С сентября текущего года стартовал лекционно-просветительский проект «Семья - опора России» Центра защиты материнства «Покров». Проект вошёл в число победителей в конкурсе на предоставление грантов Губернатора Тюменской области на развитие гражданского общества в 2024 году. В рамках проекта, помимо проведения семинаров для подготовки новых кадров, повышения квалификации лекторов и педагогов, будут прочитаны лекции на тему: «Семья, брак и культура отношений полов» для старшеклассников и студентов колледжей. Мы попросили ответить на наши вопросы участника проекта, лектора А.А.Генерозова.
Андрей Алексеевич, у подростков свои представления о семейной жизни. Они видят её в своей семье, часто неполной, что-то в фильмах, в интернете. Наверняка представления о том, какой должна быть семейная жизнь и что такое традиционные семейные ценности, у них искажены. Чем может помочь проект "Семья - опора России" исправить такую ситуацию?
– Конечно, пример благополучной «нормальной семьи» в современной реальности редко бывает действительно нормальным. Хуже того, образ «нормальной жизни вне семьи» по образцу «чайлдфри» всё более распространяется как в медиасреде, так и в жизни. Поэтому растущим детям бывает трудно отличить норму от отклонения. Однако притом что дети впечатлительны, видят и помнят все перекосы в отношениях собственных родителей, а также легче взрослых поддаются и захватываются манипуляционными технологиями, всё-таки у них есть важное достоинство. Это – непосредственность восприятия! Даже весьма негативный опыт в юношеском возрасте ещё не успел закостенеть и имеет ресурсы врачевания. Поэтому если взрослым найти к ним творческий и своевременный подход, не притворяться и, конечно, предложить им некий жизненный пример, пусть не идеальный, но хотя бы честный, то и эффект может оказаться незамедлительным. Собственно, на это и рассчитана наша деятельность в рамках проекта «Семья – опора России». Наше общение с подростками никак не манипуляция, это именно честный разговор без ужимок, который призывает к оригинальному – творческому и одновременно традиционному мышлению, которое, я уверен, заложено в каждом взрослом и ребёнке, и способно противостоять навязанным извне потребительским стереотипам. Конечно, мы понимаем, что реанимировать традицию в старых формах невозможно, но внутренний стержень её, живущий в современных условиях и формирующий их под себя, должен быть сохранён и развит. Для этого должна проводиться большая системная работа. То, что 2024-й год официально объявлен годом семьи на уровне государства, это приятно. Но одного года явно не достаточно. Нужно объявлять «десятилетие семьи», если не дольше! Всё, что сейчас государство делает для укрепления семьи, конечно, должно продолжаться. Но ещё нужно всё-таки учитывать те подсказки, которые настойчиво даёт государству родительское сообщество. А это – вагон и большая тележка! В первую очередь – срочно тормозить с агрессивной и тотальной цифровизацией общества. Иначе скоро не только браки будут электронными, но и сами семьи станут цифровыми, игровыми, дистанционными, да и дети виртуальными – это как когда-то души были мёртвыми, отсутствующими! Потому что искусственные формы существования и коммуникаций всё активнее вытесняют натуральную жизнь, живое общение и естественное согласие. Наивно думать, что семья в условиях такого масштабного переформатирования мира сохранит прежние, традиционные формы. А ведь именно такую семью пытаемся сохранить мы и государство. Не так ли?
Вы уже прочитали первые лекции. Какой из рассматриваемых вопросов вызвал наибольший интерес учащихся?
– Было прочитано уже несколько лекций в Тюменском колледже экономики, управления и права, Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства, Тюменском колледже производственных и социальных технологий. Чаще всего задают вопрос, сколько у меня детей, видимо, хотят проверить, насколько у самого лектора теория сочетается с практикой (8 детей – прим. ред.). И ещё активно обсуждают вопрос запрета или оправдания необходимости абортов в экстремальных обстоятельствах, например при особых медицинских показаниях или при беременности в результате изнасилования. Конечно, их задают всегда девочки. Приятно, что как бы я ни отвечал на эти действительно серьёзные вопросы – убедительно для них или не очень, радует то, что всё-таки они касаются сравнительного небольшого процента так называемых «проблемных» беременностей. Значит, в большинстве случаев аборт как средство решения проблемы уже не рассматривается. И это уже немалое достижение!
Назовите главные тезисы вашей лекции.
– Прежде изложения тезисов уместно отметить, что главное в общении с детьми – завоевать внимание и доверие, ведь даже самые правильные слова могут пройти мимо ушей и сердца. С учётом этого лекции могут проходить по-разному, но ключевые блоки, в основном, сохраняются. Итак:
- Семья – древнее устроение человеческого общества. Актуальность семейной тематики сегодня. Отказ от семьи и деторождения в мировом масштабе и в России.
- Главные смыслы жизни и семейное окружение. Главные основания любви – совесть, бескорыстие, жертвенность – произрастают из семьи. Вечно нравственные термины: отцовство, материнство, братство, супружество.
- Росток и «ячейка общества». Семья не только механизм продолжения рода, но и образ поддержания государственной жизни. Сфера первичной социализации ребёнка, формирования трудовых навыков, залог его психологической устойчивости и успешного вхождения во взрослый мир, подготовка к гражданской и духовной нагрузке.
- Эпоха информационных войн и демографическая катастрофа. Гендерная идеология и другие примеры дискредитации традиционных ценностей.
- «Ищу человека, а не тело». Почему «до свадьбы нельзя»? Риски свободных отношений.
- Всего лишь «червячок»? Когда начинается жизнь человека.
- Целомудрие или резиновые гарантии?
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!». Недопустимость абортов в истории и традиционной культуре. Клятва Гиппократа устарела?
- Вопросы. Примеры из жизни.
Вопросы задавала Татьяна Николаева