День Победы для меня - всегда был святым и светлым Праздником. В начале 90-х, после развала СССР, официально День Победы праздноваться перестал, но мы с о.Александром Шумским, о.Павлом Буровым и другими единомышленниками неизменно ходили каждое 9-е мая от Белорусского вокзала до Кремля. В те времена эти шествия выглядели оппозиционными, но народу всегда на них было достаточно много, и с каждым годом - все больше. Постепенно страна выходила из шока 90-х, с 1995 года власти возобновили парады на Красной площади, хотя и без участия военной техники. И только с 2007 года начали проводиться масштабные мероприятия, посвященные Дню Победы, включая демонстрацию танков, ракет и самолетов. На Тверскую и вокруг Кремля приходило все больше и больше людей.
Парад и шествия в этом году были беспрецедентными. Никогда еще в истории страны не было такого масштабного военного парада, который прошел «на одном дыхании»: четко, собранно, без происшествий. Впервые в истории министр обороны перекрестился перед парадом (хотя ходят слухи, что маршал Жуков, принимая парад Победы, перекрестился на кремлевские соборы, но эти слухи, похоже - лишь благочестивые фантазии).
Шествие «Бессмертного полка», в котором мне довелось участвовать, также было масштабным и величественным. Никто не смог предположить, сколько придет людей на это мероприятие. На сайте «Бессмертного полка в Москве» изъявили желание пойти около двухсот тысяч человек, и власти, организуя это мероприятие, ориентировались на это число. Неожиданно оказалось, что только в Москве в шествии приняло участие более полумиллиона человек, а в других городах всего - более двенадцати миллионов. И это несмотря на то, что традиционно на майские праздники многие едут «копать картошку». Во время шествия мне звонили такие «дачные» друзья, поздравляли с праздником, жалели, что не пошли: «Жена заставила ехать на дачу». (У нас ведь в стране матриархат, во многих семьях командуют жены...) Еще задолго до начала шествия через станцию «Белорусская» шли непрерывным потоком люди с портретами, георгиевским лентами, в пилотках, гимнастерках... Тверская улица вся, от Белорусского вокзала до Красной площади, была заполнена людьми. Скорость людского потока с каждой минутой замедлялась, а в середине пути мы часто останавливались. Мы с сыном прошли от «Белорусской» до Кремля за 3 часа, а потом еще час шли до «Новокузнецкой», где только и удалось войти в метро. Люди шли в приподнятом настроении духа, пели «Священную войну», «Катюшу», «Смуглянку» и другие песни военных лет; время от времени над людским потоком волнами проносилось «ура». Честно говоря, я ждал каких-то провокаций, терактов, тем более, что народу было столько, что проверить каждого не представлялось никакой возможности, а войти на Тверскую с прилегающих улиц также было достаточно просто без особой проверки. Но Бог миловал, и ничего плохого в этот раз не произошло. Ничто в этот раз не омрачило великого праздника.
В шествии было очень много молодых людей. На подходе к Красной площади я услышал характерный диалог: «Папа, а ты крещеный? - Ты знаешь, я не знаю... Но дедушка (погибший) точно был крещен, и тебя точно крестили...» Сколько было в этом ответе какого-то сдержанного уважением к самому вопросу. Видно, что человек находится на пути к Вере, как и миллионы наших соотечественников.
По сути шествие «Бессмертного полка» было всенародной панихидой по убиенным и умершим воинам. Люди несли их фотографии, многие портреты были самодельными и сделанными наспех, были и просто таблички с именем-отчеством-фамилией; надписи были и лаконичные (год рождения - год смерти), и достаточно пространные (где и когда воевал, подвиги, награды).
В 1994 году Русская Православная Церковь установила день 9 мая по новому стилю днем поминовения усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и шествие «Бессмертного полка» было фактически великим Крестным ходом, общенародной панихидой в день церковного праздника, в которой участвовало почти 10% всего нашего населения. Очень важно, что это народное движение прошло после официальных мероприятий, а вектор этого движения совпал с вектором государственным, и сам Президент участвовал в шествии «Бессмертного полка» как простой гражданин, неся в руках портрет своего отца-фронтовика.
Праздник закончился, начались рабочие будни. Как и в 1945-м после ликования, салютов и парадов, Стране многое еще нужно сделать, восстановить и построить. Восстановить порушенное народное хозяйство, построить национальную систему управления экономикой, отвязаться от «нефтяной иглы», уколы которой до сих пор отключают волю и разум некоторых «эффективных менеджеров», осмыслить и понять своем место в мире, который стоит на пороге новой войны...