Религиозный аспект литовской «мягкой силы» в Беларуси в период перестройки

0
36
Время на чтение 6 минут

Источник: Наука Вера Культура

Источник: https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e4/08/06/12826563_0:75:3072:1803_2072x0_60_0_0_a47a1176bb5d9ab3fc7c77c518d4f2f2.jpg

Аннотация

В статье анализируются попытки отдельных представителей интеллигенции Литовской ССР дестабилизировать общественную обстановку в приграничных районах БССР, используя для этих целей религиозный вопрос. Источниковую базу статьи составили документы Национального архива Республики Беларусь, Государственного архива общественных объединений Гродненской области, Государственного архива Российской Федерации.

_________________________________________________________

Позднесоветский период, ознаменовавшийся не только демократизацией общественной жизни, но и ослаблением институтов государственной власти, кризисом идеологии, дезориентацией огромных масс населения, создал приемлемые условия для акторов, заинтересованных в политизации этничности. Советская Беларусь не осталась в стороне от данных процессов. В частности, деятельность отдельных представителей интеллигенции соседней Литовской ССР способствовала обострению межнациональных отношений в Вороновском и Островецком районах Гродненской области (по данным переписи населения 1989 г., в БССР проживало около 7,5 тыс. литовцев, в том числе в Гродненской области – около 3 тыс.). Литовская «мягкая сила» в Советской Беларуси периода перестройки представляет собой один из примеров политизации этничности. Для подогревания сепаратистских настроений в местах компактного проживания литовцев Вороновского и Островецкого районов искусственно педалировались вопросы качества образования на литовском языке, отсутствия свобод в религиозной сфере, социально-экономических трудностей) [1].

Литовская «мягкая сила» в БССР имела и религиозную составляющую. В сентябре 1988 г. активисты литовского общества «Саюдис» соорудили на кладбище в д. Пелеса Больтишского сельсовета Вороновского района Гродненской области щитовой домик, который был освящен литовским римско-католическим кардиналом В. Сладкявичюсом как каплица. В этом же месяце в каплице состоялся религиозный праздник, на который прибыла внушительная делегация из Литвы, в состав которой входили поэт из Вильнюса А. Бубнис, известный физик Ю. Ульбикас, журналисты, музыканты. По информации Уполномоченного Совета по делам религий по Гродненской области А. И. Лыскова, «приезжие лица литовской национальности посещали местную школу, настойчиво предлагали дирекции школы учебники и другую литературу на литовском языке, а также бывший литовский флаг и другие материалы. Такие же флаги были развешены на кладбище во время богослужения (около 10 штук)». Из четырех ксендзов, участвовавших в богослужении в каплице д. Пелеса в сентябре 1988 г., трое выступали на литовском языке, один – на польском [2, л. 22–23].

Костел в деревне Пелеса Вороновского района Гродненской области. Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46783682

Информация о данном эпизоде нашла отражение в решении исполнительного комитета Вороновского районного Совета народных депутатов от 28 сентября 1988 г. «О незаконном строительстве на территории кладбища д Пелеса». В документе содержались некоторые дополнительные подробности инцидента. Строительство ритуального сооружения велось без проектно-сметной документации гражданами Литовской ССР при участии местных жителей. Решением исполкома строительство каплицы было признано незаконным и приостановлено. Расследование правонарушения было поручено отделу внутренних дел Вороновского райисполкома и исполкому Больтишского сельского Совета народных депутатов. Авторы документа выражали надежду на помощь со стороны Каунасского городского Совета народных депутатов в расследовании и наказании виновных. Один из пунктов решения райисполкома был сформулирован следующим образом: «Просить Совет Министров Литовской ССР принять меры к организаторам незаконного строительства каплицы, проведения богослужения на кладбище в д. Пелеса четырьмя священниками из Литовской ССР, вмешательства в вопросы учебно-воспитательного процесса в Пелясской неполной средней школе и подстрекательства местного населения к незаконным действиям» [3, л. 21–22]. Документы, которые свидетельствовали бы о действенной помощи органов власти Литовской ССР в расследовании эпизода, обнаружены не были.

Проблематика межнациональных отношений рассматривалась на пленуме Вороновского районного комитета Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) 23 ноября 1989 г. Выступавшие на пленуме отмечали, что в районе не было объективных предпосылок для межнациональных конфликтов, однако некоторые силы пытались создать их искусственно, придав имевшим место социальным сложностям национальную окраску. Так, председатель исполкома Больтишского сельского совета народных депутатов Ф.И. Сурконт отмечал: «Этим экстремистам показалось, что якобы мы ущемляем права и свободу людей именно литовской национальности. В литовской печати появились призывы помочь якобы страдающему в гнете литовскому населению. К нам зачастили наезды граждан из Вильнюса, Каунаса и других городов Литвы. Привозили литовскую литературу, в которой мы практически не нуждались, пытались изменить обучение в школе, чтобы все предметы преподавались на литовском языке». Ф.И. Сурконт в своем выступлении подчеркнул, что апелляция представителей интеллигенции из Литвы к религиозному вопросу позволила им завоевать некоторые симпатии у литовцев Вороновского района: «Честно говоря, когда только разворачивались эти события, у меня была уверенность, что экстремисты не получат поддержки, но оказалось, что завоевали они свой авторитет перед населением тем, что показали свои способности в решении религиозного вопроса, в решении которого мы проявили свою медлительность, а сейчас, пользуясь уважением народа, решают и другие вопросы» [4, л. 94–95].

Деревня Пелеса. Источник: http://photos.wikimapia.org/p/00/01/83/76/92_big.jpg

В Островецком районе Гродненской области римско-католическая церковь также являлась одним из действенных инструментов литовской «мягкой силы». Первый секретарь Островецкого районного комитета КПБ И.Ю. Кардаш в интервью «Гродненской правде» (5 апреля 1991 г.) отмечал: «Большинство верующих того же Гервятского сельсовета – католики. Среди них, как говорил, литовцев – треть. Но служба в местном костеле идет только на литовском языке» [5, с. 2]. Сам ксендз Гервятского костела К.М. Гвоздович во время «круглого стола», организованного газетой «Островецкая правда» в мае 1989 г., признавал, что белорусский язык не использовался в богослужении (несмотря на то, что белорусы составляли около половины населения д. Гервяты). Вопрос корреспондента звучал следующим образом: «В Вашем приходе живут люди нескольких национальностей. Как нам говорили, проповеди Вы читаете на польском и литовском языках. Как относятся к этому прихожане?». К.М. Гвоздович ответил: «Я считаю, что лучше здесь сделать невозможно. Это проблема не только этой территории, это проблема всего Вильнюсского края». [6, с. 2]

Секретарь Островецкого райкома КПБ Н.Н. Яловский (справа) и ксендз Гервятского костела К.М. Гвоздович [6, с. 2].

Таким образом, для деструктивно настроенных представителей интеллигенции Литовской ССР в позднесоветский период религиозный вопрос являлся одним из инструментов вмешательства в общественные процессы прилегающих регионов Советской Беларуси с целью возбуждения сепаратистских настроений у проживавших там литовцев. Большинство населения указанных местностей оказалось равнодушно к проявлениям литовской «мягкой силы». Описанный в данной статье эпизод не привел к серьезным негативным последствиям. Однако он демонстрирует легкость инициирования этнополитических конфликтов и важность их своевременного пресечения.

Литература:

1. Казак, О. Г. Литовская «мягкая сила» как фактор обострения межнациональных отношений в Советской Беларуси периода перестройки / О. Г. Казак // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2024. – Вып. 24 : в 4 ч. – Ч. 1. – С. 165–171.

2. Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 136. Оп. 1. Д. 98.

3. Государственный архив Российской Федерации. – Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3786.

4. Государственный архив общественных объединений Гродненской области. – Ф. 6. Оп. 63. Д. 2.

5. Минин, Г. На распрях дома не построишь / Г. Минин // Гродненская правда. – 1991. – 5 апреля. – С. 2.

6. Наспела неабходнасць дыялогу // Астравецкая праўда. – 1989. – 6 чэрвеня. – С. 2.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Казак
Все статьи Олег Казак
Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Русский танкист
16.06.2025 13:28
Война Израиля против Ирана
Новый комментарий от Русский танкист
16.06.2025 13:24
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от учитель
16.06.2025 13:10
Шоу «Маски» – последний сезон
Новый комментарий от учитель
16.06.2025 12:56
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
16.06.2025 12:36
Это ответ на неспровоцированную агрессию еврейского государства
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.06.2025 08:47
Фашистский режим Нетаньяху перешел все пределы
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.06.2025 08:33