Вначале небольшое путешествие по справочникам и энциклопедиям.
Вече, собрание всех жителей, было формой участия народа в решении жизненных проблем и государственных дел, во всех древнерусских княжествах.
Княжеская дума - постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники.
Боярская дума являлась продолжением княжеской думы в условиях Московского царства. Боярская дума самостоятельной роли не играла, она действовала вместе с царем: «Государь указал а бояре приговорили.» Позднее была преобразована в сенат.
Земские соборы - состояли из выборных представителей всех сословий, были явлением не только законотворческой деятельности в XVI-XVII веках, но в их сферу деятельности входило: выборы царя в чрезвычайных ситуациях (Годунов и Романов), и внешние сношения, а также поддержания порядка внутри государства.
При Петре I особое значение приобретает Правительствующий сенат ставший органом решающим все важнейшие дела управления, суда и законодательства.
Александр I лишает Сенат законосовещательного учреждения, передав эти функции Государственному совету. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного совета являлся одновременно и Председателем Кабинета министров.
Николаем II была создана двухпалатная система высшего законодательного органа. Нижней палатой парламента стала Государственная дума, верхней - Государственный совет.
После 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы...
Обеспечение защиты жизни, здоровья, имущества людей по месту жизни - эта задача становилась всегда актуальной во времени. И первой специализированой структурой местного самоуправления занимающийся хозяйством и противодействующей уголовной преступности стали губные старосты, что стояли во главе - губных изб. Руководило губными учреждениями центральное ведомство - Разбойный приказ. Возникший в середине XV века Разбойный приказ уже занимался не только правотворчеством, но и обобщением практики розыска разбойников и «татей». Губные старосты так же занимались и размежеванием земель, и сбором податей, и бесплатной регистрацией и клеймением лошадей при купле продаже, чтобы «татю бы было не столь сладко». Губных старост избирали, после чего он приезжал в Москву, в Разбойный приказ, где приводился к присяге - целовал крест.
Согласно губному законодательству 1555 года общины несли ответственность за обнаружение разбойников и «татей». В законе прописана так же обязанность соседей приходить на помощь жертвам разбоя, преследовать «по следу» разбойников и «татей», все это было закреплено нормами уставной книги Разбойного приказа в 1616 году. Неявка «на крик и на вопь» и неучастие в погоне называлось «выдачкой», наказание «в пособничестве разбойникам» было таким же как за само преступление. Для выявления разбойников и «татей» в общинах в помощь губному старосте или воеводе, и сыщикам при них, выбирались сотские и десятские. Институт губных старост окончательно был ликвидирован указом ПетраI в 1702году, но именно с губных изб вышли сегодняшние: чиновники территориальных громад, благословенные Европейской хартией местного самоуправления ...
Российским государством в 1690 году управляли всего 5 тысяч чиновников. Прослеживается явное желание верховной власти сэкономить на госаппарате, в том числе и на губных избах. Так в 1770 году губернией могли управлять менее 100 чиновников, а империя делилась тогда всего лишь на 16 губерний.
Четкое правовое обоснование местное самоуправление получило в петровское время, а Губернская реформа 1775 года установила систему учреждений в уездах. Главным институтом управления и правопорядка в уезде стал земский суд (тогда это был не судебный, а административный орган) с возглавляемым его земским капитан-исправником. Образ капитана-исправника показан в «Мертвых душах», спасшего Чичикова от разъяренного Ноздрева при игре в шашки. Капитан-исправник выбирался местным дворянством сроком на три года и утверждался губернатором.
Главными функциями земского суда объявлялись охрана порядка, обеспечение исполнения законов и распоряжений вышестоящих администраций. Отдельно уточнялось, что именно капитан-исправник должен осуществлять сыск беглых крестьян, следить за соблюдением мер весов и состоянием дорог. А так же он должен был бороться с эпидемиями, осуществлять противопожарные меры, организовывать размещение на постой солдат воинских частей, проходящих территорией уезда, и даже следить за наличием хлеба, дабы предотвратить угрозу голода. Те же самые функции, которые в уезде выполнял капитан-исправник, в городе осуществлял городничий, о чем говорит Устав благочиния 1782 года. Добавлю, что в уезде с населением в 30-40 тысяч человек, было всего 3 платных чиновника, один из них - капитан-исправник, в обязанности которого в конце XVIII уже вменялось не только «Слово и дело!», и борьба с разной крамолой, ересью, изменой, но и противодействовать мятежу или заговору против властей, следить за буесловами.
1 января 1864 года было Высочайше утверждено Положение о земских учреждениях. По этому положению, лицам всех сословий владеющим земельным или иным имуществом в пределах уезда, а также сельским крестьянским общинам, предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных-гласных, составляющих уездные и губернские земские собрания. Император Александр II, воскрешая земство, возвращался к исконной форме землеустройства. Земцы в древней Руси являлись средним классом, а в ХVI веке термин «земщина» обозначал уже народ, и для него понадобилось особое устройство, которое и было дано Иоанном IV. Много раз с того времени менялось устройство земщины, но всегда в основе ее управления лежало выборное начало, т.е. право избирать должностных лиц по собственному желанию, что и составляло форму внутреннего народоправства. Именно на почве народоправства родились и выросли земские соборы, преемники вечевых собраний древнейшей Руси.
После акта 19 февраля - дарования свободы крепостному крестьянству от власти помещиков, встал вопрос о переустройстве местного общественно-хозяйственного управления. А главное исключения передачи крестьян из рук помещиков в руки чиновников. Было выработанное «положение о крестьянах» положившее в основу самоуправления старинный крестьянский уклад - «мир» или «общину». Все общественные дела в селе разрешались на мирском сходе всей крестьянской общины. Что касалось общественных и административных обязанностей, то их исполняли особые выборные лица, выбранные на сходах лучшие люди: гласные сотские, старосты, гласные волостного правления, и при них уже наемный писарь. Дворяне из своих рядов избирали уездного предводителя. Но только при избрании предводителя в собраниях в коих участвовали избиратели без различия сословий, считалось, что предводитель является представителем всего земского общества. Земства состояли с губернских и земских собраний. Собрания состояли из гласных: уездные - выбранные открытыми собраниями крупных общин или особыми избирателями малых общин и волостными сходами, и губернские - выбранные из числа уездных гласных. Все собрания уездных и губернских земств происходили гласно, т.е. при допущении публики...
Бюллетень, что убийственнее пули. Сегодня о любых выборах на Украине можно сказать, что они - срежиссированный спектакль с заранее запланированным исходом, т. е. все эти «волеизлияния» - постыдный фарс с заранее подготовленным результатом. Подтверждением тому - сегодняшнее ВРУ. А местные советы одобрямса, создают лишь видимость местного самоуправления и даже не являются бледной копией земств. И это сермяжная правда. Причина похереного народоправства на Украине кроется в партиях и бюллетенях.
...Прошло более 18 лет, как Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в основу которой положена идея земства России. И хотя Европейская хартия является международным договором, следовательно имеет приоритет по отношению к законодательству государства, ее подписавшего, многочисленная «незалежная» челядь из местных «слуг народа», вещающая электорату о «молочных реках и кисельных берегах Эвропы», на эту хартию - «плевать хотела». Хотя даже и законодательство «державы», на бумаге, говорит о двух уровнях народной власти в Украине. Это украинский народ в целом (представленный народными депутатами Украины) и территориальная община (представленная депутатами городов, поселков и сел). Территориальная община - это основа местного самоуправления. То есть, в Украине нет территориальных общин районов и областей. Депутаты от района и области - это не самостоятельный уровень народной власти, это большевистская отрыжка, представляющая кого угодно: самих себя, партии, олигархов и их кланы, но не громады. Нет этих атавизмов и в Европе...
Прав был Константин Петрович Победоносцев в своей статье «Великая ложь демократии»: «Что основано на лжи не может быть право. Учреждение, основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое». В этом жестком, но прозорливом труде обер-прокурор Священного Синода утверждает, что одним из самых лживых политических начал есть народоправие переданное «демократическим выборам». Выборы бюллетенями никоим образом не выражают волю избирателей, они лишь дают возможность содержать множество праздных людей за счет народа, и притом не боятся любых порицаний. «Выбирают обычно не разумных и способных, а в действительности тех, кто нахальней суется вперед, отдавая предпочтение гладкой пошлости.» Не верите Победоносцеву, посмотрим на Швейцарию, где менее10% населения знают фамилию президента. В Швейцарии (как и во многих других странах Европы) все жизненные вопросы - образования, медицинского обслуживания, коммунальные проблемы, вопросы охраны окружающей среды и пр. граждане решают на уровне территориальной общины, проводя референдумы, где распоряжаются деньгами и полностью их контролируют. Суть стратегии Швейцарии, как и Норвегии, где мне приходилось наблюдать их «Муниципальный социализм» - создание достойной жизни для каждого человека на уровне каждой территориальной общины (города, поселка, села). Где норвежских чиновников, в 76 раз меньше чем на Украине, но все скважины добывающие нефть даже в Баренцевом море, приписаны не к Кипру, а к ближайшему поселку. Потому что для них территориальная община - это тот социум, та территория с социальной инфраструктурой, где человек рождается, воспитывается, учится, работает, отдыхает, и где находятся могилы его предков.
Никакие партийные кугуты, олигархи, жлобы, деребанящие бюджет державы, заседая в ВРУ, не будут думать дальше своего кармана, как и депутаты одобрямса с большевицкой отрыжки рай и облсоветов...
А может вернемся к земствам, они не раз выручали в трудные времена...
1. Re: Народные формы народовластия