itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вышла в свет брошюра Валерия Бухвалова о перспективе сохранения русской культурной идентичности в школе Латвии

Русофобия 
0
332
Время на чтение 3 минуты

Продолжаются общественные дискуссии по поиску способов сохранения русской культурной идентичности у детей в латвийских школах с учетом надвигающейся принудительной латышизации 7-12х классов. Одна из тем дискуссий, - в какой мере часть может выполнять функции целого. Возможно ли в условиях обучения в основном на латышском языке, но внеурочной работе на русском языке обеспечить формирование носителей русской культуры в школе? Что для этого необходимо делать педагогам и родителям, чем могут помочь активисты общественных организаций?

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал в статье «Родное слово»: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».

Культурное наследие народа передается с помощью родного слова только в том случае, если содержание образования несет в себе основные элементы культурной традиции.О роли культурной традиции в формировании русского самосознания и сохранении русской школы многие педагоги и родители мало информированы, в результате в общественном дискурсе присутствует ложное представление о том, что сохранение русской школы - это сохранение исключительно русского языка в преподавании части предметов.

Прежде всего, нужно напомнить, что вектор культурных предпочтений задается в семье и если родители с раннего детства приобщают ребенка к русской культуре, то это в значительной степени повлияет на его выбор культурной идентичности. Ни школа, ни детские центры, ни общественные организации не являются решающими для выбора культурной идентичности, это определяется культурными предпочтениями семьи. И если в семье русская культура доминирует, а родители активно приобщают к ней ребенка, то никакая ассимиляция ребенку не грозит.

Говоря о русской школе, следует иметь в виду, что таковой является школа трансляции русской культурной традиции на русском языке, при этом часть учебных предметов может преподаваться на другом языке. Элементы содержания культурной традиции дети могут изучать как отдельный предмет «Основы русской культуры», в рамках комплекса предметов или как тематические модули во многих предметах. Сохранение русского языка как средства обучения, без сохранения элементов содержания и трансляции культурной традиции не сможет сохранить русскую школу. Это нужно понять, принять к сведению и направить усилия на сохранение процесса трансляции культурной традиции в каждой школе. Но и это еще не все.

Школьное образование мультикультурно, в русских школах дети изучают основы латышской, русской и западной культур и такой сравнительный диалог культур - самое ценное в школьном образовании. В зависимости от программы образования, в учебно-воспитательном процессе могут быть акценты на одну из культур.

В нынешних русских школах в большей или меньшей степени акценты делаются на воспитании русской культурной идентичности у учащихся, что обусловлено программами образования и традициями многих школ. Однако существующей практики недостаточно для качественного культурного образования, опросы выпускников показывают, что необходимо увеличение духовно-культурных и культурно-исторических компонентов в учебных программах.

В изданной брошюре представлен пакет перспективных педагогических предложений для сохранения у детей русской культурной идентичности в школе с учетом надвигающейся принудительной латышизации.

Педагогическая перспектива не заменяет собой и не ограничивает другие возможности сохранения русских школ - протестные, правозащитные и социокультурные, она - параллельный, но очень важный курс.

Брошюра предлагает конкретные способы действий темпедагогам и родителям, кто убежден, что главные спасатели утопающих - сами утопающие, кто понимает, что сохранить русскую культурную идентичность у детей может только сотрудничество семьи и школы.

Брошюра не является коммерческим продуктом, это подарок педагогам, родителям и активистам общественных организаций.

Скачать текст брошюры можно здесь.

Валерий Бухвалов, Dr.paed

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русофобия
Жульнический трюк с «народным капитализмом» 90-х
И напёрстничество «инклюзивного» капитализма 2020-х
01.02.2023
Смелый шаг
Братия Киево-Печерской Лавры обратилась с мольбой о помощи к монастырям Поместных Православных Церквей
01.02.2023
С широко закрытыми глазами
Надо ли сражаться за Родину со всеми её уродствами?
01.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
01.02.2023 21:39
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Константин В.
01.02.2023 21:26
Смелый шаг
Новый комментарий от Адриан Послушник
01.02.2023 20:58
Наступление России
Новый комментарий от Адриан Послушник
01.02.2023 20:51
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от С. Югов
01.02.2023 19:47
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Константин В.
01.02.2023 17:38