньев выпадает, тогда происходит развал предприятия.

Представим себе, что хозяин предприятия жадный, обманывает своих работников, не платит им положенного, экономит на их здоровье, не вкладывая в мероприятия по технике безопасности и т.п. В свою очередь народ его ненавидит, работает спустя рукава и растаскивает все, что плохо лежит. Итог такого предприятия очевиден.

Рассмотрим другую крайность, хозяин фабрики очень добрый, "жалеет" своих работников, ведет популистскую политику и платит им больше, чем того позволяет бюджет предприятия. Неизбежно произойдет крах, тк будут копиться долги и скоро не будет уже средств ни на сырье для производства, ни на зарплату. О том «добрый» или «злой» хозяин можно судить со временем, и я, скорее, говорил бы об ответственном, деловом или бестолковом хозяине. В любом деле ценится соразмерность.

Хозяин (предприниматель) должен уметь планировать, видеть и оценивать все риски, смотреть на перспективу, быть бережливым и осмотрительным. В русских поговорках и пословицах можно увидеть любовь и уважение русских людей к хорошему хозяину и понимание, что без головы дела не создать. «Без хозяина земля - круглая сирота». Есть поговорки и пословицы о деловых качествах, необходимых хозяину: «Хозяин по двору пройдет - рубль найдет, назад пройдет - другой найдет». «Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели - весь дом на ногах». «Добрый хозяин - господин деньгам, плохой - слуга». «Хороший хозяин одним глазом спит».

В известном произведении русского классика Льва Николаевича Толстого «Хозяин и работник», изложенном в простой ненавязчивой гениальной форме, можно найти интересные для наших современников мысли и переживания автора, который точно знает, о чем пишет. И поверьте, автором не случайно выбрана форма рассказа, т.к. тема эта очень тонкая и сложная, и с наскока к ней не подобраться. Вроде бы простой сюжет, достаточно спокойное и стройное повествование, но сколько спрятано на страницах рассказа наблюдений автора, который неоднократно помещает своих героев в экстремальную ситуацию, четко расставляя и определяя им заданную роль. Рассказ Толстого начинается с воли хозяина, который задумал поездку в снежную бурю, и заканчивается жертвенной гибелью главного героя. Примечательно, что работник, не смотря на стужу, выжил, а конь и хозяин замерзли насмерть. В этом рассказе нет явной морали, нет плохих и хороших, нет жестких оценок и выводов, но, безусловно, есть жизненная правда, так необходимая и в наше время.

Освещение проблематики роли хозяина в жизни и хозяйстве будет неполным, если мы забудем про книгу «Домострой», которая дает представление, как наши предки строили свой Русский Дом, и какие правила и порядки были заведены на Русской Земле, о чем не лишним будет вспомнить и нам. Удачной выглядит и форма подачи «Домостроя», в виде поучений и наставлений христианину. Для революционеров и разрушителей тема «Домостроительства России» - пустой звук, а для русских православных людей - идеал устройства нашего общего соборного хозяйства.

Упомянем еще одну тему, уместно будет вспомнить о бедности и богатстве, а точнее о скудости и богатстве. Как измерять эти понятия в духовном, душевном и материальном пространстве мира? Как оценивать успешность и результативность дела, по каким критериям, и как соотносятся успех и банкротство (крах) в духовном, душевном и материальном?

Хозяин - собственник и распорядитель личного имущества; владелец хозяйства, хозяйствующий в своем деле (хозяин положения). [4] На деле это выражается в том, что он не выгребает всю прибыль из копилки, благо контроля над ним нет никакого, а вкладывает и вкладывает в общее дело, тем самым созидая его и выстраивая тыл. Именно эта подушка безопасности и позволяет в условиях кризиса выжить не только хозяину, но и выстоять предприятию без серьезных потерь. Без учета традиций (корней) - на пустом месте, самодовольно считая себя умнее своих отцов и дедов, невозможно построить крепкое хозяйство.

Хозяин должен думать не только о хлебе насущном, но и о вечном. Именно поэтому на Русской Земле в почете меценаты, благотворители, жертвователи. Таким образом, у тружеников и работников на предприятии хозяин заслуживает авторитет. Ведь он радеет о вечном, небесном, а не только о собственной выгоде.

Последнее время на Русской Земле идет духовная, политическая, экономическая, реальная битва, которая временами обостряется. И наше российское хозяйство приходится строить в этих военных условиях, и лучше в ближайшее время они не будут, тк за последние годы я что-то не припомню других условий. К ним необходимо приспосабливаться и подбирать, воспитывать радеющих о деле тружеников.

Ранее уже говорилось, что с чужими - инородцами каши не сваришь. [7] Мой опыт говорит о том, что нужно держаться своих (родных) людей, а гастарбайтеры в трудную минуту предадут и уедут туда, где выгоднее. Родным соотечественникам уезжать некуда.

Труженики и работники создают, производят продукцию, и очень важно, чтобы хозяин старался создать для них достойные условия. Но не всегда это возможно, тк хозяин, кроме ответственности должен иметь предпринимательские способности и навыки. Ничего может не получиться и по причине отсутствия нормальных условий существования хозяйства. Именно из-за сложных, подчас невыносимых внешних условий, хозяину часто приходится хитрить. Он не вправе быть наивным. Можно слушать в пол-уха, что говорят вокруг и передают, особенно в СМИ, а делать, как подскажет сердце.

Хозяин отвечает за благосостояние работников перед Господом и кесарем (государством). Также он несет ответственность перед будущими поколениями. Как ствол у большого дерева бывает крепкий, так и с крепким хозяином хозяйство развивается.

С другой стороны представим «чудовищный» альянс, когда «добрый» и безответственный хозяин трудится на одном предприятии с нерадеющими работниками (гнилыми сучьями). У такого хозяйства на выживание шансов нет, оно зачахнет как больное дерево.

Проблема хозяина и работника в России сейчас стоит очень остро, так как огромная армия господ-хозяев ведет дело любой ценой. По сути, львиную долю заработанных средств они тратят не на дело (зарплату, сырье, новое оборудование и т.п.), а на себя. Многим из них за бесценок достались советские предприятия, которые постепенно распродаются. И все эти национальные российские богатства разбазариваются - растрачивается достояние, созданное еще нашими предками. Для людей старшего возраста это особенно очевидно.

К современному труженику и работнику предъявляются важные и известные издревле требования. Многие ли из нас задумывались о том, что значит не радеть о деле? Это чисто русское слово и ведет оно свое происхождение от слова род - идеальная сущность родственных, социальных или духовных связей, порождающих внутреннее родство, - в отличие от случайных свойств или временной близости. [4]

А что еще объединяет строителей хозяйства кроме деловых и человеческих отношений? В идеале их сплачивает дух и скрепляет вера. В этом случае и результат деятельности оценивается не только богатством (изобилием и избытком материальных благ), но и духовным совершенством людей. Русское хозяйство, скрепленное православной верой предков, - это крепкий дом на прочном фундаменте. Cила русского духа - это главная особенность русского хозяйства, которая позволяет даже в неблагоприятных условиях созидать добрые дела. Русский дух - непобедим, его не задушить различными санкциями.

Учитывая особенности и сложности устроения любого успешного хозяйства, организованного не любой ценой, отметим существенную длительность этого процесса, которая чаще всего измеряется десятилетиями, а иногда и поколениями Домостроителей.[7] В современной России и прошлых веков хозяйство сохраняется и обустраивается не только в материальном смысле. Его уже вроде нет, руками не потрогать, но в то же время, невидимые Божественные силы побуждают людей строить и творить, а предки строителей невидимо питают их, делятся своим бесценным опытом.

Б.Б.Сергуненков, предприниматель, остров Коневец, 15.05.2015

[1] Артель и артельный человек / Сост., введение В.В. Аверьянова / Отв. ред. О.А. Платонов. - М: Институт русской цивилизации, 2014.

[2] Булгаков C.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009

[3] Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В. В. Колесова / отв. Ред. Платонов О.А. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014.

[4] Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Cловарь русской ментальности. В 2 т. - С.Петербург: Златоуст, 2014.

[5] Русская артель. - Москва: Институт русской цивилизации, 2013.

[6] Cергей Шарапов, Марина Улыбышева. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. - М.: «Ковчег», 2013.

[7] Cергуненков Б.Б. Слово и дело русского предпринимателя, - СПб: ООО типография «НП-Принт», 2013
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Все статьи Борис Сергуненков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04