Националист как отражение либерала и проекция большевика

Бывший СССР 
0
4458
Время на чтение 7 минут

Либерал - это традиционный враг русского народа. Враждебность либерала обнаружить легко: он презирает «эту страну» и «этот народ». Он может пытаться сдерживать себя, но презрение, так или иначе, прорывается, маркируя либерала как неизбежного русофоба.

Эту либеральную русофобию принято критиковать с националистических позиций. Мол, проклятые либералы ненавидят русский народ. А сами с этого народа кормятся. За рубежом российского либерала нигде не ждут. Поэтому как им ни противно постоянно сталкиваться с теми, кого они ненавидят, другой возможности обеспечить приемлемый для себя уровень жизни у них нет. Вот они и паразитируют на русских.

При таком повороте темы либерал русским не может быть по определению. Он должен быть «инородцем». И когда жизнь преподносит сюрприз в виде либерала с русской национальностью, начинаются поиски черной кошки в тёмной комнате: надо доказать, что русскость такого либерала обманная. Надо найти чуждую кровь, хотя бы осьмушку, и на основании этой осьмушки считать, что задача решена: либерализм данной персоналии получил объяснение.

Но как быть с теми, кого осьмушка инородческой крови не делает либералами? Или как быть с теми из либералов, в ком не находится даже осьмушки? С точки зрения последовательного националиста эти крайности сходятся: если не нашлось крови, значит, плохо искали или либерал хорошо прячет концы, маскируясь под русского. Если же чужая кровь есть, а либерализма нет - опять-таки, плохо искали: надо как следует покопаться, глядишь что-нибудь либеральное и сыщется. Тождество либерализма и инородчества нарушено быть не может: инородец должен быть либералом, точно также как либерал должен ненавидеть русский народ.

На этом национализм останавливается. Он не пытается ответить на неизбежно возникающий в этом месте вопрос: а за что либералы ненавидят русских?

С националистической точки зрения вроде бы и неважно за что. Для националиста важен сам факт ненависти. Он этой либеральной ненависти даже рад, поскольку оказывается в привычной для себя системе координат, и ему понятно, как действовать: вы ненавидите нас, мы - вас. Вы хотите эксплуатировать русский народ, а мы погоним вас и в хвост и в гриву, так что и духу вашего не останется. Да здравствует война до победного конца!

И ведь действительно, хорошо бы избавить Россию от либералов. Но вот вопрос: обязательно ли для борьбы с либерализмом становиться русским националистом? Для националиста ответ очевиден. Поскольку националист не хочет задумываться, он выбирает простые решения. Кто не с нами, тот против нас. Предполагается, что поскольку националисты борются за благое дело (за интересы русского народа), то они и представляют правую сторону. Все остальные оказываются на другой стороне, а там правды нет. В итоге националисты получают вывод, кажущийся им логичным: национализм и борьба за правое дело - это одно и то же.

Но это логическая ошибка. Человек иногда может летать (на самолете), но это не значит, что способность летать присуща человеку по существу. Так и националисты порою могут говорить правильные вещи, но это еще не означает, что национализм - квинтэссенция истины.

Национализм предпочитает энергетически сильное чувство - ненависть - всем остальным движениям души. Любовь для националиста вернее всего выражается через ненависть: любить русский народ означает, прежде всего, ненавидеть его врагов. Это бросает специфический отсвет и на понимание националистами русского народа. Русский народ - это общность, на которую нападают злые враги (в частности, либералы).

Националисты любят прибегать к символике Третьего Рима, говорить о мессианстве русского народа, о сакральном смысле русскости. Это, пожалуй, основное, что они легко усваивают из всего комплекса русского Православия. Остальные аспекты православного мировоззрения воспринимаются гораздо хуже. И это понятно.

Национализм нуждается в мистике. Он видит мир в виде бинарной системы, где абсолютное зло противостоит истинному добру. Националист защищает истинное добро, а поскольку он защищает русский народ, русский народ и есть это истинное добро. Почему - добро? Да не важно, главное мистическое чувство святости собственного дела. Мистическое зло (либералы) атакуют мистическое добро (русский народ). Детализация картины не требуется. Любые попытки анализа - отвлечение от борьбы, аналитические потуги ослабляют боевую позицию и потому должны быть отброшены...

Между тем, либеральная русофобия объясняется не просто тем, что плохие ребята должны ненавидеть хороших. Ненависть, которую либералы испытывают к русскому народу, вполне рациональна. Более того, она прямо вытекает из либеральности этих самых либералов. Либерал не может оставаться либералом и при этом избежать русофобии.

Либерал - это тот, кто из собственной свободы, данной ему Богом, сотворил идол. Либерал не желает признавать приоритет общего над личным ни в каком виде. Он радеет о правах и только терпит обязанности. При слове «служение» он морщится, а слово «империя» вызывает у него изжогу.

Из всех государств либерал больше всего не любит русское государство, в котором личность, персона, индивидуум никак не могут попасть на пьедестал. Не терпит русский народ этих кумиров.

Русский народ - общинный, имперский. Он верит своей власти (быть может, больше чем следует), уважает государство и государственность как общий принцип. Вот в этом-то и причина лютой русофобии либералов. Либералы на протяжении истории неоднократно предпринимали попытки навязать русскому народу либеральное устройство ума. Принести в Россию свободу европейского разлива: не внутреннюю свободу в Боге, которая естественна для русского человека («свободу для»), а свободу внешнюю - в реализации персональных прав («свободу от»). Но - не получилось. Русский народ устоял перед европейским соблазном, несмотря на все перипетии недавнего прошлого.

Либералы поняли и приняли это. Об этом говорят, например, клички, звучащие в адрес населения Новороссии со стороны свiдомого (то есть «сознательного»), реализовавшего свой европейский выбор Киева: ватники, колорады... За этими именами стоит именно верность общинности и идее большого государства (Империи).

Националист, который, вроде бы, критикует либералов, сам не очень любит империю. Поэтому он никак не может публично признаться, за что либерал ненавидит русский народ. Националист и сам не очень доволен народом и хотел бы его переделать. Побудить, например, выгнать всех инородцев... Терпимость русского народа к инородцам и тем же либералам для националиста непонятна. Националист просто не способен осознать, что русская душа велика и вмещает многих; он хочет произвести кастрацию русской души...

Получается, что в чем-то националисты и либералы довольно похожи. И их политическая смычка в борьбе против российской государственности отнюдь не случайна. И либералы, и националисты - носители зудящего духа, которому противен традиционный российский консерватизм. И тут стоит вспомнить еще один тип борца с консерватизмом - большевика.

Националист - это сегодняшнее воплощение большевика (или, вернее, народовольца). Народоволец шел в народ, чтобы побудить его прочувствовать свою угнетенность. Пробудить к борьбе против помещиков и всякого там буржуазного элемента. Националист обращается к русскому народу, также побуждая и пробуждая его: мол, пора бороться против инородцев и либералов...

При этом народовольцы не были собственно народом. Они являли собой матрицу «заботы о народе извне». Подобную же матрицу реализуют и националисты. Из этого видно, что и они - не народ.

Некогда для большевиков, а сегодня - для националистов существующая государственность не представляет никакой ценности. Националисты согласны замечать страну, то есть землю русского народа, но вот политическое образование на этой земле они считают каким-то чужеродным наростом. То, что государство обеспечивает продолжение бытия своих граждан изо дня в день, гарантируя преемственность состояний, оборачивающееся для народа той ожидаемостью и предсказуемостью, при которой только и возможна нормальная жизнь, для националистов ничего не значит. Они готовы разорвать ткань обыденной жизни ради идеи. Готовы развалить государство, не опасаясь последствий. Любые последствия лучше, чем «господство инородцев».

Это - опять калька с большевиков. Идея важнее жизни народа. И народ это чувствует. Поэтому националисты неизбежно будут отторгаться русским народом как чужеродный, опасный и враждебный русскому народу элемент.

Пока националисты не у власти, они будут заигрывать с народом, обещая ему счастливую жизнь, в которой никто не будет ущемлять права русских. Их ходовой лозунг: у русского народа должна быть русская власть. Так-то оно так, но говоря о русской власти, националисты видят в этой роли себя. И если вдруг им удастся пробраться или прорваться к власти, русскость станет ключевой темой проводимой политики. Это неизбежно, ибо на национальном вопросе у них завязано всё и другого содержания эти люди предложить просто не могут. Как для большевиков основной характеристикой человека было классовое происхождение, так для националистов такой характеристикой станет чистота крови.

Большевикам русский народ дал себя обмануть. Пошел за обещанным счастьем и потерял Православие, Империю, традицию и культуру. Вернее, почти потерял. Православие удалось сохранить, благодаря жертве тысяч новомучеников. Остатки традиции и культуры уцелели в годы культурной ломки только потому, что они - неотъемлемая часть национальной идентичности. Утрать их, русский народ просто перестал бы существовать. Из СССР получился слепок с Империи: черты узнаваемы, но подлинной жизни нет.

Народ дал себя обмануть и либералам. Потерял СССР. Еще раз испытал на прочность свою традицию и культуру. Что-то утратил, но что-то удалось и вернуть. Вообще, либералов русский народ пережил гораздо легче, чем большевиков. Либералам не удалось пролезть в душу народа глубоко, их обольщение оказалось, по большей части, поверхностным, наносным. И теперь либералы злятся, понося русский народ при каждом удобном случае.

Это вселяет надежду, что и националистам не удастся перебить становой, имперский хребет русского народа. Будем надеяться, что мы чему-нибудь всё-таки научились и не вверим себя воле очередных обольстителей. Поскольку знаем, что воля, противопоставляющая себя российскому государству, не может оказаться благой.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

300. Ответ на 298., Андрей Карпов:

Теперь перескажу, как понимаю. Скорбит душа Апостола за братьев по плоти, которые суть призванный народ Божий. Этот момент важен. Павел подчеркивает, что иудеи были Божьим народом. Боль Павла исключительно в том, что его народ отпал от Бога, отвергнув Христа. Беда народа не в том, что его поработили римляне. Не об этом сокрушается Павел. А о том, что иудеи остались без Христа. Вот ради чего, он готов был подвергнуться проклятью, вечному осуждению, чтобы привести народ к Христу.А далее он говорит еще более важные вещи. О том, что Бог творит свой народ. И как бы народ не отпал от Христа, Бог восставит народ - не через простое плотское родство, а через обетование. Кто примет обетование, кто примет Христа - тот истинный иудей (то есть представитель Божьего народа). Вот такое решение национального вопроса - через веру.А о чем печалятся наши националисты? Тут параллелей с ап. Павлом никаких.

Андрей, как же нет параллелей, если апостол Павел все же скорбит о своем народе, о братьях по плоти, что отпали от Высшей Правды - Христа, а не просто о том, что евреи не властвуют над другими народами. Так же и русский народ искренне привержен идеалам Правды и Добра. Даже если некоторые люди еще не осознают, что Христос и есть Правда, но и ими движет не стремление выделить свой народ в особое привилегированное положение, а устроить свой мир по Высшей Правде. Можно даже сказать, что это уже в крови, в генах русских. Поэтому, естественно, больше доверия к русским по крови. Хотя никто из националистов (в хорошем смысле этого слова) не будет зацикливаться на чистоте крови, так как их волнует более важный вопрос. Чистота крови - это уже расизм. И если люди других национальностей такого же духа, как русские, то их принимают как родных. Где вы слышите возмущения, что грузина Сталина выбрали главой государства? А вот если кто-то становится другого духа, то тогда его отторгают. Помните Тараса Бульбу и его сына Андрия? Поэтому национальность РУССКИЙ даже звучит как прилагательное. Поэтому, видимо, даже землячеств в армии не было у русских, потому что суть русских - служение Справедливости, Правде, Добру, а не примитивное кучкование по национальности. Поэтому "Русь называют Святой". Разве Вы этого не понимаете? Ваши подозрения в преференциях только из-за чистоты крови звучит просто как оскорбление русскому народу. Апостол Павел болеет за свой народ, и русские националисты тоже болеют за свой народ именно по той же причине, что и апостол. Почему кто-то отказывает им в праве болеть за свой народ и любить его? Другое дело, что определенные силы все время целенаправленно стараются убить в нашем народе его высшие устремления служения Правде. Что и происходит на Украине. Там навязывается, что высшая ценность - это целостность Украины. Уже Порошенко открыто приучает украинцев злорадствовать , что дети на Донбассе сидят в подвалах, а старики не получают заработанные пенсии. Поддадутся ли люди на это? Предадут ли веру и свои ценности? Дай Бог, чтобы совесть помогла им разобраться. А русские отстаивают свой русский мир, как хранитель Правды. Об этом и президент говорил.
Алёна / 30.11.2014, 19:24

299. Ответ на 289., Алёна:

Мне тоже ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотелось бы услышать Ваше понимание слов апостола,

Вот толкование Ефрема Сирина на 9 главу Послания к Римлянам (текст самого послания давать не буду). " 1-2 После того как сказал он о вшествии (в церковь Христову) язычников, возвращается назад и начинает печалиться об удалении народа Израильского, говоря так: печаль для меня есть великая. 3 Ибо желал я сам быть отлученным от Христа за братьев моих, - тех самых, кои суть сыны Израиля. Тот, кто прежде говорил: никакое мучение имеющего придти Антихриста не возможет отделить меня от Христа, теперь сам, по своей воле говорит: желал (бы) я умереть для Христа, чтобы братья мои жили во Христе. Рим.9:3 с толкованием 4-5 Но дабы показать, что пред Богом они не отвержены и оставлены, говорит: они призваны к усыновлению, как и язычники, поскольку они причастными сделались также обетованиям отцов. Они суть те, от коих Христос был назначен (к пришествию), и происшел от них - Тот, Кто есть Бог над всем. 6-7 Не то, чтобы не сбылось слово Божие, то есть, - хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, - и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила (Быт.25:1-16). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя (Быт.21:12). 8 Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя." Теперь перескажу, как понимаю. Скорбит душа Апостола за братьев по плоти, которые суть призванный народ Божий. Этот момент важен. Павел подчеркивает, что иудеи были Божьим народом. Боль Павла исключительно в том, что его народ отпал от Бога, отвергнув Христа. Беда народа не в том, что его поработили римляне. Не об этом сокрушается Павел. А о том, что иудеи остались без Христа. Вот ради чего, он готов был подвергнуться проклятью, вечному осуждению, чтобы привести народ к Христу. А далее он говорит еще более важные вещи. О том, что Бог творит свой народ. И как бы народ не отпал от Христа, Бог восставит народ - не через простое плотское родство, а через обетование. Кто примет обетование, кто примет Христа - тот истинный иудей (то есть представитель Божьего народа). Вот такое решение национального вопроса - через веру. А о чем печалятся наши националисты? Тут параллелей с ап. Павлом никаких.
Андрей Карпов / 30.11.2014, 13:08

298. Ответ на 296., М.Яблоков:

в сознании некоторых людейОсобенно в непротивленцах злу насилием )

А от этих ничем не спасешься.
Lucia / 29.11.2014, 17:25

297. Ответ на 295., Lucia:

в сознании некоторых людей

Особенно в непротивленцах злу насилием )
М.Яблоков / 29.11.2014, 11:22

296. Ответ на 294., М.Яблоков:

Национализм - обычно просто является формой вражды к другим народамТолько это уже не национализм, а нацизм.

Да, но от нациноализма до нацизма один шаг. в сознании некоторых людей.
Lucia / 29.11.2014, 07:02

295. Ответ на 286., Lucia:

Национализм - обычно просто является формой вражды к другим народам

Только это уже не национализм, а нацизм.
М.Яблоков / 28.11.2014, 18:36

294. Ответ на 284., Андрей Карпов:

И глухота современного сердца не видит разницы, ни видит лжи превращения любящего сердца в апологета идеологии...

Это только в Вашем воображении. Начните с себя )
М.Яблоков / 28.11.2014, 17:38

293. Ответ на 283., Андрей Карпов:

Любовь к своему народу - это любовь к своему народу. А национализм - есть национализм. Как-то жили и любили до возникновения этого идеологического монстра

Думаю, что "идеологический монстр" исключительно в Вашем воображении )))
М.Яблоков / 28.11.2014, 17:37

292. Ответ на 273., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

слов выдающегося русского мыслителя, крупнейшего идеолога монархической государственности Л. А. Тихомирова (1852-1923), который выдвигает блестящую концепцию всемирно-исторической миссии русской национальности, которая «есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени… Только во имя своей великой общечеловеческой миссии русский народ может требовать себе руководительства другими народа-ми и тех материальных условий, которые для этого необходимы. Те требования, которые может и должен предъявлять русский народ, налагают на него великие обязанности попечения и справедливости. Он – не из тех опекунов, которые пользуются своими правами для того, чтобы обобрать отданных в зависимость от него. Люди, которые этого не понимают и не чувствуют, – думают и живут не по-русски» (Тихомиров Л. А. Христианство и политика. М., 1999. С. 168).

слов выдающегося русского мыслителя, крупнейшего идеолога монархической государственности Л. А. Тихомирова (1852-1923), который выдвигает блестящую концепцию всемирно-исторической миссии русской национальности, которая «есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени… Только во имя своей великой общечеловеческой миссии русский народ может требовать себе руководительства другими народа-ми и тех материальных условий, которые для этого необходимы. Те требования, которые может и должен предъявлять русский народ, налагают на него великие обязанности попечения и справедливости. Он – не из тех опекунов, которые пользуются своими правами для того, чтобы обобрать отданных в зависимость от него. Люди, которые этого не понимают и не чувствуют, – думают и живут не по-русски» (Тихомиров Л. А. Христианство и политика. М., 1999. С. 168).

Спасибо Л.А.Тихомирову за то, что очень четко сформулировал суть обсуждаемого вопроса. Именно в этих словах он смог выразить то, что думаю и чувствую я. Думаю, что и другие ненациствующие националисты вкладывают в понятие "национализм" именно этот смысл. Хотя осторожность нужна, чтобы никто не смог нас сбить с этого правильного понимания. Поэтому русский и должен быть прежде всего настоящим православным человеком, чтобы понимать, что в первую очередь надо любить Господа Бога, и только во вторую очередь своего ближнего, как самого себя. Тогда любовь к своей нации не превратиться в самоцель, как у фашистов.
Алёна / 28.11.2014, 17:16

291. Ответ на 273., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

слов выдающегося русского мыслителя, крупнейшего идеолога монархической государственности Л. А. Тихомирова (1852-1923), который выдвигает блестящую концепцию всемирно-исторической миссии русской национальности, которая «есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени… Только во имя своей великой общечеловеческой миссии русский народ может требовать себе руководительства другими народа-ми и тех материальных условий, которые для этого необходимы. Те требования, которые может и должен предъявлять русский народ, налагают на него великие обязанности попечения и справедливости. Он – не из тех опекунов, которые пользуются своими правами для того, чтобы обобрать отданных в зависимость от него. Люди, которые этого не понимают и не чувствуют, – думают и живут не по-русски» (Тихомиров Л. А. Христианство и политика. М., 1999. С. 168).

Спасибо Л.А.Тихомирову за то, что очень четко сформулировал суть обсуждаемого вопроса. Именно в этих словах он смог выразить то, что думаю и чувствую я. Думаю, что и другие ненациствующие националисты вкладывают в понятие "национализм" именно этот смысл. Хотя осторожность нужна, чтобы никто не смог нас сбить с этого правильного понимания. Поэтому русский и должен быть прежде всего настоящим православным человеком, чтобы понимать, что в первую очередь надо любить Господа Бога, и только во вторую очередь своего ближнего, как самого себя. Тогда любовь к своей нации не превратиться в самоцель, как у фашистов.
Алёна / 28.11.2014, 16:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Максим Пуркаев (1894–1953)
30.04.2024
Войны выигрывают воины
Не хитроумные ставленники денег спасают нации, а носители жестокой и беспощадной воли
30.04.2024
Ленинградская школа киноискусства
Документы из фонда Президентской библиотеки рассказывают об истории создания киностудии «Ленфильм»
30.04.2024
В этот день родился Император Александр II
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося ученого и государственного деятеля А.Н.Оленина, исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И.Невельского и Героя Советского Союза И.П.Зеленюка
30.04.2024
День памяти победителя Наполеона
Сегодня мы вспоминаем полководца М.И.Голенищева-Кутузова, изобретателя А.К.Нартова, правителя Русской Америки А.А.Баранова, летчика А.В.Ляпидевского
29.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05