«Юности честное зерцало» (К 300-летию прагматического руководства поведения)

0
747
Время на чтение 5 минут

Руководство о правилах хорошего тона, прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах «Юности честное зерцало», дополненное собственноручно Петром I, впервые было издано в Петербурге в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам 300 лет тому назад, руководствовались отроки, и взрослые.

По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало», была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи  мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней (В наши дни к этим идеям приблизилась работа В.Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»).

Одним из главных вопросов, над которым во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Кампанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения как основного социального явления было позже усвоено громадным большинством мыслителей.

Живший в обстановке междоусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным состоянием.

Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения, подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная собственность. Классический пример этой школы - Шарль Фурье. Тот же Гегель утверждал, что человек таков какова окружающая его среда, понимая социальный строй - как индивидуальные условия деятельности человека.

Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители Украины социокультурный (духовно-нравственный) фундамент  людей  разбивают националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от распада. Механизмы эти - нравственные отношения между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность - все это называется нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и нравственными. Вопрос в уровне нравственности: где она - возле плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к словарям.

С.Ожегов: Нравственность - правила определяющие поведение. Духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.

С.Соловьев: Нравственность - это выражение общественных отношений, основа формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для выполнения каждым членом общества.

Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам», написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) - окончательная форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность».

А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом  эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции  и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата - это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения...

В заключение «как руководство к действию» назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»: О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве...

Ну что, почитаем?  Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина - гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Николаевич Яременко
Читая Владимира Бурцева
Об уроках Октябрьской революции 1917 года
31.10.2017
Анатомия американских провокаций
Писатель из Украины Николай Яременко считает, что провокации и двойные стандарты будут одной из причин падения американской империи
30.10.2017
Превращение Малороссии в Украину
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?»
13.08.2017
«Читать ее надо с карандашом в руках»
Рецензия Николая Яременко на монографию Виктора Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»
14.10.2016
Все статьи Николай Николаевич Яременко
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
17.11.2024 07:35
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47