Греко-католическая церковь в Беларуси в начале 1990-х гг. Часть 2

На материалах архивных источников.

Новости Белоруссии 
0
30
Время на чтение 9 минут

Источник: Наука Вера Культура

Фото 1. Греко-католический центр святого Иосифа в Минске. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=68a31e5f30694b4d3a2e66677690126f-5232745-images-thumbs&n=13

Органы власти вынуждены были реагировать на многочисленные обращения активистов «возрождаемой» греко-католической общины в Беларуси. 10 марта 1992 г. на заседании Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета Республики Беларусь был заслушан отчет Уполномоченного по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь А.И. Жильского о деятельности униатской церкви. Отчет представлял собой обстоятельный разбор тезисов, содержавшихся в обращениях Я. Матусевича, С.П. Абламейко и других ревнителей униатства в Беларуси в органы власти. В начале отчета А.И. Жильский опроверг центральный тезис своих оппонентов об исключительно белорусском национальном характере униатской церкви: «Нельзя согласиться с утверждением авторов письма в том, что униатская церковь носит исключительно “белорусский характер”, что “она является квинтэссенцией национальной христианской духовности и белорусского менталитета”. Ни канонически, ни фактически в мире нет исключительно национальных церквей, все они интернациональные, объединяют верующих разных национальностей. Это утверждение есть ни что иное, как попытка придания исключительности сторонникам этого вероисповедания».

Следующее утверждение, которое опровергал А.И. Жильский, заключалось в характеристике униатами православной церкви как «русско-шовинистической». Чиновник отметил: «Все 6 православных епископов, руководящих епархиями, являются белорусами. Митрополит, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет русский, в республике служит уже 14 лет и для пропаганды исторического и культурного наследия белорусского народа сделал не меньше, чем “особенные” белорусы-униаты. 85 % православных священников являются белорусами по национальности, тогда как среди униатов – 75 % (при том, что общее число униатских священнослужителей равнялось четырем – авт.)».

Далее А.И. Жильский подробно прокомментировал фрагмент обращения Я. Матусевича и С.П. Абламейко к руководителю Беларуси С.С. Шушкевичу, в котором подчеркивалась желательность назначения А. Надсона епископом для греко-католиков Беларуси и утверждалось, что этот проживавший в Англии униатский священнослужитель якобы «пользуется большим авторитетом среди белорусов на Родине и в эмиграции, чем митрополит К. Свёнтек и Экзарх Филарет» и что «назначение такого жертвенного священника и патриота епископом имело бы большое значение». А.И. Жильский вспомнил не самые приглядные страницы из биографии А. Надсона: «Может, для Я. Матусевича и С. Абламейко он таким и является, но никак не для “белорусов на Родине”, потому что его здесь пока мало кто знает, разве что по тем крохам гуманитарной помощи, которую он привозил и о которой так много писалось в прессе. Известно и то, что во время войны А. Надсон находился на стороне фашистской Германии. Личное дело каждого выбирать себе кумиров».

А. Надсон. Источник: https://radzimaphoto.com/wp-content/gallery/photo-of-the-day/Father-Aljaksandr-Nadson-London-2007-2007402-12.jpg

Уполномоченный по делам религий отметил, что популярные в то время среди греко-католиков Беларуси требования возвратить им храмы, якобы отобранные православными после 1839 г., не только не имели под собой юридических оснований, но и противоречили элементарной логике. А.И. Жильский отметил, что «государственная власть не несет ответственности за действия царского правительства». Кроме того, «православные считают (не без основания), что это униаты захватили их храмы после Брестской унии, когда православная церковь была вне закона».

Свой отчет А.И. Жильский резюмировал следующим образом: «Письмо Я. Матусевича и С. Абламейко носит исключительно политический характер. Они видят в унии ту опору, которая будет служить политическим силам Беларуси в ее сложном геополитическом положении. Такой подход противоречит Закону “О свободе совести и религиозных объединениях”». Опытный чиновник высказал вполне трезвые опасения о потенциальных последствиях, к которым могла привести агрессивная деятельности адептов унии в Беларуси: «Так как православная церковь является самой массовой в республике, если начнется борьба униатов против нее по образцу Западной Украины, результаты будут катастрофическими» (НАРБ, ф. 968, оп. 1, д. 4091, л. 14–19).

Не менее важная информация содержится в аналитической записке А.И. Жильского «О воссоздании греко-католической (униатской) церкви в Республике Беларусь», направленной 13 января 1992 г. в Министерство иностранных дел. В начале документа подчеркивалась тесная связь между сторонниками унии и БНФ (в большинстве случаев новоявленные униаты были членами БНФ или разделяли программные установки этой организации). Автор в очередной раз развенчивал миф об «исключительной белорусскости» греко-католической церкви: «Идеологи униатства утверждают, что уния – это наша, национальная религия, она якобы приобщала белорусов к вершинам западноевропейской культуры, что в униатских церквях богослужение велось на белорусском языке. Насколько достоверны эти утверждения, свидетельствует тот факт, что условия Брестской унии 1596 г. оставили для униатской церкви тот же язык, который был в православной, то есть церковнославянский. Именно на этом языке проводились богослужения в униатских приходах Беларуси вплоть до устранения унии в 1839 г. А проповеди произносились на диалектах, на которых разговаривало местное население» (А.И. Жильский представил довольно оптимистичную картину, не учитывавшую имевшие место процессы латинизации униатской церкви в Беларуси – авт.).

К началу 1992 г. униатская церковь в Беларуси была крайне малочисленной, насчитывала 7 общин (от 10 до 40 верующих в каждой, «преимущественно представителей интеллигенции, членов БНФ») – в Минске, Гомеле, Могилеве, Витебске, Гродно, Полоцке, Старых Дорогах. Свои уставы имели только минская и гомельская общины, «в первой из них богослужения посещали до 40 человек, многие из которых являлись научными сотрудникам Академии наук, а во второй – до 14 человек».

Униатов в то время окормляли 3 священника и 2 диакона. А.И. Жильский подробно остановился на сомнительных фактах из биографий некоторых из них: «Петр Кузьмичев, 1957 года рождения, с 1981 по 1985 гг. служил настоятелем церкви (православной – авт.) в Мостовском районе Гродненской области. Был осужден к 4 годам лишения свободы за мошенничество, одалживал большие суммы денег и никому не отдавал. Пьянствовал, дебоширил. Исключен из православного клира. Приласкали польские униаты и поручили служение в Беларуси». Сложный путь к униатству прошел упоминавшийся в статье Я. Матусевич: «Ян Матусевич, 1947 года рождения, окончил Минский театрально-художественный институт, работал директором Дворца культуры и одновременно постигал священническую практику. В 1976 г. рукоположен в священники и назначен настоятелем православной церкви в д. Марково Молодечненского района. Через 3 года перешел в католичество. С 1982 по 1990 г. служил настоятелем костела д. Боруны Ошмянского района. После знакомства с униатским священником А. Надсоном, проживающим весь послевоенный период в Лондоне, Матусевич разрывает с католической церковью и переходит в униатство» (НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 3–4).

Я. Матусевич и А. Надсон. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Alaksandar_Nadsan_i_Jan_Matusevi%C4%8D.jpg

Оценку природы греко-католической церкви в Беларуси Уполномоченный по делам религий А.И. Жильский фактически повторил и в своей аналитической записке, составленной в начале 1995 г., подкрепив свои доводы новыми материалами. К тому времени униатская церковь оставалась малочисленной (11 общин). А.И. Жильский констатировал: «Некоторые политические силы пытаются преподносить их (униатов – авт.) как исключительно белорусскую национальную церковь. Социологические исследования, которые проведены в 1994 г. Институтом социологии Академии наук Беларуси, показали, что среди сторонников этой религии нет численного превосходства людей одной национальности, как это имеет место, например, в православном вероисповедании. Больше всего опрошенных (44 %) идентифицируют униатскую религию с принадлежностью к украинской нации, 41,9 % – к белорусской, 25,5 % – к польской, 2,5 % – к русской. Из этого можно сделать вывод, что утверждение, согласно которому греко-католическое вероисповедание является исключительно национальной религией в Беларуси, совсем безосновательное. Ватиканом предпринимаются меры по активизации деятельности греко-католиков. Он назначил священника Я. Матусевича деканом для униатских общин. Назначен также визитатор Святой Конгрегации Восточных Церквей для греко-католиков Беларуси. Им стал поляк Ян Гаек, который в прошлом году 3 раза посещал республику и только изучает деятельность всех 11 униатских общин. Григорианский университет Ватикана принял на учебу униата из Беларуси, выпускника журфака БГУ С. Сенкевича. Все это свидетельствует, что Ватикан взял курса на укрепление униатства в Беларуси» (НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 15, л. 207).

Я. Гаек. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Archim_Gajek.jpg/800px-Archim_Gajek.jpg

В 1994–1995 гг. белорусские чиновники начинают массово фиксировать новое явление – сотрудничество между римско-католическими и греко-католическими общинами в отдельных местностях (НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 22, л. 101). Как отмечалось выше, на заре своего «возрождения» униаты рассматривали польских и ополяченных католических ксендзов в качестве одной из основных угроз белорусской национальной идентичности. Единичные случаи контактов между католиками и униатами имели место и ранее. Например, молитвенные собрания греко-католиков Гомеля уже с 1991 г. проводились костеле Рождества Божьей Матери, на некоторых из них присутствовали римо-католики (НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 21). Попытка греко-католиков использовать в своих целях здание костела в Бресте завершилась неприятным курьезом. Вот как описал его Уполномоченный Совета по делам религий по Брестской области М. Жук в аналитической записке, адресованной своему начальнику А.И. Жильскому (сентябрь 1991 г.): «Уникальный случай на сей счет в прошлом году произошел с гражданином Англии Надсоном, который, находясь в нашей области, попытался выступить с проповедью на белорусском языке в костеле Бреста. Прихожане-католики его не пустили даже в костел» (НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 32). Инициативы униатов тогда натолкнулись на крепко укоренившийся среди католиков Беларуси стереотип «католик – значит поляк».

Таким образом, анализ документов свидетельствует, что греко-католики Беларуси в начале 1990-х гг. являлись малочисленной конфессией, ядро которой составляли представители интеллигенции националистических взглядов. Советские чиновники не без оснований считали, что пропагандируемая униатами идеология являлась катализатором центробежных настроений. После распада СССР и образования независимой Республики Беларусь униаты пытались позиционировать себя в качестве единственной «подлинно национальной» белорусской церкви и на этом основании бороться за политический капитал. Данные попытки, однако, не увенчались успехом вследствие взвешенной позиции белорусских чиновников и незначительного влияния греко-католиков Беларуси на настроения широких масс населения. Хочется надеяться, что сегодня граждане Беларуси, являющиеся прихожанами греко-католической церкви, не будут повторять ошибок своих предшественников и допускать высказываний и действий, ставящих под сомнение межконфессиональное согласие в республике.

Литература

1. НАРБ, ф. 968, оп. 1, д. 4091, л. 4–23. «Протокол № 41 заседания Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета Республики Беларусь», Минск, 10 марта 1992 г.

2. НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 3–4. «Аналитическая записке Уполномоченного Совета по делам религий А.И. Жильского “О воссоздании греко-католической (униатской) церкви в Республике Беларусь”, направленная в Министерство иностранных дел» Республики Беларусь», Минск, 13 января 1992 г.

3. НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 15, л. 202–211. «Аналитическая записка Уполномоченного Совета по делам религий А.И. Жильского», Минск, 30 января 1995 г.

4. НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 22, л. 94–105. «Аналитическая записка Уполномоченного Совета по делам религий А.И. Жильского “О религиозной обстановке в республике”, направленная в Кабинет Министров Республики Беларусь», Минск, 14 июня 1995 г.

5. НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 21–25. «Информационная справка о деятельности религиозных объединений на территории Гомельской области, составленная Уполномоченным Совета по делам религий по Гомельской области Г.С. Заторой», Гомель, 21 января 1992 г.

6. НАРБ, ф. 136, оп. 3, д. 3, л. 31–33. «Аналитическая записка “Информация о некоторых вопросах осуществления государственно-церковных отношений в области”, составленная Уполномоченным Совета по делам религий по Брестской области М. Жуком», Брест, 27 сентября 1991 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Казак
Все статьи Олег Казак
Новости Белоруссии
«Сострадание и сопереживание делает из
человека — Человека!», Брестская крепость, 2024 год
14.09.2024
Святая преподобная Евфросиния Полоцкая и
славный град Могилев на Днепре
13.09.2024
«Это никакая не евразийская интеграция»
В нынешней ситуации нам необходимо переосмыслить все отношения на постсоветском пространстве: мы их элиты слишком разбаловали
12.09.2024
«Церковь Православная не престает молиться, чтобы миновало это лихолетье»
Совместными силами России и Белоруссии сегодня защищается наш общий суверенитет и наше право на собственный исторический, культурный, духовный и политический выбор
09.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:23
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:17
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.09.2024 16:13
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 15:37
Англо-саксонский лагерь
Новый комментарий от Ленчик
16.09.2024 12:35
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.09.2024 11:33