Данилов день

Впечатления участника праздничной службы

0
127
Время на чтение 6 минут

На сей раз на предложение благочинного «служить с Патриархом» реагирую мгновенно: «Хорошо! Согласен!». В прошлый раз, замешкавшись, чуть не лишился этой особой возможности. Делаю выводы... Патриаршая служба объявлена на непривычно раннее время - на 8.00. Патриарху в этот день предстоит далекий перелет в Хабаровск. Часы перед литургией бодрым темпом стартовали в 7.15. Струйки духовенства вытекают из боковых дверей алтаря навстречу Предстоятеля. Впереди два архиерея. В течении нескольких минут ожидания шепотом общаюсь с рядом стоящим священнослужителем. Я, по поводу аскетического облика одного из сослужащих викариев: «этот владыка своим видом ( у него была большая окладистая борода) « заткнет за пояс» любого старообрядца. Строгий владыка. Помню его еще преподавателем в Московской духовной академии, он был здесь еще и старшим библиотекарем. Как увижу его, вспоминаю громкий глас с его стороны из одного конца длинного коридора в другой, где стою я: « До - о - лж - н - и -ик ! Верни книги в библиотеку!» (я по своей рассеянности как-то после литургии в Академическом храме, принимая в ризнице антидор и святую воду, забыл здесь библиотечную книгу - она была обнаружена по истечении значительного времени). Деятельный владыка. Построил в областном центре большой собор, где во время архиерейских служб пели знаменным распевом. Духовенство держал в жестких рамках. Один благочинный его епархии мне говорил: « едем на заседание епархиального совета, волнуемся и трепещем: чем все закончится? Либо  «голова с плеч», либо «ярлык на дальнейшее княжение».

Спрашиваю соседа: «а что, теперь только архиереи непосредственно встречает Святейшего?» (они выдвинулись вперед, к самому входу в храм). Он подтверждает и в это время все духовенство просят пройти вперед, поближе к дверям. Всеми передвижениями и дислокациями сослужащего с Патриархом духовенства незаметно, но твердо руководил специальный батюшка, облаченный в епитрахиль. После входных молитв начинается торжественное облачение Патриарха. Два протодиакона с амвона, позвякивая кадилами, возглашают - один: « Господу помолимся, Господи помилуй», а другой читает молитвы на каждую часть облачения. Хор, волнообразно и раскатисто, поет повторяя: « Да возрадуется душа твоя о Господе...» (по старому чину то, что читает протодиакон пропевает хор). Стоим у престола, напряженно наблюдаем за чередой выходящих из алтаря через царские врата священнослужителей, несущих на подносах патриаршие одежды. Наверняка каждый думает: « а что придется нести мне и придется ли вообще?» Вдруг меня и рядом стоящего батюшку иподиаконы подвигают на горнее место и вручают патриарший саккос. Мы неумело его подхватываем, не знаем, в каком месте и какой стороной его держать. Иподиаконы быстро и ловко закрепляют в наших руках похожий на рыцарскую кольчугу патриарший саккос и выдвигают нас вперед. С досадой на свою неуклюжесть подумал: «наверняка сейчас архиереи и прочее духовенство наблюдают и думают: «экие неповоротливые». Выходя из алтаря, поостерегся: «не споткнуться бы от волнения». Начинается литургия: все четко, динамично, без пауз. После малого входа духовенство мощно воспело: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу!». Весь массив священнослужителей вслед за Патриархом двинулся в алтарь. Здесь Святейший щедро раздает возгласы сослужащему духовенству, стремясь по возможности охватить всех. У меня с собой большого формата старопечатный служебник, который я «смело» решил использовать на литургии. Это, однако, довелось сделать в считанные разы,  так как Патриарх громко и отчетливо читал вслух все положенные молитвы. Параллельное их чтение, тем более по такому крупногабаритному служебнику, который я взял с собой, было бы слишком вызывающе и неадекватно. Между тем приближался мой черед произносить возглас. Напряженно думаю: «что достанется? «Яко да под державою Твоею всегда храними...» - перед херувимской песней или «Щедротами Единороднаго Сына Твоего...» - после великого входа?» Неужели первый? Но он считается одним из ключевых и обычно возглашается предстоящим. Судорожно вспоминаю: а как он звучит по обычному чину; вроде есть небольшое отличие от старопечатного текста, по которому я привык служить. Решил подстраховаться - прошу соседа дать мне на минуту его служебник для уточнения. Да, есть нюанс: в отличие от старого текста в новом в этом возгласе отсутствует союз «и». Говорится сразу: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем...». Пока я все это уточнял, вдруг сзади мощная рука берет меня крепко за локоть, разворачивает и слегка наклоняет в сторону предстоящего у престола Первосвятителя. Оказывается, что в начале ектеньи, возглашаемой перед Херувимской песнью, Патриарх благословил мне произнести возглас, а я это проглядел. Раньше, насколько я помню, благословляли произносить возглас непосредственно перед его возглашением, а в данном случае сигнал был дан в начале ектеньи. Логично. Ведь надо же подготовиться заранее, особенно таким несобранным как я. Заканчиваю возглас: в одной руке у меня служебник, в другой микрофон, т.е. руки заняты, а ведь надо перекреститься с поклоном в конце возгласа и поклониться Предстоятелю. Механически перекладываю микрофон в левую руку, чтобы освободить правую для совершения крестного знамени. Из-за этого концовка возгласа не звучит во всеуслышание. Однако опытная рука бодрствующего куратора подхватывает микрофон и быстро восстанавливает статус-кво. Отмечаю про себя особенности, которых раньше не было: после малого входа в алтарь через царские врата вошли только архиереи, а духовенство - через боковые двери. Возглас после великого входа «И помяни Господи великого господина и отца нашего Кирилла...» произносился не в Царских вратах лицом к народу, а лицом к Предстоятелю. Диаконы, кроме двух первенствующих, во время евхаристического канона стояли не у престола, простирая орари на словах «Приимите и ядите...» и «Пийте от нея вси...» - а в два ряда на горнем месте лицом к священнодействию. Поделился с соседом на трапезе: вроде раньше было по-другому. Тот подтвердил, добавив: ну это несущественные вещи.

... Приближаемся к кульминации литургии, начинается евхаристический канон. Патриарх чрезвычайно сосредоточен. Слова молитв из его уст звучат проникновенно, личностно, доверительно. Они проникнуты надеждой, жаждой помощи и крепкого водительства, подкрепления и вразумления. Произносится совершительная формула - слова освящения хлеба и вина, претворяющие их в Честное Тело и Честную Кровь Господа. Сослужащие, вслед за Предстоятелем припадают к престолу, воздавая честь Живому Христу. Необычно долго Патриарх замирает в положении ниц. Молится о сокровенном «Единому Сведущему сердечная», слышится всхлип. Когда Патриарх поднимается, все невольно всматриваются в его лицо - одухотворенное, омытое волной благодати. В его глазах заметны слезы. Все искренно, естественно, никакой искусственности и нарочитости.

На следующий день по каналу «Союз» вижу Патриарха в Хабаровске. Огромный новопостроенный собор замер, внимая Первосвятительскому слову. Невольно подумалось: какая же огромная ноша лежит на его плечах! Какой цепкой должна быть память для того, чтобы произносить нужные слова в нужном месте! Какие силы и здоровье должны быть для того, чтобы твердо держать в руках весь колоссальный объем церковной жизни со всеми ее достижениями и проблемами! Беларусь, Молдова, Украина, взаимоотношения с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, особенно с первым по чести среди них, который настойчиво претендует на большее... А сколько нужно усилий по «предупреждению застоя», когда важно « генерировать идеи и давать импульсы» - и к возрождению общинной жизни, борьбе с пьянством (восстановлен день трезвости), «нащупыванию» новых форм работы с молодежью и т. д. и т. п. Поистине это титанический труд - его немыслимо подъять человеческими усилиями. Только с помощью Божественной благодати «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Вся премудростию сотворил еси!
Беседа с прихожанами о творении Божьем
05.10.2024
«Нужно ли поддерживать контакт с протестантами?»
Размышления после очередного соприкосновения с протестантами
17.09.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22