Руководство о правилах хорошего тона, прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах «Юности честное зерцало», дополненное собственноручно Петром I, впервые было издано в Петербурге в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам 300 лет тому назад, руководствовались отроки, и взрослые.
По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало», была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней (В наши дни к этим идеям приблизилась работа В.Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»).
Одним из главных вопросов, над которым
во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и
смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Кампанелла, Аристотель пытались
создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и
обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и
общения как основного социального явления было позже усвоено громадным
большинством мыслителей.
Живший в обстановке междоусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс,
как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого
зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней.
Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным
состоянием.
Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное
существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни
личности. А вот Локка считал, что человек от рождения, подобен чистому листу,
на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком
человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь
вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно
изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику
противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где
господствует частная собственность. Классический пример этой школы - Шарль
Фурье. Тот же Гегель утверждал, что человек таков какова окружающая его среда,
понимая социальный строй - как индивидуальные условия деятельности человека.
Социально-экономическое развитие любой
страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители Украины
социокультурный (духовно-нравственный) фундамент людей разбивают националистической
кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики лупят по
механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от
распада. Механизмы эти - нравственные отношения между людьми. Честность и
правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие,
бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность - все это называется
нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в
любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями:
правовыми и нравственными. Вопрос в уровне нравственности: где она - возле
плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к
словарям.
С.Ожегов: Нравственность - правила определяющие поведение. Духовные и душевные
качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.
С.Соловьев: Нравственность - это выражение общественных отношений, основа
формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих
взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для
выполнения каждым членом общества.
Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий
хам», написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство
(жлобство) - окончательная форма западной цивилизации, являющей собой
сплоченную посредственность».
А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата - это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения...
В заключение «как руководство к действию» назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»: О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве...
Ну что, почитаем? Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина - гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет...