Многие мои известные коллеги подняли истошный вой из-за того, что популярный актер театра и кино Михаил Пореченков во время посещения Донецкого аэропорта «Сергей Прокофьев» 30 Августа на камеру немного пострелял по учебной цели из крупнокалиберного пулемета тульских оружейников Никитина, Соколова, Волкова - НСВ-12,7 «Утёс», что для него привычно и как актеру, и как бывшему курсанту военного училища. В то время на прославленном артисте были надеты серо-синие бронежилет и каска телекомпании ВГТРК с надписями «Пресса». Для меня несомненно то, что такое снаряжение было главным условием тележурналиста Евгения Поддубного для посещения актером позиций, близких к передовой, и журналист дал Михаилу бронник с каской из имевшихся в распоряжении телегруппы.
Никак не разбираю совершенно естественное мужское поведение Михаила Пореченкова в соответствующих обстоятельствах, когда ему принимающая сторона предложила пострелять на пункте пристрелки оружия (он сам этого не просил, хотя и это было бы естественно для русского мужика), а он после минутного колебания согласился.
Либеральные журналисты завыли, утверждая, что таким образом Михаил Пореченков «подставил» российских военных корреспондентов в Новороссии вообще, на которых теперь может быть объявлена «охота». Дескать, он, надев боевые защитные средства с надписями «Пресса», обязан был соблюдать и журналистскую «этику».
Ну, во-первых, укропами была открыта самая настоящая охота на российских корреспондентов ещё в Июне нынешнего года, а в Июле Коломойский даже обещал вознаграждение за их уничтожение. А во-вторых, список жертв этой охоты с убитыми и ранеными всем хорошо известен.
Лично меня в ситуации нынешнего гвалта вокруг этого случая глубоко возмутила апелляция к мнимой журналистской «этике». Сами рассуждения о какой бы то ни было «этике» в устах журналистов, уже много лет постоянно пропагандирующих откровенный разврат, невыносимую пошлость, человеконенавистническую жестокость, изменнические отношения к Родине, распространяющих откровенную ложь по поводу и без повода - просто из привычки и любви к вранью - совершенно смехотворны!
Новая журналистская «этика» у нас начала декларироваться и насаждаться под влиянием западных «ценностей» ещё во второй половине восьмидесятых годов прошлого века. Её идеологическим базисом стал западный «постулат» о том, что СМИ якобы являются «четвертой властью». История этой псевдо-юридической категории в свою очередь связана с идеологией «великой» Французской революции и её «свободой» слова. Одни считают, что изобретателем термина по отношению к массовой печати был революционный философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), другие утверждают, что первым новое понятие стал употреблять фанат Наполеона шотландский публицист Томас Карлайл (1795-1881), третьи приписывают первое использование понятия в его нынешнем значении британскому историку Томасу Бабингтону Маколею (1800-1859). Но суть понятия заключается в том, что пресса имеет громадное влияние на общество и государство, на международные отношения и вполне может конкурировать с тремя реальными властями - законодательной, исполнительной и судебной. Конечно, в условиях буржуазных СМИ реальной силой обладают не позиции «свободных» журналистов-исполнителей, а владельцы газет, журналов, издательств, телеканалов, радиостанций, медиа-холдингов. По лукавым правилам игры, журналисты должны обладать свободой перемещения и правом экстерриториальности, свободой сбора и распространения информации и неприкосновенностью, а для успешного осуществления своих профессиональных нужд в зоне военных конфликтов журналист обязан соблюдать нейтралитет по отношению к разным воюющим сторонам, не использовать военную форму, не участвовать в боевых действиях и вообще никогда не иметь при себе оружия.
На самом деле военным корреспондентам разных стран хорошо известно, что в 90% угрожающих ситуаций соблюдение этих обязательств совершенно не гарантирует мифических международных «прав» журналиста. И по всему мiру почти ежегодно более сотни сотрудников СМИ становятся умышленными жертвами военных конфликтов, не считая погибших от артобстрелов, бомбежек и шальных пуль, - их целенаправленно отстреливают, захватывают в плен как иностранных «наемников», пытают и часто расстреливают без следствия и суда, даже если все условия журналистами соблюдались. Но журналистские жертвы в условиях правил такой игры становятся выгодным материалом для политиков, которые, когда нужно, поднимают глобальный шум, а когда это для них невыгодно - просто не замечают этой крови и смертей.
Если же говорить об исторических традициях русской, российской, в определенный период - советской журналистики, то подобные лукавые условия были для отечественной прессы неприемлемы. Именно как военный журналист, но при этом как лицо сугубо гражданское А.С.Пушкин в Июне-Июле 1829 года был участником похода на турецкую крепость Эрзрум в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Причем он был вооружен и при случае перемещался в одиночку даже в местах расположения противника. За мужество и героизм, проявленные А.С.Пушкиным во время этого похода, он был награжден генералом Паскевичем трофейной турецкой саблей.
Писатель Николай Васильевич Берг (1823-1884) в 1853 году в качестве военного корреспондента отправился в Севастополь и был там до окончания осады, лично участвовал в сражении при Чёрной речке. Потом он отправился на Кавказ, где был свидетелем пленения Шамиля. Н.В.Берг был корреспондентом журнала «Русский Вестник» в Италии, где освящал боевые действия, находясь среди русских добровольцев на стороне Джузеппе Гарибальди.
В Русско-турецкой войне 1877-1879 годов участвовали более десяти военных корреспондентов России, а в русско-японской войне 1904-1905 годов их число возросло до сотни, ещё больше русских корреспондентов были на фронтах Первой Мiровой войны.
Во время гражданской войны в Испании (1936-1938) на стороне республиканцев-антифашистов были корреспондентами и нередко сражались с оружием в руках Эрнест Хемингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Михаил Кольцов, Джон Дос Пассос, Уистен Оден, Роберт Капа, Герда Таро, Артур Кёстлер, Джордж Оруэлл. Кстати, последний был ранен в бою, Герда Таро погибла, Артур Кестлер был пленен, приговорен фашистами к расстрелу и провел в камере смертников пять месяцев, но его обменяли на жену франкистского летчика-аса. Ничего безнравственного, противоречащего подлинной профессиональной этике мiровая культура в этом до сих пор не видела.
В Великой Отечественной войне с оружием в руках принимали участие уже тысячи корреспондентов центральных изданий, фронтовых, армейских и дивизионных газет, полковых и батальонных боевых листков, многие из них за мужество и боевые заслуги были награждены медалями и орденами. Среди известных советских военных корреспондентов в зонах боев Великой Отечественной назову Михаила Шолохова, Андрея Платонова, Александра Прокофьева, Бориса Полевого, Льва Озерова, Бориса Горбатова, Константина Симонова, Михаила Савина, Мусу Джалиля, Юрия Королева, Цезаря Куникова, Бориса Соколова, Петра Лидова, Романа Кармена, Евгения Халдея, Павла Шубина. О своих коллегах-фронтовиках Константин Симонов сложил знаменитую «Песню военных корреспондентов», где есть такие строки:
«...С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли...»
И такие:
«Там, где мы бывали,
Нам танков не давали -
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города».
Были наши корреспонденты при оружии и в Афганистане, хотя в советской прессе и на телевидении это не афишировалось.
Теперь о военных корреспондентах собственно Новороссии и об отношении к ним со стороны укропов и нацгвардейцев. Поучительна история русского поэта, драматурга и актера, гражданина Франции Юрия Васильевича Юрченко, сотрудника информационного агентства «Новороссия». Он был захвачен в плен нацистским батальоном «Донбасс» под Иловайском 19 Августа, подвергнут пыткам, издевательствам и неоднократным угрозам расстрела. Чудом Божиим он выжил. Совершенно покалеченный, он был освобожден 7 Сентября по обмену пленными и до сих пор находится на излечении в госпитале. Как признается сам Ю.В.Юрченко в одном из интервью, у него был пистолет для самообороны, из которого он прежде стрелял только на стрельбище и ни разу не употреблял для боя. И в реальных условиях журналисту быть при оружии совершенно нормально! На войне как на войне: либо ты, либо тебя. Однако захват был столь внезапен, что в той ситуации открывать стрельбу было невозможно. Военкор «Новороссии» успел спрятать свой пистолет, и захватчики его не нашли. Но издевались над поэтом, как над бойцом, захваченным с оружием в руках.
Хотя я потомственный газетчик, никак не отношу себя к славной когорте военных корреспондентов. И только ради поддержки Михаила Пореченкова, основываясь на крохотном опыте пребывания на Донбассе в августе нынешнего года в качестве просто журналиста вместе с фотокорреспондентом Валерием Архиповым, хочу поделиться своими первоначальными сомнениями. Перед поездкой нам вручили военные куртки, Валерий надел её сразу и до возвращения в Москву не снимал, но я под влиянием навязанной в нашей среде псевдо-этики не собирался её носить. В первый же день во время посещения Донецка в гражданке я почувствовал себя крайне неуютно среди бойцов-ополченцев, плюнул на такую «этику», поняв её полную фальшивость и безсмысленность.
То же самое было относительно оружия. Неоднократно оплотовцы предлагали нам для памяти сфотографироваться с автоматами, пистолетами и пулеметами. Отказывался, безпочвенного позерства не хотелось: человек-то я гражданский. Но когда мы с Валерием 21 Августа поехали на стрельбище ополченцев под Торезом и постреляли из АК, повод для фотографирования был уже вполне обоснованным. И всё же решил эти снимки не публиковать, опять-таки имея в виду пресловутую «этику». Но когда сейчас поднялся этот оскорбительный и лживый гевалт вокруг Михаила Пореченкова, что он якобы «подставил» наших журналистов, наконец-то и до меня допёрло, что следовать правилам навязанной нам «этики» в нравственном отношение просто преступно.
Предлагаю «Русской Народной Линии» фотографии, сделанные нами на Донбассе, где мы - русские корреспонденты - запечатлены с оружием в руках во время учебной стрельбы. Конкретной целью того занятия было восстановление наших навыков обращения с оружием для его возможного боевого применения в экстренном случае. Плюю на фальшивую «этику» и свидетельствую о нашей верности славной исторической традиции русской журналистики в военных условиях. Руки прочь от Михаила Пореченкова!
На стрельбище под Торезом на Донбассе 21 Августа 2014 года. Фото В.В.Архипова и Л.Е.Болотина
1. Вот интересный материал