Будущее. Вражда. Город

Внутри языка

0
962
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Язык даёт нам подсказки. Апостол Павел как-то заметил: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». Мы составляем из слов фразы и понимаем друг друга. Но иной раз имеет смысл не спешить сослагать одно слово с другими. Можно взять отдельное слово и попытаться присмотреться к его значению внимательнее. Возможно, это поможет нам уточнить картину мира.

БУДУЩЕЕ. Будущее в языке — не просто грамматическое время; это область, где язык конфликтует с реальностью. В реальности будущего нет, оно ещё не наступило, а язык оперирует им как некой данностью. «Я пойду туда-то и буду там то-то делать» — построив подобную фразу, я создаю повод для реакции, ровно такой же, каким является и то, что уже произошло, и то, что происходит сейчас. 

Суть будущего, однако, вовсе не в провокации. Будущее вызревает в настоящем. Древесина гниёт, и рано или поздно деревянный настил проломится. Этого следует ожидать, надо быть готовым к будущему событию, чтобы неожиданно не провалиться и не сломать ногу. Я иду к сапожнику и сдаю ботинки в ремонт. Лишившись ботинок сейчас, я получу их в будущем обратно, уже в лучшем качестве. У нас есть все основания для того, чтобы ежесекундно апеллировать к будущему, и язык создаёт средства для выражения этой отсылки.

Но, получив эти средства в своё распоряжение, мы злоупотребляем ими. Язык не ставит нам никаких границ в формировании суждений о будущем. Когда я говорю «завтра будет…», я могу подставить дальше любые слова, и это не нарушит грамматических правил. Внутри языка мы можем создавать любое будущее по своему желанию. И так активируется лингвистический парадокс. Мы называем будущим наши ожидания, сумму наших намерений, тогда как будущее — лишь то, что будет. 

Законы, на которых строится мир, включают в себя причинно-следственные связи. Имея перед собой причину, мы можем и даже должны учитывать её следствия. Но нам мало зайти в будущее по щиколотку, мы хотим забраться поглубже. Поэтому мы пытаемся представить себе те причины, которых ещё нет, и вывести следствия из них. Нам думается, что, допустив правильные причины, можно запрограммировать получение нужных следствий. Кажется, что это не сложнее, чем нажимать на клавиши. Компьютер ведь делает то, что мы от него хотим; почему бы и будущему в целом не выстраиваться по нашему плану? Мы вожделеем управлять будущим. 

Но будущее — лишь то, что будет. Оно включает не только результаты наших усилий, доля которых весьма мала. Наша власть над будущим практически не выходит за границы языка. Реальное будущее не поддаётся контролю.

ВРАЖДА. Вражда — антоним дружбы. Слово, предельно противоположное по значению. Но что это значит? 

Антонимичность, на самом деле, весьма интересное отношение. Для того чтобы мы считали противоположность смысла, слова должны попадать в один семантический ряд, занимая в нём крайние места, как, например, «горячий» и «холодный» в ряду «горячий — тёплый — нехолодный — холодный». А в одном ряду могут стоять лишь те слова, что обладают рядом общих признаков — как грамматических, так и семантических. Антонимы «горячий» и «холодный» объединяет не только то, что оба эти слова — прилагательные, но и то, что они описывают один и тот же параметр — температуру. 

При этом стоит иметь в виду, что исторически температура определялась не градусником, а тактильно. Чтобы определить, холодная печь или уже прогрелась, надо было её потрогать. Чтобы не обжечься чересчур горячим питьём, его осторожно пробуют губами. То есть итоговый вывод может быть различным, но действия, предшествующие ему, одинаковы.

Этот момент вшит в любую пару антонимов. Антонимы должны обладать структурным сходством, которое следует понимать шире, чем грамматическое. Это сходство включает в себя и определённое место в картине мира (антонимы вполне могут заменять друг друга с сохранением окружающих их слов, ну и с реверсом смысла, конечно: между ними была дружба, а стала вражда; субъекты остались прежними, поменялось лишь отношение), и некую параллельность возникновения качества или состояния, сродство в реализации противоположностей.

Дружбу надо поддерживать. Друг, с которым контакт был утрачен, превращается в элемент прошлого — это друг детства, друг юности и т.д. Приятно вспомнить о прежней дружбе, но можно считать, что в настоящем этого друга уже нет. Другом остаётся лишь тот, с кем соблюдаются определённые ритуалы дружбы.

Аналогичным образом мы поддерживаем и вражду. Если её оставить без внимания, она затухнет. Поэтому время от времени мы её подкармливаем, напоминая себе о её существовании. 

Тут нет никакого тайного знания, но каждый раз это становится довольно неприятным личным открытием. Я не просто имею какого-то врага, я постоянно подчеркиваю себе его враждебность, интерпретируя его действия как направленные против меня. Обычно думаешь, что враг существует объективно, что вражда есть естественное следствие из внутренней организации врага. А на поверку выходит, что я сам участвую в воспроизводстве вражды и представляю собой одну из её причин. А может быть и так, что причина — только во мне.

 ГОРОД. Город буквально — огороженное место. Ограда — простейшая, но очень эффективная система защиты. В городе жить более безопасно. Живущий вне ограды больше рискует. Если будет набег, нажитое им имущество разграбят, а дом могут спалить. У горожан есть шанс отсидеться за стенами.

Тот, кто живёт вне стен, более крут. У него жизнь тяжелее. Выжить в более опасных условиях непросто. Тут нужен характер. Горожанин может быть изнеженным, житель открытых пространств — нет.

С другой стороны, жить под постоянной угрозой — безрассудно. В какой-то степени это синоним слову «глупо». Здравомыслие должно побуждать людей переселяться внутрь города. Однако количество мест для заселения в городе всегда ограничено. Среди желающих стать горожанами всегда происходил естественный отбор. Понятно, что город открывал свои ворота богатым. А из тех, кто победней, в город внедрялись самые ушлые (хитрые и беспринципные).

Эта оппозиция пережила выход города за свои стены, прекращение набегов и в какой-то степени сохраняется до сих пор. Житель открытых пространств менее прихотлив, физически сильнее и вообще круче, ибо он должен выживать там, где это сложно. Перемести такого в «городские джунгли», и вероятность, что он выживет — высока. Собственно, за счёт таких переселенцев и росло население городов. А перемести урождённого горожанина в сельскую местность, оторви его полностью от города — скорее всего, будет трагедия.

В то же время средний горожанин житейски хитрее, ему доступно больше нюансов отношений, поэтому (если дело не доходит до выживания) он выигрывает у жителя села: в его распоряжении больше самых разных ресурсов, в том числе знаний на общие темы, наконец, он свободнее в защите собственных интересов (ему проще считать других разменной монетой).

Костяк нации из горожан получается не очень крепким. В условиях стресса горожане не выдерживают нагрузки. Но урбанизация зашла так далеко, что сельское население проигрывает численно, да и то число, которое мы видим в статистике, образуется в основном за счёт людей почтенного возраста. Город вобрал себя всех, кто способен к мобильности (то есть обладает активностью), и переработал их в формат горожан. В результате нация ослабла физически и этически. Тотальное господство города должно закончиться катастрофой.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:

но каждый раз это становится довольно неприятным личным открытием. Я не просто имею какого-то врага, я постоянно подчеркиваю себе его враждебность, интерпретируя его действия как направленные против меня.

Вот зачем, уважаемый Андрей, Вы делаете такие необоснованные утверждения? Получается, Россия своим постоянным "напоминанием" ненависти сама заставляет Запад враждовать с нами. Неправда. Главная причина точно вне нашей нами же подогреваемой "ненависти" к Западу. А вот к самому Западу это приложимо в огромной мере. Но и то как средство для него оправдания своей агрессивности по отношению к России.

У верблюда два горба потому, что жизнь борьба !
учитель / 02.08.2022, 16:16

5. Тут нет никакого тайного знания,

но каждый раз это становится довольно неприятным личным открытием. Я не просто имею какого-то врага, я постоянно подчеркиваю себе его враждебность, интерпретируя его действия как направленные против меня.

Вот зачем, уважаемый Андрей, Вы делаете такие необоснованные утверждения? Получается, Россия своим постоянным "напоминанием" ненависти сама заставляет Запад враждовать с нами. Неправда. Главная причина точно вне нашей нами же подогреваемой "ненависти" к Западу. А вот к самому Западу это приложимо в огромной мере. Но и то как средство для него оправдания своей агрессивности по отношению к России.

4. Ответ на 3, Адриан Послушник:

Тотальное господство города должно закончиться катастрофой

Ради этой конечной в эссе верной мысли столько голых словов? Или это прием наведения?
Всвязи с этим была бы интересна тема: Волга впадает в Каспийское море.

Теги по теме: деревня - неурожаи, голод, телега, кобыла, сибирская язва, неграмотность, гармонь, самогон.
учитель / 02.08.2022, 04:12

3. Да, город = смерть

Тотальное господство города должно закончиться катастрофой

Ради этой конечной в эссе верной мысли столько голых словов? Или это прием наведения?
Всвязи с этим была бы интересна тема: Волга впадает в Каспийское море.

2.

Тотальное господство города должно закончиться катастрофой.

верно сказано! А я бы вслед за профессором В. Ю. Катасоновым напомнил, что первый город в мире был построен Каином, и именно каиниты прославились в строительстве городов еще во времена до Великого Потопа. А также должно отметить, что всю историю Руси с самого начала государства и до конца 1950-х сельское население преобладало над городским, и только в результате гнилостной хрущевской "оттепели", о преступлениях которой должно быть известно всякому честному человеку, городское население в СССР стало преобладать. Последствия, как известно, не заставили себя долго ждать. Как сейчас нам возродить деревню? Как сейчас нам разселить города? Кто-то говорит о приведении городов к границам по состоянию на 1 января 1917 года, другие - по состоянию на 1 марта 1953. Иные говорят о необходимости поддержки и возрождения ручного труда, сокращения автоматизации, механизации и роботизации. Третьи говорят о возвращении в деревню всех, кто покинул её после 10953 года и их потомков, возвращения в ту точку, после которой начался слом традиционного жизнеустройства; четвертые говорят, что нам нужно новое "крепостное право", реализованное новыми технологическим средствами, но на прочном основании Русской Традиции и Веры Христовой. Может быть, необходимы все эти методы вместе взятые и еще что-то. Вот над какими вопросами должны самим крепким образом думать Русские мыслители, общественные деятели, православные публицисты.

1.

Но урбанизация зашла так далеко, что сельское население проигрывает численно, да и то число, которое мы видим в статистике, образуется в основном за счёт людей почтенного возраста. (с)

Почвенного возраста ))
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.12.2024 03:05
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 22:17
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
20.12.2024 21:11
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 19:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11