Известный кинорежиссёр Павел Лунгин представил свой новый фильм с довольно пафосным, ко многому обязывающим, названием «Родина». Про что этот фильм? Этот фильм про то, как в Афганистане или где-то ещё двух советских офицеров превратили одного в человека-бомбу, а другого в изощрённого и неуловимого террориста. Это было бы интересно, если бы знать, как это у них получилось. Есть, наверное, какие-то технологии, которые позволяют довести человека до такого состояния, чтобы из него получить террориста-смертника. Но в фильме ничего этого нет. Судя по всему, создатели фильма и сами ничего о подобных технологиях не знают, но считают, что террористов можно изготовить из кого угодно.
Сериал получился длинным, не то, чтобы совсем скучным, но каким-то тягуче-занудным. Крупные планы, умные проникновенные взгляды Машкова, Маковецкого вызывают сопереживание, но только в начале фильма. К тому же не знаешь, к какому жанру этот фильм отнести, и чего от него ждать в дальнейшем. Адюльтер, потом мордобой на почве адюльтера, потом другой адюльтер уже без мордобоя. Психопатка из каких-то спецслужб мечется, бедная; она подозревает главного героя, выстраивает всяческие версии, житья никому не даёт, и так она старается, и этак, только всё без толку. Есть в фильме и погоня, только какая-то вялая, есть немного стрельбы. Даже чемодан с взрывчаткой и тот не слишком оживляет действие.
Для чего снят этот фильм? Чтобы увлечь зрителя замысловатым детективным сюжетом? Может быть, только как-то всё это не захватывает. Бытовая драма? И бытовая драма не слишком получается. Но что-то такое весьма значительное авторы имеют в виду, что-то они готовят для зрителя очень существенное. Не зря же растянули эту канитель на столько серий. Да и название фильма обязывает. Родина... То, что готовится какой-то теракт, это понятно, но при чём здесь Родина, которая с большой буквы? Те, кто досидел до последней серии, получат исчерпывающий ответ. Всё главное происходит в последней серии. Предыдущие серии можно было бы и не снимать или сократить до минимума.
Психопатка из спецслужб обо всём догадалось, всё поняла и даже выстроила схему подготовки главного теракта, основанную на сочетании каких-то особых цветных зон. Всё это замечательно, только толку от этого опять никакого. В сущности, вся её бурная деятельность сводится к тому, чтобы на словах разъяснить зрителю то, что он понять не в состоянии. Итак - кульминация: все концы сходятся с концами, на все вопросы даются ответы. Красная площадь. Предвыборный митинг на Красной площади. Среди трёх ведущих кандидатов в депутаты третьим - наш человек-бомба. На чердаке ГУМа - террорист-снайпер. Это, конечно, у любителей детективного жанра вызовет улыбку: так просто пройти на чердак ГУМа со снайперской винтовкой и расположиться там с максимальным комфортом, это очень интересный сюжетный ход. Тем не менее, всё идёт по плану. Раздаётся выстрел и депутат не первый и не третий, а второй падает, сражённый пулей террориста. Всё рассчитано и предусмотрено: поднимается паника, все бегут, чтобы спрятаться где? В мавзолее. Именно в мавзолее по замыслу злодеев-террористов, поскольку человек-бомба должен взорвать всех вместе с мавзолеем. Конец фильма настолько слезлив и надуман, что говорить тут особенно не о чем, единственно, что следует отметить: взрыв мавзолея не состоялся по чисто технической причине.
Всё бы ничего, только смотришь и тебя одолевают совершенно посторонние мысли: как им там лицедействовалось на Красной площади? Их не одолевали посторонние мысли? Вот они, как велит сценарий, расположились в мавзолее, переговариваются, шутят по адресу вождя. Не было ли у них ощущения, что по стилю этот эпизод напоминает пляски известных дам в храме Христа Спасителя?
Красная площадь - место сакральное, святое для граждан державы. Уместны ли подобные игрища, не обидно ли за державу? Для наиболее бестолковых можно напомнить, что на Красной площади находится пантеон самых значительных деятелей двадцатого века. Здесь - такой сгусток истории ощущается, какой не учитывать нельзя. А, может, такова и сверхзадача, чтобы не учитывать?
Процесс десакрализации Красной площади запущен не сегодня, и когда и как он завершится неизвестно. Исподволь, как говорится, тихой сапой то одно, то другое... Можно, например, залить каток на Красной площади. Пусть народ катается, развлекается, отдыхает. Почему именно здесь? А почему бы и не здесь? Так ведь - Красная площадь же! Ну и что? Подумаешь, Красная площадь!.. Можно чемодан поставить на Красной площади. Огромный такой, рекламный чемодан. Зачем? А так, для хохмы, чтобы смешно было, чтобы как в песне:
А вот он стоит мой чемоданчик...
А ну-ка убери свой чемоданчик...
А я не уберу свой чемоданчик... и т. д.
Можно на Красной площади устроить концерт заезжего рок-певца. Почему именно здесь? Понятно почему, будет петь по праву победителя. Ведь мы же проиграли, как нас уверяют, «холодную войну». А если с умом и вовремя осквернить святыню, то это всё равно, что ещё пол войны выиграть.
Можно во дни торжеств прикрыть мавзолей как бы фиговым листом, чтобы лишний раз не напоминать, что здесь не только вождь мирового пролетариата покоится, но и с трибуны мавзолея принимались парады и в скорбные для державы дни, и во дни триумфа, что здесь чествовали первых космонавтов, что к подножью мавзолея были брошены штандарты поверженного фашизма.
Можно и фильм снять под названием «Родина» с очевидным пафосом: вот вам - ваш мавзолей! вот вам - ваша Красная площадь! вот вам - ваша Родина!
6. "родина" лунгина
5. Re: К вопросу о том, с чего начинается Родина: о пафосном сериале Лунгина
4. Re: К вопросу о том, с чего начинается Родина: о пафосном сериале Лунгина
3. Re: К вопросу о том, с чего начинается Родина: о пафосном сериале Лунгина
2. Re: К вопросу о том, с чего начинается Родина: о пафосном сериале Лунгина
1. Что дальше?