Старец Филофей высказывает важную мысль о неразрушимости ромейского (римского) государства, ибо в нем родился Христос: «инако же ромейское царство неразрушимо, яко Господь в римскую власть написася».
В конце своего послания Филофей вновь возвращается к теме Рима и указывает, что Ромейское царство есть теперь царство русского государя, и царство это - весь мир: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Поэтому политической доктрины собственно Церковь иметь не может. Именно по этой причине религиозная доктрина старца Филофея: «Москва-Третий Рим» была «доработана» Иоанном Грозным.
Царь исходил из факторов как религиозно-политического характера (Христос устанавливает царскую власть), так и социально - экономического (хозяйством в России занимается земство).По мысли Ивана Грозного, всем обладает Христос: небесным, земным и преисподним и «вся на небеси, на земли и преисподней состоите его хотением, советом Отчим и благоволением Святого Духа».
Эта Высшая власть налагает свою волю и на государственное «строение», устанавливает и царскую власть.
Царь Иван Грозный считал, что суть царской власти в том, что она не есть избранная, не представляет власти народной, а нечто высшее, признаваемое над собой народом, если он «не безбожен».
На упрек Андрея Курбского, что он «погубил сильных во Израиле», Иоанн объясняет ему, что сильные во Израиле - совсем не там, где полагает их представитель аристократического начала «лучших людей». «Земля, - говорит Иоанн, - правится Божиим милосердием, и Пречистая Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением, и последними, государями своими, а не судьями и воеводами и еже ипаты и стратеги». Не от народа, а от Божией милости к народу идет, стало быть, царское самодержавие, Иоанн так и объясняет.
Победоносная хоругвь и крест Честной, говорит он, даны Господом Иисусом Христом сначала Константину, «первому во благочестии», то есть первому христианскому императору. Потом последовательно передавались и другим. Когда «искра благочестия дойде и до Русского Царства», та же власть «Божиею милостью» дана и нам.
«Самодержавие Божиим изволением», объясняет Грозный, началось от Владимира Святого, Владимира Мономаха и т. д. и через ряд государей, говорит он, «даже дойде и до нас смиренных скиптродержавие Русского Царства» (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М.: ГУП « Облизат», ТОО «Алир», 1998. С. 23).
Л.А.Тихомиров отмечает, что та тесная связь Царя с народом, характеризующая нашу монархическую идею, выработана собственно не аристократической и не демократической - Новгородско - казачьей - Россией, но Россией земской, которая выросла вместе с самодержавием. Эта идея, - делает вывод Л.А.Тихомиров, - и стала «характерично» русской, глубоко засев в народном инстинкте. Самоуправление в России имеет глубокие корни и дает исторические примеры, свидетельствующие о существовании развитых форм инициативы и самодеятельности населения.
Следует отметить, что в России борьба за создание Третьего Рима велась с применением жестких государственных мер в связи с наличием боярской оппозиции царю Иоанну Грозному в лице московской и новгородской аристократии, тайно поддерживаемой Швецией и Польшей.
При этом народ одобрил политику царя, направленную на искоренение боярской измены в стране. Иван Грозный, по мнению Л.А.Тихомирова, искоренял аристократию для того, чтобы повсеместно заменить ее народным самоуправлением.
Только опираясь на «Землю» русский Царь мог объединить Россию в Третий Рим. Но после смерти Ивана Грозного в стране не нашлось вождя, равного ему по организации всех русских сил по созиданию Святой Руси.
Отсюда и раскол...
Духовный раскол вне понятия Идеи Красоты (русской идеи) не преодолеть, так как Идея Красоты (Закона, Любви и Вдохновения) лежит в основании Святой Руси («Рублевской» Троицы).
В.С.Соловьев в «Русской идее» «иерархию» Пресвятой Троицы начинает с Закона (Отца), который у него в социальном плане является церковью, второй член социальной «троицы» у Соловьева - государство (Сын) и третье лицо в Божественной Троице по мысли философа предполагает в социальном отношении два первых в их единстве. Это единство В.С.Соловьев связывает со свободной и совершенной организацией общества, представляющим союз между церковью, государством, нацией и христианством. «Между тем, - пишет В.С.Соловьев, - союза и этой солидарности нет. Они разрушены восстанием Сына против Отца, ложным абсолютизмом национального государства, пожелавшего стать всем, оставаясь одним, и поглотившего авторитет церкви, удушившего социальную свободу» (Соловьев В.С. Русская идея. Россия глазами русского. - СПб., 1991.С.337).
Смешение понятий «Церковь» и «Нация» у Соловьева и стало причиной того, что его «русская идея» выглядит только критикой самодержавия и русского национализма. На самом же деле в социальной иерархии Пресвятой Троицы Отец - не Церковь, а Нация (Святая Русь), которая «рождает» «сына» - православное государство. Третье лицо в социальной Троице - это социальная справедливость, дающее необходимую для русской нации солидарность. И иначе быть не может. Не может быть государство Отцом, а нация - Сыном, так как не от государства исходит солидарность, а от нации. В отличие от Запада, где в ходе социальной «мутации» возникает национализм и колониализм, в России должна осуществляться социальная симфония, представляющая собой единство государства и «земли» с одной стороны и симфонию государственной и церковной власти с другой стороны.
Соответственно, в этом случае Россия имеет «резерв» в виде национального самоуправления, что дает ей возможность развиваться не колониальным путем. Таким образом, национальная идея России состоит. 1) В формировании национального духа (самосознания), направленного на создание Народной Монархии; (Закон) 2) В симфонии государственной и церковной ветвей власти; (Любовь); 3) В строительстве отличной от Запада цивилизации (Славяно - Евразийский Союз), объединенной идеей социальной справедливости: «Правителям - власть, народам - самоуправление!», «земля - общинам!», «заводы - трудовым коллективам!», «национальным культурам - духовный расцвет!». (Вдохновение).
Идея Красоты (Закона, Любви и Вдохновения) - есть идея социальной симфонии России.
А.С.Хомяков считает, что в результате расслоения русского общества на богатых и бедных и заболевания «западничеством», древняя Русь не смогла осуществить своего высокого призвания.
Разрушение общины в России привело к абсолютизации власти, что в свою очередь породило такие явления как нигилизм и большевизм.
Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что революция 1917 года стала возможной лишь потому, что большевики прельстили русский народ псевдорелигиозной целью: построить рай на земле, достигнуть в общественном устройстве полной и совершенной справедливости и изобилия. 1
Главный противник Ленина Плеханов отрицал социалистическую революцию в России и предрекал как следствие ленинской революции экономическое отставание страны от высокоразвитых государств. Он считал, что российское общество, в результате ленинских реформ, придет к экономическому, а, следовательно, и политическому кризису.
Классовые взгляды Ленина проявились в полной мере в период подготовки революции, во время первой мировой войны, в заключении Брестского договора с Германией, в политике военного коммунизма и т. д.
Анализируя взгляды теоретиков социализма в России, мы можем сказать, что в программе Ленина нет ничего соответствующего духовной сути для русского народа! И все же соблазн коммунизма в России состоялся. Часть русского народа приняла учение Маркса, Энгельса и Ленина как программу построения «рая» на земле.
Плеханов в данную «тройку» не вошел. Он оказался «оппортунистом», так как утверждал, что Россия не готова к социализму, и должна пройти значительный путь капиталистического развития, чтобы осуществить переход к новому строю.
Плеханов считал, что не дворянство, а буржуазия совершает научно-техническую революцию, и, следовательно, она является ведущей силой российского общества. Он утверждал, что Ленин, игнорируя капиталистический путь развития, пытается «с ходу» «войти» в социализм, и тем самым ввергнет страну в бедственное состояние. Плеханов, в отличие от Ленина, был не «мессией» рабочего класса, а ученым социологом.
Тем не менее, несмотря на то, что Плеханов посвятил рабочему классу всю свою жизнь, пролетариат в 1917 году пошел за Лениным.
Какие же причины лежат в основе того, что русский этнос из народа-богоносца стал народом-богоборцем и совершил революцию 1917 года?
Ответ надо искать в расколе российского общества в XVII столетии.
Со времени духовного раскола Руси, а затем уничтожения дворянством всех прав и привилегий сельского и городского мира Третий Рим «повредился». Не удерживаемое Церковью, дворянское сословие стало служить не только Родине, но и в значительной степени себе.
Раскольническая и народная Русь попыталась восстановить прежний религиозный и социальный облик страны. И первой попыткой восстановления была крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, во время которой было истреблено около 6 тыс. дворян.
Но разве можно быть царем Святой Руси и «вором», двоеженцем, креститься то тремя, то двумя перстами и т.д.?
Отметим, что идея, выдвинутая Пугачевым в прелестных письмах - «вешать дворян - мучителей крестьян» и «восчувствовать тишину», а затем всем «стать казаками», - определила псевдохристианскую суть социального учения, которое в России станет со временем называться «советским», «атеистическим», «социалистическим». И в этом социальном движении дворянство в XIX веке стало играть руководящую роль.
Дворяне-крепостники заговорили о демократии как рае на земле, с ее равными для всех сословий правами. Поистине революционеры-дворяне пытались Небесный Иерусалим перенести на социальную жизнь русского общества, но Императору Всероссийскому в этом «псевдоиерусалиме» места не было.
Помазанник Божий - Царь Всероссийский становился жертвой этой всеобщей десимфонии - священства без Патриарха, Царства - без поддержки всех сословий в России, народа с ослабевающей верой во Христа.
Революционная кара обрушилась на русское дворянство за двойную измену: Святой Руси и Царю-Самодержцу. В 1920 г.г. дворянский класс в России потерпел поражение в Гражданской войне. Но надо отметить, что часть российского дворянства «перекрасилась» и «легко» вошла в революцию, занимая важные посты во всех сферах управления государством.
Пролетариат такая ситуация не устраивала. В период 20-30-х годов ХХ века рабочий класс оттеснил партийное «дворянство» от руководства партией и страной. Пролетариат выдвинул и своего вождя - И.В.Сталина. Пролетарское (народное) движение в России инстинктивно было направлено на прежнюю цель - восстановление «поврежденности» России. Именно поэтому в СССР не осуществилась идея Третьего Интернационала, так как она направлена не во внутрь (на исправление собственной «поврежденности»), а на завоевание мира (К.Маркс). Одновременно в СССР не могла быть осуществлена и идея: «Москва - Третий Рим», хотя И.В.Сталин сделал все, что мог для ее осуществления. Сталин оказался на голову выше западных политиков и государственных деятелей. В сложнейшей обстановке он сумел вернуть утраченные ранее российские территории: Прибалтику, Западную Белоруссию, Западную Украину, Бессарабию и другие земли. Верховный главнокомандующий за годы войны оценил силу и мощь русского народа, его величайшую Веру в справедливость.
Сталин соединил в себе как выдающаяся личность два русских политических течения: одно псевдомонархическое (монархическое преследовалось), другое - «земское», вытекающее исторически из «поврежденного» Московского Царства XVII и XVIII вв.
Кто же такой И.В.Сталин? Сталин, по словам владыки Иоанна (Снычева), с 1941 года стал главой русского большевизма и осуществил в СССР советский вариант псевдоцезарепапизма и псевдороссийской соборности.
Таким образом мы делаем вывод, что псевдорелигиозность русской идеи состояла в том, что социализм выдавался за некий «духовный и социальный Иерусалим», ВКП(б) и советское государство - за симфонию псевдосвященства и псевдоцарства, так как во главе страны стоял не православный царь, а советский вождь, сплотивший вокруг СССР ряд стран Европы и Азии.
После смерти И.В.Сталина в 1953 году начался период критики культа личности, борьбы за власть партийных группировок в государственном аппарате и изменение государственной политики в области религии и духовной культуры.
Сталинский Рим повредился. «Повредился» он, прежде всего, по причине агрессивной вспышки ленинизма в стране и партии. Причина этой агрессивности кроется в мистическом восприятии всего того, что связано с именем Ленина. Почему в мистическом? Да потому, что Советский Союз создавался как антипод Третьего Рима. «Сердцем» Третьего Рима является русская православная церковь, главой которой является Христос. «Сердце» Советского Союза - это коммунистическая партия, «главой», которой является Ленин.
Христос, умер на кресте и воскрес, показав всем народам путь к спасению. Ленин умер, но затем по воле ЦК ВКП (б) «воскрес». В течение нескольких десятков лет тысячи «паломников» из разных стран мира «стекались» к его «мощам». Чего, например, стоили предложения коммунистов на партийных собраниях и конференциях считать ленинский Центральный Комитет почетным президиумом форума и т.д.
Однако, при Сталине, ленинизм был как бы «скован» по «рукам и ногам». Многие сторонники Ленина были расстреляны. Но после кончины Сталина ленинизм «ожил» и вновь стал «гнать» православную церковь.
Вторая «волна» гонений против православия объясняется тем, что Хрущев разрушил все те «мосты», которые с одной стороны политбюро ЦК ВКП (б) в лице Сталина, а, с другой стороны, Священный Синод в лице митрополита Сергия (Страгородского) навели в период Великой Отечественной войны, создавая рабоче-крестьянский «Рим».
В числе первых же постановлений ЦК по идеологическим вопросам, подготовленных под руководством Хрущева в 1954 году, своей резкой антицерковной направленностью выделялись два документа: «О крупнейших недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по её улучшению» и «Об ошибках, в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Они недвусмысленно знаменовали собой конец «золотого десятилетия» относительного церковно-государственного мира и фактически возвращали общество на двадцать лет назад, во времена «безбожной пятилетки».
Атеизм был превращен в символ новой веры, что привело в дальнейшем к деградации части советского социума. Процесс деградации проходил незаметно и проявил себя в первую очередь в духовно-нравственной сфере. Как известно, антиподом духовности является греховность, негативное значение которой для личности состоит в подчинении её духа плоти (т. е. чревоугодию, сладострастию, пьянству и т. д.). Но ещё более опасна «духовная» греховность, суть которой состоит не в порабощении духа, а в истреблении (или самоистреблении) его самого. «Духовная» греховность находит радость во зле, причём высшая радость достигается тогда, когда чужое самосознание страдает и разрушается. Это касается в первую очередь свободы совести в Советском Союзе.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что ленинизм - это не пролетарское движение, это стремление «дворянства» (партноменклатуры) возглавить рабочий класс, войти в революционное движение и подчинить его своей политике.
Ленинизм - это удачная попытка западников сохранить принцип «дворянского» (партийного) самовластия в стране путем ликвидации руками рабочего класса части реакционного, отстающего от требований времени дворянства. И действительно последующая история страны показала, что как только рабочий класс создал материально-техническую базу социализма, он партийной элите стал уже не нужен (мавр свое дело сделал - мавр может уходить). В отличие от неуничтожимости Римского царства, так как в нем родился Богочеловек, Советский Союз уничтожим и никогда не возродится, так как в нем «родился» человекобог в лице Ленина.
Именно по этой причине ленинизм и является врагом Третьего Рима. А социальная справедливость заключается не в ленинизме, а в Третьем Риме.
12. Ответ:11. электрик
11. Ответ надо искать в расколе российского общества в XVII столетии. Со времени духовного раскола Руси, а затем уничтожения дворянством всех прав и привилегий сельского и городского мира Третий Рим «повредился».
10. Ответ на 9., Андрей Карпов:
9. Re: Ленинизм как антипод Третьего Рима
8. Re: Ленинизм как антипод Третьего Рима
7. 1. Вячеслав Макарцев
6. Ответ на 3., ortodox:Автор может доказать, что без Ленина пролетарское движение в России добилось бы гораздо больших успехов ?
5. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
4. Ленинизм как антипод Третьего Рима
3. Вопросы автору, который , кажется, уже "превзошел" святых и пророков.