Каждый раз по дороге из Москвы в Тверь стараюсь сделать остановку в Городне, благо трасса дает такую возможность без дополнительных маневров. Хлебосольный и неутомимый в своем жизнелюбии батюшка Алексей Андреевич Злобин всегда с удовольствием принимает, угощает, слушает и, главное, рассказывает.
Да и трудно проехать, не взглянув «хоть глазком», мимо одного из самых удивительных по красоте мест на Волге. Вот и Александр Сергеевич Пушкин, увидев в первый раз именно здесь великую русскую реку, навсегда полюбил Волгу – Матушку.
Центром села является храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и служит отец Алексий. По рассказам батюшки, да и по некоторым архивным источникам, церковь основана в 1391 году в честь победы русского воинства на Куликовом поле.
Однако, по общепринятому на бытовом уровне представлению, тверские войска в Мамаевом Побоище участия не принимали. Поэтому - то среди памятных знаков на аллее Памяти и Единства городов и земель участников сражения на Поле Куликовом, установленных у основания памятника Дмитрию Донскому в селе Монастырщино, и нет никаких упоминаний о Тверском княжестве. Причина неучастия тверского воинства, как сегодня считается, весьма веская. Это нежелание тверского князя Михаила Александровича, затаившего обиду на князя московского Дмитрия Ивановича за захват и отторжение личного удела города Микулина, нынче Микулино Городище Лотошинского района Московской области.
Как же тогда воспринимать информацию о храме в Вертязине (прежнее название Городни), построенного в честь великой победы, если тверские воины в ней участия не принимали? Еще, конечно, не скрою, очень хочется как-то углубиться в историю села Тургиново, находящегося достаточно рядом, где я являюсь председателем попечительского совета храма Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятель – отец Андрей Владимирович Миляев.
Как оказалось, никогда и не было сомнений об участии в той великой битве князя кашинского Василия со своими людьми у ряда авторитетных историков, а также у знатока местной старины Ярослава Викторовича Леонтьева - старосты кашинско-калязинского землячества, доктора исторических наук, профессора МГУ. Но помимо людей Василия, как указывает еще дореволюционный исследователь Тверского княжества В.С. Борзаковский, в походе на Мамая участвовал и отряд князя вертязинского Ивана Всеволодовича Холмского, племянника Михаила Александровича. По некоторым предположениям, в ходе битвы люди Холмского находились в составе Засадного полка. Как мы сегодня знаем, именно этот полк был подготовлен для нанесения неожиданного и решающего удара, поэтому должен был быть исключительно маневренным и боеспособным. Если Иван Всеволодович действительно воевал в его составе, то в отряде князя были «профессиональные» военные, то есть конная дружина. Но оставить свой личный удел, а главное юго-восточный форпост обороны тверских земель - город Вертязин, после того как Микулин уже отошел к Москве, незащищенным без воли на то своего сюзерена князь Холмский просто не мог. Поэтому, скорее всего, Михаил Александрович, выполняя свои обязательства «брата младшего» принимать участия в войнах Московского княжества с Ордой, в соответствии с договором 1375 г., и направил своего племянника с дружиной к Дмитрию Донскому, сам же сослался на какие - то обстоятельства, заставившие его остаться дома.
Другой видный автор митрофорный протоиерей и член Союза писателей России Александр Николаевич Соколов указывает, что прежний центр княжества Холмского отождествлялся с селом Красный Холм, что на реке Шоше в 45 верстах от Зубцова. Сегодня это могут быть населенные пункты Княжьи Горы, возможно Микулино Городище, с большой натяжкой, Тургиново, либо какое - то уже совсем потерявшееся в истории село. Кстати, все это земли Рюриковичей. Однако Микулин, в те далекие времена был уже известен как личный удел тверского князя. Тургиново находится несколько дальше, да это и не холм, как сегодня представляется. Значит, скорее всего, Княжьи Горы. Но с точки зрения военного искусства, захватить Микулин при передвижении по рекам не взяв Тургиново, невозможно. Значит, наступление Дмитрия Ивановича осуществлялось посуху. В этом случае необходимо было взять и Красный Холм. Можно, рассмотреть еще и Степурино, древнее и красивое село, раскинувшееся на высоком берегу притока Шоши реки Жидоховки. Когда – то оно входило в Микулинский Стан и, по идеи, также должно было бы быть захваченным. В любом случае, князь Холмский, судя по всему, в результате противостояния Тверского и Московского княжеств лишился личного удела.
Город Вертязин, по некоторым источникам, являлся крепостью, прикрывающей устье Шоши, с севера от литовских людей и новгородских ушкуйников, а впоследствии все Тверское княжество с юго-востока, от Орды, Москвы и их союзников. Поэтому перенесение сюда места постоянного нахождения князя, который несколько позже, будет считаться хорошим воеводой, вполне объяснимо. Возможно, город, в тот период даже входил в княжество Холмское. В таком случае, отряд Ивана Всеволодовича формировался, скорее всего, из проживающих по берегам Шоши, предков наших мужиков. И, судя по всему, воевать они умели и дрались в Мамаевом Побоище отчаянно. Не мудрено, по моим подсчетам, это были сыновья и внуки победителей Бортеневской битвы. Наверное, поэтому – то и заслужил Иван Всеволодович расположение Дмитрия Донского, который в последствие отдал дочь Анастасию за князя замуж, а город Торжок - в управление. Тогда и была заложена церковь в честь победы на Куликовом поле.
Конечно, эти размышления, не готов называть их исследованиями, можно и нужно продолжать. Скорее всего, принимали участие князья и воеводы городов Старица, Клин, Кснятин (Калязин), Киасова Гора (Кесова гора), Белгород (Белый Городок) и других, входивших в те далекие времена в тверские земли. Тема ждет своих профессиональных исследователей.
В год 700-летия великого молитвенника Сергия Радонежского Ассоциация Тверских землячеств, при поддержке Тульского землячества возглавляемого Евгением Михайловичем Давыдовым, приступила к строительству часовни-купели в селе Орловка Куркинского района Тульской области. Согласно легенде, здесь у мощного родника, ныне называемого Барский колодец, воины Дмитрия Донского отдыхали, завершив погоню за разбитыми частями Мамая. Она явится памятным знаком животворного начала неистребимой русской традиции объединяться в лихую годину и войдет составной частью в комплекс паломнического центра Матроны Московской, строительством которого занимается, как главным делом своей жизни, уроженец и настоящий патриот этих мест доктор биологических наук, профессор МГУ Александр Сергеевич Яковлев.
Часовня рубится из тверского леса тверскими плотниками компании «Русские деревянные дома» и находится на завершающем этапе строительства. Остаются еще работы по отделке здания и благоустройству территории. Освящение часовни-купели в честь Матроны Московской и в память о наших земляках, погибших во славу Отечества, намечается на 21 сентября - День Воинской Славы России, День победы ОБЪЕДИНЕННЫХ русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.
Как показывает история, у наших великих предков хватило ума и воли, призрев все обиды и гордыню, объединиться вокруг Дмитрия Донского перед полчищами Мамая. Значит, и мы, потомки победителей, должны сомкнуть ряды вокруг нашего лидера перед лицом начинающейся войны против русского языка, русской культура, русского мира, против всего русского, против всех россиян, Третьей Мировой войны против России, чему свидетельством является Одесское Куликово Поле, да и все, что происходит на Украине.
Сергей Александрович Спиридонов, заместитель председателя Ассоциации Тверских Землячеств, капитан 1 ранга