Сама тема данной статьи требует, чтобы, говоря армейским языком, сразу была чётко показана вводная: все кощунственные потуги возвеличить, оправдать и чуть ли не прославить Иуду абсолютно несовместимы с Православием.
Уместно и необходимо и ещё одно методологическое заимствование, - из математики. Имеет смысл в самом начале дать некий аналог теоремы. Изложив сам текст как доказательство (или попытку доказательства) этой заявленной теоремы. Которая в свою очередь имеет вид трилеммы: необходима либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель - либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду - либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.
В становлении и выработке религиозного самосознания нет мелочей. Всякий православный христианин знает, что подходить к Святой Чаше он должен примирившись со всеми. С разбойником и Иудой в том числе?
«...Но как разбойник исповедую Тя...»
Ответ на вопрос об участи раскаявшегося разбойника нам дает непосредственно в Евангелии сам Спаситель. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23: 43).
Соответственно, и должное отношение наше однозначно и верно: он прощён и спасён. А это и есть цель и смысл жизни человека.
«...Не лобзания Ти дам, яко Иуда...»
Всякий раз изо дня в день, уже не одно столетие, перед Святым Причастием звучат эти слова. И раз за разом произносится имя Иуды. И это весьма серьезный повод задуматься об участи Иуды и своём отношении к этому человеку. Причём пик этих раздумий по времени приходится на мгновения перед Причастием. Какова участь Иуды? Каким именно определённым образом должен относиться всякий христианин к Иуде? Не лично только я, но всякий христианин без исключения. Призванный стяжать дух мирный.
Природное человеческое суждение напрашивается сразу и само собой. И оно есть классическое осуждение: «предатель!», «гореть ему в аду». Странно произносить эти слова, но моё личное и однозначное отношение к Иуде Церковью отныне не определено, не заявлено. Оно так и остаётся сугубо личным, моим, человеческим. И это, конечно, не претензия, а призыв к нашей Церкви.
Иуда отнюдь не литературный персонаж. Это реальное историческое лицо; человек, некогда бывший в числе двенадцати апостолов. И при этом отношение к нему каждого из нас буквально заново тестируется перед каждым таинством Причастия.
«Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл?...» (Мф. 26: 50).
«Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).
«Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осуждён и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: Согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребренники в храме он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27: 3-5).
Вывод простой и очевидный: есть серьёзный повод для вмешательства Церкви. Данный текст и написан с искренней надежной на церковное решение насущнейшей, в плане формирования русского религиозного самосознания, трилеммы:
- либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель - либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду - либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.
На мой взгляд, нынешнее невнятное, скорее даже молчаливое НЕПРОЩЕНИЕ - то ли за предательство, то ли за самоубийство Иуды - размывает наше религиозное самосознание. Нужна определённость. Широта русской души может быть в этом случае сужена именно Русской Православной Церковью.
Владимир Сурин, директор Аналитического центра ЦИОЗП
5. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»
4. автору
3. зачем нужен этот бред
2. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»
1. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»